Курсовая работа

«Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника направленной на подростков с девиантным поведением»

  • 43 страниц
Содержание

Введение 4

1 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 8

1.1 Информационный подход 10

1.2 Социально-профилактический подход 14

1.3 Медико-биологический подход 14

2 Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних 19

2.1 Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних 21

2.2 Технологии проведения социальной профилактики у подростков с отклоняющимся поведением 29

Заключение 38

Список использованных источников 41

Список использованных терминов 44

Введение

Актуальность выбранной темы

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс.человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием прежде всего социально-экономических причин и снижения морально-этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы. С 1995 по 2001 год количество поставленных на учет несовершеннолетних, употребляющих наркотики, возросло с 5,6 до 7 тыс.человек. А всего в России около 1,5 млн. наркоманов.

Кризисное состояние общества затрудняет процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников. В то же время “авантюрная” карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым “социальным лифтом”, каналом, ведущим на верх, к вершине социальной стратификации современного российского общества. Можно сказать, что “больное” общество “программирует” паталогию и на уровне индивидуального поведения. Макросреда выступает своеобразным фоном для воздействия факторов микросоциальной среды, которая непосредственно влияет на социальное поведение. Среди всех социально-демографических групп нас в первую очередь интересовала молодежь, представляющая собой своеобразную группу риска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля, перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю; неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередь это относится к представителям раннего юношеского возраста - подросткам, которые уже не дети, но еще и не взрослые).

Фрагмент работы

1 Особенности осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних

Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “ система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”. Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика :

1. изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

2. изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика :

1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

2. исследование генографии семьи;

3. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;

4. наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс “взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой”, может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1.1 Информационный подход

В концептуальном плане среди них можно выделить прежде всего информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, худ. Литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. “Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис “разрешено все, что не запрещено законом”, его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием.”

1.2 Социально-профилактический подход

Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем к, примеру такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост различного рода нарушений социальных норм.

1.3 Медико-биологический подход

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями.

“Так, по мнению Ю.М. Антоняна и В.В.Гульдана, изучавших взаимосвязь патопсихологии и криминальных отклонений в поведении человека, нравственное и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным факторам, влияющим на совершение преступления и прошедших судебно-психиатрическую экспертизу колеблется от 30 до 68,8%, что значительно выше, чем в общей популяции. Замечено также, что среди лиц с аномалиями психики значительная доля тех, кто совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Это соотношение изменяется в зависимости от характера преступных действий. Например, максимального значения оно достигает у психопатических личностей при совершении особо тяжких убийств и минимального в случаях мошенничества. Кроме того, нарушения психики человека могут вызвать и такие социальные отклонения как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей (“биологический” - самоубийство, “социальный” - систематическое бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии.”

Такое сложное переплетение биологических элементов с другими факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающий и принудительное лечение в пределах действующего законодательства. Например. выявление больных, страдающих наркоманией, с целью своевременного лечения, если они сами отказываются пройти курс лечения. При этом следует отметить, что в настоящее время среди отечественных психиатров сложилось единодушное мнение о том, что психически неполноценные люди (психопаты, олигофрены и др.) могут, конечно, совершать противоправные действия, но “ни о какой биологической обусловленности тенденции этих лиц к криминальному поведению не может быть и речи, тем более недопустимо искать корни преступности в психической неполноценности таких больных. Хотя не отрицается и тот факт, что психическая неполноценность может оказывать при стечении обстоятельств существенное влияние на совершение этими лицами преступлений или проявление других социальных отклонений. Поэтому одна из задач борьбы с отклоняющимся поведением как раз и состоит в том, чтобы посредством специальных профилактических мероприятий исключить возможность возникновения всякого рода нежелательных ситуаций.

2 Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения, направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних

Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий .

Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:

1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в п. 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

2.2 Технологии проведения социальной профилактики у подростков с отклоняющимся поведением

Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс, включает в себя много различных сторон. Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так негативных) является ведущей.

Последнее десятилетие характеризуется существенным усложнением общественных отношений. Количество и форма социальных связей претерпели (и до сих пор претерпевают) заметные изменения. Их стало намного больше, ситуация осложняется и тем, что повысилось разнообразие форм взаимодействия между людьми. Здесь не каждый взрослый человек сразу найдет адекватный и эффективный способ взаимодействия с окружающей средой. Подросток же, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части просто теряется среди множества вариантов и форм поведения. Еще одним важным аспектом усложнения общественной жизни, способным привести к негативным последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных демонстраций “успешных взрослых”, то есть тех, кто может служить своего рода ориентиром, примером для подражания. Подростку приходится выбирать из множества разнообразных образцов, многие из которых далеки от того, что можно считать положительными примерами. Не владея процедурами перехода от детского поведения к взрослому, они интуитивно пытаются нащупать такой метод, который сразу поможет им стать взрослыми. Но так как подростков никто не обучает не только процедурам, но и внутреннему содержанию взрослости, а взрослые достаточно редко объясняют, либо демонстрируют, что быть взрослым - это уметь отвечать за свои действия, то подростки выбирают, как правило, наиболее атрибутивные и внешне представленные образцы “ взрослости”, а именно внешний облик (одежда, прическа, макияж и пр.) и формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя и наркотиков, либо цивилизованные - этикет).

Заключение

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика.

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей. Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Предметом и содержанием социальной работы на уровне личности "в зоне распада" становится в настоящее время профилактика девиантного поведения. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство - не выход из сложившейся ситуации. Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения за лицами с суицидальными настроениями, наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций, а в известной ситуации - незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где люди оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь.

Не менее актуальна в настоящее время профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:

1. нейтрализующие;

2. компенсирующие;

3. предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

4. устраняющие эти обстоятельства;

5. мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Список литературы

1. Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова , Зайнышева, М-1995 г.

2. РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.(2 ТОМА)/ Под ред. Гусляковой Я.Г., Катульского Г.Д., М. 1997г.

3. Брошюра “Реабилитация социально -дезадаптированных детей и подростков”,М. 1999год.

4. Брошюра “Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков

5. “ Президентская программа “ Дети России”, М.-1999год.

6. Федеральная целевая программа “ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

7. М.Н.Мирсагатова Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. А.И. Шевцов. Управление социальной защиты населения Саратовской области. “Социальная реабилитация: своевременность и результативность.”

9. Брошюра. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

10. Брошюра “Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности” Президентская программа “ Дети России” Ре-р Иващенко Г.М. Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание .

11. Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и Е.И.Холостова.

12. Журнал “ Социологические исследования” 2002 год № 5 Л.А.Журавлева “ Факторы и условия наркотизации молодежи”.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика