Курсовая работа
«Право и мораль современные проблемы взаимоотношения и взаимодействия»
- 38 страниц
Введение.3
Глава 1. Понятие права….…4
1.1.Понятие права, его сущность.4 1.2. Функции права.7
Глава 2. Понятие морали….….9
2.1. Понятие морали, ее сущность.9
2.2. Функции морали.13
Глава 3. Право и мораль. Единство права и морали….….16
Глава 4. Взаимосвязь права и морали….….21
Глава 5. Отличительные особенности права и морали….34
Заключение….36
Список использованной литературы.37
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Особое место в таком регулировании занимают право и мораль - важнейшим элементам человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Для того, чтобы определить роль, цели и содержание права и морали необходимо раскрыть их сущность, особенности.
В связи с этим, целью работы: упорядочить знание автора работы о праве и морали, раскрыть тему придерживаясь структуры требований к курсовым работам.
Основными задачами данной работы в целях раскрытия темы являются: определение понятия права и морали, их сущности, взаимодействия права и морали, их отличительные черты.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии сформированных функций:
- регулятивной, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей));
- воспитательной, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную);
- познавательной, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивной,
- ориентирующей,
- мотивационной,
- коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.
Элементами морального регулирования являются:
- идеал, выражающий представление общества, классов,
социальной группы о нравственном совершенстве;
- система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
- особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.
Регулятивная. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив).
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.
Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека: жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла; так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам.
Познавательная. Подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию.
Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.
Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Таким образом, исходя из соотношения права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.
Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев. Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.
1. Конституция Российской Федерации// Правовая система «Гарнат»;
2. постановление Конституционного суда Российской Федерации Конституционного от 20.04.2006 № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других»/ Правовая система «Гарант»;
3. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2005 года Дело № Ф09-3145/05-С7/ Правовая система «Гарант»;
4. Решение Верховного суда Российской Федерации от 12.09.2006 г. № ГКПИ06-934/ Правовая система «Гарант»;
5. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль// М.: Юрид.лит.,1982.;
6. Алексеев С. С. Теория права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК,1995;
7. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. // М.:Юрайт,2000 ;
8. Глущенко В.В. Теория государства и права// Железнодорожный, Мир, 2000;
9. Комаров С.А.Теория государства и права//М.: Питер, 2006;
10. Клименко А.В. Обществознание// М.:РОЛЬФ, 1999,стр.146;
11. Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. – 2-е изд., доп. // М.: Юрид.лит.,1959- с.95.
12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства.//М.: Юрист, 2000;
13. Малько А.В.Теория государства и права/ /М.: Юристъ, 2006;
14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРА•М, 1999;
15. Рассловова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права. Учебник/ /М.: Закон и право, 2000;
16. Тихомиров Ю.А. Публичное право// М., 1995;
17. Тиковенко А.Г.Общая теория государства и права// Минск: Книжн.Дом, 2006;
18. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Уч.// М.: Юрайт ,2001;
19. Общая теория государства и права. Академ. курс в 3-х т. // Под ред.проф. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало,2001.Т.2.;
Тема: | «Право и мораль современные проблемы взаимоотношения и взаимодействия» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия права Гегеля
Реферат:
Общество и природа
Курсовая работа:
Поведенческие проблемы личности в организации
Дипломная работа:
Земская школа на Урале на рубеже XIX - XX вв.: традиции и новации
Дипломная работа:
Функциональные возможности информационно коммпьютерных средств в обучении обществознанию и праву