Контрольная работа

«Типы и структуры международных систем Россия в мировой политике Сила и насилие в современной мировой политике»

  • 27 страниц
Содержание

7 Типы и структуры международных систем 3

27 Россия в мировой политике 10

37 Сила и насилие в современной мировой политике 20

Литература 26

Введение

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств.

Фрагмент работы

Типы и модели экономических систем

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономике.

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта .

Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система(централизованно-плановая, коммунистическая).

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику .

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Смешанная экономика

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

Смешанные системы существовали в различных исторических условиях .

Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.

Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах: смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм; смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период.

Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частногосударственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

27 Россия в мировой политике

России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на 1 съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина. Противостояние российской и союзной властей оказывало

дестабилизирующее влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.

Одним из главных методов сокрушения союзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов, пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство в стремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовых методов. Кульминацией противоборства двух властей стали события 19 - 21 августа 1991 г., известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу против путчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливого одобрения Горбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России и

ее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территории России. Независимость Российской Федерации стала реальной. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные

и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние "холодной войны", снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в "третьем мире", и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в

одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы.

После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – "ближним зарубежьем", и отношения с государствами, ранее являвшимися "внешними" для СССР – "дальним зарубежьем". В этом реферате рассматриваются некоторые события, происходившие на мировой арене в постсовецкое время, проблемы и решения Российской Федерации по отношению к "дальнему зарубежью", и предпринимаются попытки их объективного анализа. Отношения с так называемым «дальним зарубежьем», то есть странами, не входившими прежде в состав СССР, по инерции от советских времен

считались приоритетными дня российской внешней политики. Но это не соответствует кардинальному изменению геополитической ситуации, в которой оказалась Россия после распада Советского Союза, и потому возникает необходимость более сбалансированной по направлениям внешней политики. Суть российской внешней политики в отношении стран «дальнего зарубежья» на протяжении последних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов. Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание «холодной войны».

Центральной и Восточной Европе: в 1994 г. (окончательно — в августе) завершался вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии, и некоторые из них сразу заявили о своем желании быть принятыми в военно- политический блок западных стран — Организацию Североатлантического договора (НАТО). Свое намерение бывшие союзники СССР по Варшавскому договору зачастую мотивировали, ссылаясь на события октября 1993 г., которые возродили в Европе

опасения по поводу непредсказуемости российской политики. К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международных делах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. В ответ на выраженную Россией озабоченность планами расширения НАТО было заявлено, что готовность НАТО к расширению на Восток не означает практических мероприятий в этом направлении, что Североатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и не направлен против каких-либо стран, что НАТО предлагает бывшим социалистическим странам и странам бывшего Советского Союза, включая Россию, принять совместную программу «Партнерство во имя мира», которая установила бы формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского договора и НАТО. Это был временный компромисс США и России, который мог лишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пакт бывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии и, не исключено, некоторых государств СНГ.

В июне 1994 г., оговорив себе ряд особых условий, Россия присоединилась, как и другие приглашенные государства, к натовской программе «Партнерство во имя мира». В рамках этой программы участники получили право направить своих представителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, были сформированы российский и украинский батальоны (из контрактников), которые в составе многонациональных миротворческих сил участвовали в разделении враждующих сторон в Боснии, проводились инспекционные поездки в войска и совместные штабные в военные учения. продукции.

37 Сила и насилие в современной мировой политике

Терроризм сегодня - много страшнее, чем во времена народовольцев. Это - мощнейшее оружие, инструмент, технология, используемые не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой Властью для достижения своих целей.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии игосударственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические,социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти и всейее системы управления. Если такие группы придут к выводу, что не могут добиться своих целей законным путем, онимогут попытаться достигнуть желаемого через насилие, т.е. терроризм. При этом моральным оправданием убийствоппозиция будет, разумеется, считать высокую важность и чистоту своих целей.

На ранних стадиях терроризм, как в случае "Народной воли" или захвата боевиками "Тупак Амару" японского посольства вПеру, чаще всего делает своим объектом непосредственных истинных или воображаемых виновников своих "бед" -политических лидеров или представителей власти.

Однако, как показывает последний перуанский "эксперимент", такой терроризм сегодня мало эффективен: и охрана кругомусиливается, и чем кончится дело, в том числе для самих террористов - неясно, во всяком случае, шансы добиться цели невелики.

Одновременно террористы быстро осознают ряд особенностей нашего времени:

- власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения;

- есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение;

- люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.

Поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, апротив мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательнойдемонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению - и только через него как черезпередаточный механизм - лидерам стран. И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и лидерам мотивовтеррора и условий его прекращения .

Главное условие такого террора - бурная реакция СМИ. Современный террор имеет полем боя телеэкран, и не зря в такихакциях террористы, прежде всего, требуют не выкуп, а тележурналистов. Цель - воздействие на общество, чтобы уже онопредъявило ультиматум своим лидерам.

Типичный пример такой технологии - Буденновск. Объект атаки - больница, роддом. Хорошо оплаченная истерика в СМИ,особенно - НТВ. Мелькающие на телеэкране заложники, рассказывающие о "добрых к ним террористах". Заявления о том,что Басаева можно понять, поскольку "вся семья его погибла под русскими бомбами", и вообще он "борец за свободу своегонарода" . Шок всей страны, и Черномырдин, капитулирующий перед требованиями террористов.

Заключение

Крайне важным для превращения терроризма в инструмент политики является размывание понятий. Это позволяет терроризму выглядеть "благопристойнее". Отстаивание "свободы", защита "прав человека", реализация "права наций на самоопределение", записанные в международных декларациях, можно трактовать как угодно широко и выставлять терроризм как бы уже и не очень преступным, если у него, вроде бы, такие благородные цели. Это позволяет терроризму расширять свою социальную базу и отчасти "обеляет" заказчиков и спонсоров террора в глазах части "общественности", валя в одну кучу, например, терроризм и "национально-освободительную борьбу". (Пример - та же Чечня).

Список литературы

Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х т. М.: Юрид.лит., 2003. 359с.

2. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М.: СТАТУТ,1999. 709с

3. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК,2003. 320с.

4. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма,1999. 329с.

5. Алексеев С.С. Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.: СТАТУТ,2001. 397с.

6. Венгеров А. В. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. 3-е изд. М.: Юриспруденция,2000. 528с.

7. Верт Н. История Советского государства 1900-1991 гг. / Н. Верт.- М., 1999

8. Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры /В.П. Дмиртриенко –М. 2002

9. Коржихина Т.П., Сенин А.С., История российской государственности./ Т. П. Коржихина, А.С. Спенин М., 2003.

10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., Юрист, 2000.

11. История России. 20 век: выбот моделей отечественного развития. М., 2003

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика