Курсовая работа

«Взаимоотношения личности и общества. Личность как субъект общественных отношений»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛ.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 5

1.1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ 5

1.2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ 11

ГЛ.2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. 19

2.1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 19

2.2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Введение

Тема представленной работы – взаимодействие личности и общества. Личность как субъект общественных отношений.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема личности является одной из важнейших проблем в системе наук, изучающих общество и человека.

Под понятием личность, ученые понимают отдельного человека, характеризуемого со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество включает человека в целый ряд различных процессов, связей, отношений. Из этого следует, что личность является системой социальных качеств человека, формирующей на основе его вовлечения в систему общественных отношений.

Человек является важнейшим субъектом общественных отношений. По причине того, что он выступает многогранным и многоплановым существом, особый интерес вызывает изучение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека. Не будет преувеличением и то, что сущность проблемы социальных отношений и личности в современном обществе состоит в вопросе о том, каким именно образом социальные отношения влияют на личность с одной стороны и, как она преобразует свою социальную среду, с другой. С одной стороны, личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но с другой, - она же является создателем своих собственных условий существования, т.е. социальным субъектом.

Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее изученной, понимание же человека как субъекта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.

Цель данного курсового проекта заключается в том, чтобы раскрыть сущность личности как субъекта социальных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить понятие личности в социологии;

2. Изучить проблемы формирования личности в социологии;

3. изучить взаимодействие личности и общества;

4. Изучить личность как субъект общественных отношений.

Цель и задачи, поставленные перед настоящей работой, составляют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре раздела, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

Прежде чем приступить к изучению личности как субъекта общественных отношений, необходимо определить понятие личности, изучить сущность данного понятия.

Науке известно достаточное количество попыток систематизации социологических воззрений в решении вопроса о взаимосвязи личности и общества. Один из наиболее продуктивных вариантов классификации современных социологических направлений был предложен шведским социологом П. Монсоном . Ученым было выделено четыре основных подхода.

Первый подход и социологическая традиция, которая из него вытекает, исходит из примата общества относительно отдельного индивида и сосредотачивает свое внимание на исследовании закономерностей «высшего» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыс-лов.

Общество здесь рассматривается в качестве системы, возвышающейся над индивидами. Данную систему невозможно объяснить мыслями и действиями индивидов. Логика рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция зарождается из социологической концепции, разработанной Дюркгеймом, а еще раньше из взглядов Конта. Изучая современные направления социологии, схожие с данной традицией взгляды, можно найти в первую очередь, в школе структурно-функционального анализа Т. Парсонса и теории конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа.

Огюст Конт (1798-1857) считается основателем позитивистской социологии. Основной труд, написанный Контом, под названием «Курс позитивной философии» был опубликован в 1830-1842 годах. Данный труд был издан в шести томах. Время работы Огюста Конта совпало с периодом глобальных перемен в социологии, которые были восприняты ученым как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса, на его взгляд, крылись в разрушении традиционных институтов общества, которые, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейным фундаментом будущих социальных преобразований. Переход общества на новый этап, по мнению Огюста Конта, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества .

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности.

Заключение

Социология личности - раздел социологии, изучающий личность в качестве социального явления, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом. В представленной работе была предпринята попытка определить понятие «личность», рассмотреть концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотреть такой вопрос как взаимоотношения личности и общества, в рамках которого была рассмотрена «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о полной завершенности процесса социализации: в некоторых аспектах он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле говорится о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.

Таким образом, цели и задачи, поставленные перед настоящей работой, решены в полном объеме.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. -- 608 с.

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 10 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с.

4. Каверин, Б.И. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б.И.Каверин, П.И.Чижик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 367 с.

5. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2007. - 200 с.

6. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4.

7. Личность. Экономика. Гражданское общество. /Ред.кол.: Арнин А.Н. и др. М., 2000.

8. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов. Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма. 2003.

9. Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999,с.198.

10. Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ. ред. А.Ф.Филиппова). М.: Наука, 2004. С.73.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимоотношения личности и общества. Личность как субъект общественных отношений»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика