Курсовая работа
«Суверенитет в России»
- 30 страниц
Введение….3
1. Суверенитет Российской Федерации: понятие и закрепление в актах конституционного характера….….5
2. Признаки государственного суверенитета Российской Федерации…11
3. Гарантии и защита суверенитета Российской Федерации…17
Заключение….…26
Библиографический список….….….….…27
Приложения….… 30
Современный этап развития российского общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, одним из признаком которого является суверенитет.
Данная работа посвящена изучению Российской Федерации как суверенного государства. Конституцией установлен принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации.
Актуальность темы обусловлена тем, что суверенитет имеет важное значение для многонациональной страны, которой является Россия. В условиях российской практики проблемы суверенитета осложняются тем, что современная Россия – самое обширное по территории и одно из самых больших и многонациональных по населению федеративных государств. Самый сложный вопрос заключается в соотношении территориальной целостности государства и равноправия и самоопределения народов, так как от ответа на этот вопрос во многом зависят меры по блокированию возможных дезинтеграционных тенденций. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Однако в реальной жизни и государственно–правовой практике все обстоит как раз наоборот: первичным является государство, а вторичным – порожденная им и производная от него государственная власть.
При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, подзаконные акты, научная литература по конституционному праву.
Целью данной работы является изучение суверенитета Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: изучение понятия суверенитета Российской Федерации и его закрепления в актах конституционного характера, изучение признаков государственного суверенитета Российской Федерации, гарантий и защиты суверенитета Российской Федерации, анализ нормативно– правовой базы и научной литературы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате реализации суверенитета Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих суверенитет Российской Федерации.
Источниками, регламентирующими суверенитет Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, Международные акты.
Теоретико-методологической основой и эмпирической базой послужили: диалектический метод познания в совокупности с системно-логическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, историческим анализом.
В работе проведено исследование суверенитета Российской Федерации.
Исследование суверенитета Российской Федерации имеет теоретическую и практическую значимость для правоприменительной деятельности. Закрепленные в Конституции основы суверенитета образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют ее важнейшие качества.
1. Суверенитет Российской Федерации: понятие и закрепление в актах конституционного характера
Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций).
Слово суверенитет произошло от французского слова souverainete и английского sovereignty – «верховная власть» и означает верховенство и независимость власти. Доктрину суверенитета ввел в политическую науку французский мыслитель Жан Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576). Понятие суверенитет получило распространение в конце XIX века вместе с понятием «государство».
Под государственным суверенитетом понимается самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач.
Государственный суверенитет является одним из основ конституционного строя России. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются «главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства» .
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих суверенитет, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» .
Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством. Каждая из двух категорий– «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.
«С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства» .
Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления. Суверенитет был провозглашен еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. Согласно ст.1-4 Декларации:«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР–естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ» .
Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.
Государственная власть в Российской Федерации не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией в качестве одной из основ конституционного строя. В Конституции указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.
Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Реализация суверенитета сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами; сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. В политическом режиме России усиливаются авторитарные тенденции, перераспределение полномочий в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, правом Президента издавать указы, имеющие силу законов, и практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов. Чтобы изменить ситуацию, надо изменить политику в интересах широких слоев, осуществить подлинную демократию во всех сферах жизни общества, то есть народовластие в полном смысле этого слова.
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный Закон РФ от 17 декабря 1997. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст.5712.
3. Федеральный Закон РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ . 06.01.1997. № 1. Ст.1.
4. Федеральный Закон РФ от 6 октября 1999г.№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42.
5. Федеральный закон Российской Федерации « О безопасности» № 390–ФЗ от 28 декабря 2010 г.//Собрание законодательства РФ. 03.01.2011.№ 1.Ст. 2
6. Федеральный Закон РФ от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13.
7. Федеральный Конституционный закон РФ от 10 октября 1995г. «О референдуме» // Российская газета. 1995. 28 июня.
8. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995г. «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ. 1995. № 21.
9. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 10 декабря.
10. Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета» №123 от 28.06.95 г.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996.№ 1.
12. Постановление Конституционного суда Российской Федерации
от 7 июня 2000г. № 10–П «По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.19.06.2000. № 25. Ст. 2728.
13. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990г. М. Юридическая литература. 1990.
2. Научная литература
14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 6–е изд. изм. и доп. М.: Норма. 2010.
15. Волкова Л.П. Административно–правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.
16. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М. : Право. 1995.
17. Ескина Л.Б. Особенности развития конституционных отношений в России //Конституционное и муниципальное право.2010. №3.
18. История политических и правовых учений. Учебное пособие // Под ред. В.С. Нерсенянца. М.: Проспект. 1995.
19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М. Зерцало. 1998.
20. Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
21. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ. 2012.
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации. издание 2–е/под ред. В.Д.Зорькина. М. Юрист.2012.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт-М; Новая правовая культура. 2010.
24. Конституционное право России / Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. М.:Юристъ. 2010.
25. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ. 2010.
26. Конституция РФ. Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступительной статьей академика Топорина Б.Н. М.: Юристъ. 2010.
27. Нерсесянц Э.С. Общая теория права и государства.М.: Проспект.2009.
28. Назаренко Г.В. Теория государства и права. Учебное пособие по юридической литературе. М.: Юридическая литература.2008.
29. Общая теория права и государства . Учебник. / Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ. 2001.
30. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России //Конституционное и муниципальное право. 2006. №5.
31. Пиголкин А.С. Толкование норм права и правотворчества: проблемы соотношения. М.: Юрайт. 1998.
32. Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Юридическая литература.2000.
33. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ.// Журнал российского права. 2004. № 11.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Современное предпринимательство и бизнес, их особенности в России
Курсовая работа:
Развитие правозащитной деятельности в России
Дипломная работа:
Основные принципы функционирования биржевых торговых систем в россии
Курсовая работа:
Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и за рубежом
Курсовая работа:
Развитие ресторанного бизнеса в России