Курсовая работа
«Суверенитет РФ»
- 33 страниц
Введение…. 3
Глава 1. Понятие государственного суверенитета ….…8
Глава 2. РФ – суверенное государство….….13
2.1. Признаки и виды суверенитетов в Российской Федерации…. 20
2.2. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации… 24
Глава 3. Конституционно – правовой статус Российской Федерации…
Заключение…. 28
Список литературы…. 30
Вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания. Более того, вслед за некоторыми западными юристами и политологами участились утверждения, что суверенитет является понятием абстрактным и может быть неполным. Между тем представляется бесспорным, что значение суверенитета как правового и вместе с тем политического института в международных отношениях, а в ряде стран и их внутренних отношениях, безусловно, не только велико, но и постоянно возрастает.
Суверенитет в наши дни не только означает верховенство государственной власти и ее самостоятельность на территории своей страны и при решении вопросов международных отношений, но и в результате его признания большинством международного сообщества является гарантией целостности и независимости государства.
Для этого имеется достаточно оснований. Ведь в условиях современности, характеризующейся стремлением некоторых государств, прежде всего США, диктовать свои правила другим государствам, иногда даже с применением военной силы, международное сообщество до сих пор не сумело обеспечить безопасность многих государств и не предотвратило направленных против них актов агрессии.
В этой ситуации одной из важных правовых гарантий независимости государств является сохранение принципа государственного суверенитета. В соответствии с международным правом признание государства суверенным предопределяет его положение в международном сообществе, возлагая на него (государство) определенные обязанности и предоставляя одновременно определенные права. И те и другие вытекают из основных принципов международного права, в числе которых принципы суверенного равенства государств и невмешательства во внутреннюю компетенцию любого государства.
Значение государственного суверенитета в наши дни возросло и потому, что стало общепризнанным: его основой является прежде всего условие - суверенно в полной мере только то государство, власть которого распространяется на всю его территорию, которое пользуется доверием населения и органы которого именно населением наделены соответствующими полномочиями. Последнее имеет особое значение, поскольку доверие населения возможно только при условии, что органы государства обеспечивают равные права всем, независимо от их национальной принадлежности.
За последние десятилетия возросло число государств, которые сочли необходимым в своих конституциях провозгласить себя суверенными, то есть имеющими право самостоятельно определять политику как внутри страны, так и в международных отношениях.
Вопросы теории и практики суверенитета в последние годы приобрели в нашей стране особое значение. Новое качественное состояние России как демократического федеративного государства требует качественно нового уровня осмысления и оценки этой важнейшей государственно-правовой категории с позиций действующего конституционного права.
Определенный сдвиг в сторону выхода из кризиса наметился после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году. Этот важнейший правовой акт заложил основы формирования принципиально новой системы российского федерализма, порывавшей с устаревшими представлениями о федерации, оставшимися в наследство от советского периода. Речь идет в первую очередь об отказе от принципа национально - территориального подхода к построению федерации, о преодолении тоталитарных тенденций, скрытых под маской федерализма и об обеспечении реального равенства прав всех субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, в области федеративного строительства в настоящее время сохраняется еще немало нерешенных проблем, большинство которых связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения центральных органов власти и субъектов Федерации. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, чтобы конкретизировать важнейшие правовые понятия с учетом новых социально-политических реалий. При этом необходимо иметь в виду, что юридические конструкции «советского федерализма» оказались непригодными в новых исторических условиях, что, однако, вовсе не означает полного отрицания научного наследия советской юридической школы и ее виднейших представителей.
Вопросы теории суверенитета были впервые подняты в трудах выдающихся мыслителей Средневековья и Нового времени. К этому периоду относятся работы Ж. Бодена, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
В XIX- начале XX в. осмысление проблемы суверенитета выходит на новый уровень. Именно в этот период формируется ряд концепций ограничения государственного суверенитета. Этот подход является доминирующим в трудах таких видных ученых, как Л. Дюги, Г. Еллинек, Г. Кельзен, Ж. Ма-ритен, М. Ориу.
Вопросы суверенитета занимали важное место в трудах русских дореволюционных юристов: Ф. Ф. Кокошкина, Н. И. Палиенко, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича, А. С. Ященко. Необходимо отметить, что проблема ограничения суверенной власти государства в отечественной доктрине не занимала столь важного места, как в трудах западных ученых. Прослеживалась тенденция к абсолютизации государственной власти, и, таким образом, опосредованно оправдывается государственный произвол, творимый в целях "общенародного блага".
В советской и современной отечественной юридической литературе вопросам теории суверенитета всегда придавалось большое значение. Серьезные теоретические исследования по вопросам суверенитета были проведены И.Д.Левиным и рядом других ученых: М. А. Аржановым, В. И. Зуевым, Е. А. Коровиным, Я. М. Магазинером, Г. И. Тункиным, В. С. Шевцовым. Большинство этих работ относятся к концу 40-х - середине 50-х годов, к 70-м - началу 80-х годов и, естественно, не учитывают кардинальных изменений, произошедших в последние годы. Вместе с тем нельзя не учитывать, что теория суверенитета в советской юриспруденции разрабатывалась как составная часть идеологической конструкции, призванной доказывать преимущества национально-государственного устройства при социализме. Такая парадигма оказалась весьма далекой от процессов, происходящих в реальной жизни.
Большое значение для полного и системного рассмотрения поставленной проблемы имеют работы современных отечественных исследователей, освещающие вопросы суверенитета на уровне современных подходов, с учетом основных положений действующей Конституции РФ: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, С. В. Бахина, А. В. Зиновьева, М. В. Золотаревой, Г. В. Игнатенко, Ю. Д. Казанчева Л. М. Карапетяна, В. А. Карташкина, Д. А. Ковачева, И. Ю. Козлихина, К. Т. Курашвили, Б. С. Крылова, Ю. И. Лейбо, В. А. Лукашевой, А. А. Моджорян, М. А. Могуновой, Н. И. Матузова, А. А. Мишина, Я. А. Островского; Г. Б. Старушенко, Р. А. Тузмухамедова, Т. Я. Хабриевой, С. В. Черниченко, В. Е.Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.
Нормативно-правовую основу исследования образовали: Конституция Российской Федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы, решения Конституционного Суда РФ, законодательные акты субъектов федерации, важнейшие международно-правовые акты, а также основные научные концепции суверенитета в их историческом развитии.
Объектом настоящей работы являются проблемы государственного суверенитета и федерализма в свете последних изменений в законодательстве, и центральной проблемы современной юриспруденции - проблема прав человека.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы выявить путем комплексного изучения основные особенности теоретического развития концепции государственного суверенитета и основные тенденции его воплощения в практику построения федеративных и межгосударственных отношений Российской Федерации в современных условиях.
В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:
- определить правовые принципы государственного суверенитета Российской Федерации, как во внешней сфере, так и в отношениях со своими субъектами;
- дать характеристику основных направлений развития государственного суверенитета современной России;
- рассмотреть конституционно – правовой статус РФ.
В российском законодательстве достаточно четко определяется принцип государственного суверенитета Российской Федерации как важнейшего признака государства (ст. 4 Конституции РФ). Суверенитет страны проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости, территориальной целостности государства и целостности его конституционной системы. Эти же признаки характерны для федеративных государств, государственно-территориальное устройство которых определяется наличием в них составных частей, пользующихся определенной политической и экономической самостоятельностью по отношению к федеральному центру и проявляющихся во взаимоотношениях с ним и по отношению друг к другу.
В условиях федеративного государства верховенство и независимость государственной власти определяются в том числе существующей субординацией в деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, основанной на разграничении предметов ведения и полномочий, и верховенством федерального законодательства на всей территории страны. Федеративное государство базируется на конституционной целостности и суверенности, четкой регламентации властеотношений по вертикали, гарантиях самостоятельности субъектов федерации при решении вопросов в рамках своей компетенции. Это государство, независимо от конституционного или договорного характера своего образования, функционирует на основе общей государственности и суверенитета, принятия федеральной конституции, в которой разграничены предметы ведения и полномочия органов государственной власти федерации и субъектов, определен механизм взаимного контроля и ответственности. Этот механизм не исключает равенство и независимость между федерацией и ее субъектами в осуществлении своих конституционно очерченных предметов ведения и полномочий. В то же время он предполагает определенную подчиненность субъектов федерации федеральной конституции и иерархичность государственной власти. Только за счет этого обеспечиваются эффективное функционирование федеративного государства как целостного государства и совместное осуществление федерацией и ее субъектами общегосударственной суверенности.
Как представляется, объявление себя суверенным государством не ведет к реальному появлению у него суверенитета, так как суверенитет - это прежде всего не признак государства и не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой правовой властью. В этой связи субъекты федерации не обладают важнейшими признаками суверенитета: 1) полновластием и верховенством государства внутри его границ; 2) независимостью во взаимоотношениях с федеральным центром и на международной арене. Объявление себя суверенным не ведет к реальному появлению суверенитета у субъекта федерации. В противном случае это привело бы к потере федерацией своего суверенитета и превращению ее в конфедеративный союз и, как показывает историческая практика (Советский Союз и бывшая Югославия начала 90-х годов), в конечном итоге к распаду государства. Поэтому вопрос о суверенитете во всех существующих федеративных государствах решен одинаково: федерация суверенна, а ее субъекты нет. В этой связи неправомерны и не соответствуют Конституции положения Федеративного договора 1992 г. и ряда конституций и уставов субъектов Российской Федерации, провозгласившие их суверенитет. Это подтвердил в своем Постановлении от 18 января 1996 г. Конституционный Суд Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края. В Постановлении указывается о несоответствии Конституции Российской Федерации ряда статей Устава, в которых говорится о суверенитете данного субъекта Российской Федерации .
Конституция Российской Федерации в ст. 71 - 73 также разграничила предметы ведения и полномочия органов государственной власти Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, выделив исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти и предметы совместного ведения Федерации и субъектов. Исключительная компетенция субъектов Федерации не перечисляется, она определяется по остаточному принципу, с предоставлением субъектам Федерации определенной самостоятельности в решении этих вопросов. При всех ее положительных моментах (в части самостоятельности субъектов Федерации) эта модель разграничения предметов ведения и полномочий имеет определенные недостатки.
Во-первых, Конституция России содержит исчерпывающий перечень вопросов, входящих в компетенцию Федерации, т.е. Федерация фактически не может решить какой-либо другой вопрос, кроме перечисленных в ст. 71 Конституции. Вряд ли это представляется правильным. В вопросах, касающихся защиты территориальной целостности государства, от решения которых зависит безопасность государства в политическом, экономическом, правовом или культурном отношении, федеральная власть должна обладать правом взять на себя решение любой проблемы, важной для всего государства.
Во-вторых, не меньшую сложность вызывает второе обстоятельство: предметы совместного ведения Федерации и субъектов. Вообще на практике совместного ведения быть не может. Совместная компетенция предполагает не только совместную сферу деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, но и совместные права и обязанности, чего в принципе не должно быть. Как результат - в условиях формирования федеративного государства в России вокруг совместных полномочий стали возникать коллизии. На них притязают обе стороны: Федерация и субъекты Федерации. В условиях "парада суверенитетов" и непринятия в силу объективных и субъективных причин многих федеральных законов, регулирующих общественные отношения в этой области, опережающая инициатива принадлежит, как правило, субъектам Федерации. Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию - односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). "Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме" . Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка (ч. 1 ст. 68) и др.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что понятие суверенитета сохраняет свое значение и является весомой правовой гарантией существования суверенных государств, основанных на признании права человека на свободное развитие. Суверенитет является фактором обеспечения независимости государства и права его народа самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.
Любая попытка ограничения суверенитета государства и тем самым полномочий его конституционных органов неизбежно ведет к нарушению международного правопорядка и ограничению прав человека и гражданина, определенных принципами и нормами международного права и соответствующим им национальным конституционным законодательством.
Результатом и логичным развитием отрицания суверенитета государства и предложений, направленных на ограничение его суверенитета, как показывает международная практика, является основание для индульгенции агрессоров, которые пытаются представить себя защитниками общих интересов всего населения земного шара.
Вместе с тем очевидно положительное воздействие на развитие человечества как международных, так и принятых в некоторых государствах норм, утверждающих права и свободы человека. Процесс глобализации способствовал их инициированию и развитию.
С учетом изложенного представляется, что механизм обеспечения суверенитета нуждается в дальнейшем совершенствовании. При этом к наиболее актуальным задачам могут быть отнесены: 1) дальнейшая разработка концепции народного суверенитета (его содержания, единства и дифференциации, политико – правовых принципов его выражения в деятельности государства, критериев его полноты и факторов, влияющих на его объем); 2) совершенствование концепции обеспечения суверенитета федеративного государства в условиях глобализации (в том числе системы гарантий обеспечение единства суверенитета, без подразделения его на общегосударственный и региональный суверенитеты, исключение каких – либо «уровней» суверенитета); 3) политико - правовой анализ угроз суверенитету России не только со стороны иностранных государств, но и крупных международных субъектов экономической деятельности (международных фондов, международных банков, транснациональных корпораций и других организаций), определение и устранение возможностей их влияния на внутренние дела России; 4) проведение комплексной экспертизы нормативных правовых актов, относящихся к текущему законодательству для научно обоснованных выводов об их: а) оптимальности (исходя из существующего международного и внутриполитического положения); б) устойчивости (определение наиболее значимых для обеспечения суверенитета положений, контроль над особым порядком их пересмотра); в) непротиворечивости (устранение терминологических и иных противоречий между актами различного уровня и различной отраслевой принадлежности.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Центризбирком, 2000. 60 с.
2. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете РСФСР»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22
3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека. Основные международные документы. М.: Юридическая литература, 1989. С. 3 - 10.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международное право в документах. М.: Международные отношения, 2000. С. 107 - 116.
5. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций. Ч. 1: Основы теории конституционного права. М.: ООО "Профобразование", 2002.
6. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. N 1.
7. Аржапов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960.
8. Борисов Л.П. Очерки истории политических и правовых учений. М., 1997
9. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1901. Т. 31. Валяровский Ф.И. Суверенитет в конституционном строе Российской Федерации: М., 2003.
10. Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960.
11. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.
12. Дорогин В. Суверенитет в советском государственном праве. М., 1948.
13. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1903.
14. Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2006. 22 авг
15. Зуев В.И. Приоритет русской правовой мысли в создании и развитии теории суверенитета // Советское государство и право. N 3. 1951.
16. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
17. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. М., 1996.
18. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М., 1976.
19. Коровин Е.А. Борьба СССР за суверенитет // Учебные записки Академии общественных наук: Вып. 1. СССР и проблемы международного права. М., 1947.
20. Кудряшов С.М. Новые тенденции развития права международной правосубъектности // Право и полтика. 2000. N 8
21. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2001.
22. Лазарева В.В. Теория государства и права: Хрестоматия в 2 т. Т. 1 М., 2001.
23. Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948.
24. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003. С. 214.
25. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33.
26. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.
27. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2.
28. Марченко М.Н.Проблемы теории государства и права. М., 1999. Гл. 2.
29. Моджорян Л.А. Понятие суверенитета в международном праве // Советское государство и право. N 1. 1955.
30. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
31. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1. М., 1998. Гл. 3.
32. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Т. 1. М., 2001.
33. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. N 4.
34. Нерсесянца В.С. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.
35. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.
36. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.
37. Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М., 2006.
38. Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. 2007. N 7. С. 4.
39. Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // Российская газета. 2007. 16 янв.
40. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969.
41. Розенталя М.М. Юдина П.Ф. Философский словарь. М., 1963.
42. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.
43. Тункина Г.И. Международное право: Учебник. М., 1994.
44. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.
45. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001.
46. Хорошилова А.Н. История политико-правовых учений: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.
47. Хлестова И.О. Российское законодательство об иммунитете иностранного государства: тенденции развития // Журнал российского права. 2004. N 7.
48. Шатилов А. Суверенитет - не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. 2007. 2 окт.
49. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907.
50. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. N 3.
51. Эйхельман О.О. Очерки из лекций по международному праву. СПб., 1914.
Тема: | «Суверенитет РФ» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Суверенитет государства в современных условиях
Курсовая работа:
Суверенитет в России
Курсовая работа:
Закрепление суверинитета РФ
Курсовая работа:
Суверенитет государства в современных условиях
Реферат:
Теория государственного суверенитета Ж.Бодена