Реферат

«Высшие органы государственной власти и управления России первой половины 19 века»

  • 17 страниц(ы)
  • 3657 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Высшие органы государственной власти в России в период правления Александра I 4

1.1. Реформы М.М. Сперанского 4

1.2. Государственный Совет 5

1.3. Министерства 6

1.4. Сенат 9

2. Высшие органы государственной власти в России в период правления Николая I. Собственная его императорского величества канцелярия 10

Заключение 16

Список используемой литературы 17

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоя-тельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царство-вание Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была со-средоточена в руках одного лица – императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержа-вия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его вла-сти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея – идея законности вла-сти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в ме-лочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограни-чено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С.Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и незави-симых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта – М.М. Сперанского, а позже Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

1. Высшие органы государственной власти в России в период правления Александра I

1.1. Реформы М.М. Сперанского

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворян-ство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать им-ператора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые при-вилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в пред-реформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников ре-шил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создать Государ-ственную думу – представительный орган, избираемый собственниками не-движимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одно-временно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы тоже законосовещательные и вместе с тем адми-нистративные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Госу-дарственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопро-екты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государствен-ный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

1.2. Государственный Совет

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабаты-вающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Го-сударственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов (Государственный Со-вет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроек-тов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского, изданный после восстания в Польше 1830 – 1831 гг.). Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секре-тарь.

Председателем Государственного совета считался сам император. Од-нако предусматривалось, что он может поручить функцию председательство-вания одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

После создания новых центральных органов управления окончательно определилось роль Сената – он утвердился как высший судебный орган госу-дарства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Последняя попытка вернуть Сенату управленческие государственные функции была предпринята в 1802 году. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, на него возлагались функции «конституционного суда» – под-готовка представлений императору о несоответствии тех или иных издавае-мых указов другим существующим правовым актам. Сенат ревизовал дея-тельность местных органов, передавая собранные материалы компетентным органам. С 20-х годов XIX в., однако, за Сенатом закрепилась единственная роль высшего судебного учреждения.

Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Только при Павле I была несколько упрощена структура сословных судов, созданная екатерининскими «Учреждениями для управления губерний». Отпало верх-нее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов – уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа – замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты.

Тем не менее судебная система оставалась сложной и громоздкой, за-раженной волокитой и взяточничеством.

2. Высшие органы государственной власти в России в период правления Николая I. Собственная его императорского величе-ства канцелярия

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский по-рядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его им-ператорского величества канцелярия. Судьбы государства вершила неболь-шая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя.

В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монопо-лию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собст-венной Его Величества канцелярии, в гениальных комитетах и министерст-вах. Собственная Его величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., шестое – в 1842 г.

Первое отделение контролировало деятельность министров, мини-стерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением выс-ших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение было создано для руководства борьбой с государст-венными преступлениями. Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шес-той осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свобо-ды, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, вось-мой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта ре-формы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революци-онными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на пре-стол Александр I упразднил Тайную экспедицию, действовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской Кан-целярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законода-тельства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы гу-берний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капи-тан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним зем-ским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды дели-лись на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волос-ти. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.

После декабрьских событий 1825 г. правительство предпринимает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасно-сти. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политиче-ских органов.

Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г было соз-дано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов.

В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наде-ленное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии.

В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с револю-ционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозри-тельных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

Структура Третьего отделения включала пять экспедиций Первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революци-онных организаций и отдельных лиц. В своей работе она опиралась на раз-ветвленную агентурную сеть.

Вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными пре-ступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы: Шлиссель-бургская и Петропавловская крепости, Алексеевский равелин.

Третья экспедиция организовывала наблюдение за иностранцами, про-живавшими в России

Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный пе-риод оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могли не отразиться те серьезные изменения, которые происходили в базисе, – неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясь действию новых сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было уч-реждено Министерство коммерции, в 1828 – 1829 гг. – Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов.

Некоторые отечественные авторы полагают, что уже в данный период феодальное государство в России сделало известный шаг по пути превраще-ния в буржуазную монархию. С этим можно согласиться с той лишь оговор-кой, что это, скорее, не шаг, а шажок. Но совершенно бесспорно, что в сере-дине XIX в. феодальная государственность в России вступила в полосу силь-нейшего кризиса. Нужны были перемены. И эти перемены вскоре были про-изведены буржуазными реформами 60 – 70-х гг.

1. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические инсти-туты (первая половина XIX века). – М., 1981.

2. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – Л., 1988.

3. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. – 1990. – № 1.

Покупка готовой работы
Тема: «Высшие органы государственной власти и управления России первой половины 19 века»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Реферат
Страниц: 17
Цена: 170 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы