Реферат
«Учения В.И. Вернадского»
- 22 страниц
Введение 3
Биография 5
Учение В.И. Вернадского о биосфере 8
Учение Вернадского о ноосфере 11
Философские и религиозные подходы Вернадского к естествознанию 15
Заключение 21
Библиографический список 22
Одной из масштабнейших фигур современной науки является ученый-энциклопедист, естествовед, мыслитель мирового уровня Владимир Иванович Вернадский. Он снискал признание как основоположник научных направлений и новых наук о Земле, создатель революционного учения о биосфере, гениальный теоретик, определивший магистральный путь познания Вселенной и законов развития цивилизации. Авторитет ученого был неопровержимым как в Российской империи, а потом — в Советском Союзе, где он жил и работал, так и за рубежом. Об этом свидетельствует, в частности, избрание его академиком Императорской академии наук, Академии наук Украины, АН СССР, Парижской и Чехословацкой академий наук, почетным членом Ассоциации наук Великобритании и многих авторитетных зарубежных научных обществ.
Многогранное научное творчество Владимира Ивановича опиралось на уникальную эрудицию, обусловленную широтой его интересов. Он изучал классиков мировой литературы, философии, науки, глубоко анализируя содержание их произведений.
В истории науки трудно найти ученого, который бы сделал так много для человечества, как В.Вернадский. Он был «крестным отцом» многих выдающихся ученых современности, создал десятки новых научно-исследовательских институтов, музеев, научных школ. Благодаря его проникновенности и мощному интеллекту сформулированы новые взгляды на природу, он разработал учение о биосфере, создал концепцию ноосферы как важной фазы ее эволюции. Гениальные идеи Вернадского — о геологической вечности жизни, о планетарной роли человека и человечества, о расширении научного сознания в мире — поражающе современны, точны, с большим пророческим потенциалом. Труды ученого имеют неоценимое мировоззренческое значение, поскольку побуждают нас углубляться в проблему места и роли человека в природе и обществе, задуматься над извечным вопросом: кто мы есть и чего хотим достигнуть для себя и своих детей? Он — один из гениальных мыслителей человечества, которые, по словам Льва Толстого, «способны видеть через головы других людей и столетий» и вести их за собой.
Биография
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений. Академик АН СССР (1912), первый президент АН Украинской ССР (1919), член Чехословацкой (1926) и Парижской (1928) АН. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. С 1890 года приват-доцент минералогии Московского университета. Профессор Московского университета (1898-1911). Участвовал в земском движении в защиту высшей школы. В знак протеста против реакционных мер царского правительства ушёл из Московского университета. С 1914 года директор Геологического и минералогического музея Петербургской АН. Один из организаторов Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; председатель 1915-1930), из которой выросли институты: керамический, оптический, радиевый, физико-химический и платины и др. С 1922 по 1939 год директор организованного им Государственного радиевого института. В 1927 году организовал в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 году в Биогеохимическую лабораторию (директор 1927-1945), ставшую впоследствии институтом геохимии и аналитической химии им. Вернадского [1, с. 9].
Вернадский был одним из организаторов Комиссии по изучению вечной мерзлоты (ныне институт). В 1937 году по инициативе Вернадского была создана Международная комиссия по определению возраста пород радиоактивным методом. В 1939 году Вернадский совместно с другими учёными организовал Комиссию по изотопам. Работал в Париже (в Радиевом институте Марии Кюри-Склодовской в Сорбонне), Праге (в Карловом университете) и др.
В своих исследованиях Вернадский выдвинул крупнейшие, представляющие большое практическое значение научные проблемы: строения силикатов, геохимии редких и рассеянных элементов, поисков радиоактивных минералов, роли организмов в геохимических процессах, определения абсолютного возраста горных пород и многое др. В "Опыте описательной минералогии" (1908-1922) и "Истории минералов земной коры" (1923-1936) Вернадский выдвинул новую эволюционную теорию происхождения минералов (генетическую минералогию). Большое значение имели исследования Вернадского о строении силикатов и алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры. Учение Вернадского о роли каолинового ядра и строении алюмосиликатов легло в основу современной кристаллографии, а представления о парагенезисе и изоморфных рядах - в основу одного из научных методов поисков полезных ископаемых.
Учение В.И. Вернадского о биосфере
Биосфера, согласно определению В.И.Вернадского, - это наружная оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера состоит из:
1. живого вещества;
2. биогенного вещества, то есть органоминеральных или органических продуктов, созданных живым веществом (каменный уголь, торф, гумус и т.д.);
3. биокосного вещества, созданного живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера, осадочные породы и пр.). [3, с. 124].
Учение В.И.Вернадского о биосфере характеризуется следующими аксиомами биосферы:
1) Живое только из живого, иначе говоря, живое вещество порождено живым веществом;
2) Любые модели развития биосферы должны в качестве результата выдавать современное состояние биосферы;
3) Современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых эпох;
4) В среднем химический состав живого вещества и земной коры постоянен во времени;
5) В среднем количество живого вещества постоянно во времени;
6) Источником жизнедеятельности живой материи является энергия Солнца, геотермальные источники, вулканическое тепло и др.;
7) Основную роль в усвоении и перераспределении энергии Солнца играют зеленые растения посредством фотосинтеза, дыхания, роста, отмирания;
8) Жизнь на земле - геологический фактор;
9) Живое вещество биосферы и косное вещество окружающей среды связаны биохимической энергией [2, с. 68].
Биосфера - это система, состоящая из трех групп (океан, суша, атмосфера) подсистем, находящихся во вполне определенных отношениях (связях) друг с другом. Каждая из систем разбита на составляющие их подсистемы - на геобиоценозы или, иное название, - экологические системы. Биосфера - это система слабо взаимодействующих геобиоценозов.
Биоценоз - совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды. Геобиоценоз - это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземной слой, атмосфера, почва, солнечная энергия и т.д.) компонентов и динамическим взаимодействием между ними (обмен веществом и энергией).
Характерное время замены одного геобиоценоза другим порядка сотен лет, а характерное время роста человеческой популяции, определяющее скорость роста энергетической мощи цивилизации, гораздо меньше. Именно поэтому неконтролируемое развитие мощи цивилизации неизбежно приводит к разрушению стабильности биосферы.
Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз» [2, с. 38]. Все мы, люди – неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая, таким образом, себя.
Таким образом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере – сфере разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлял существенное место разуму в глобалистическом его проявлении.
Учение Вернадского о ноосфере
В. И. Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждал, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление».
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды В. И. Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия.
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских, политических настроений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества [2, с. 51].
В современном мире, часть этих условий выполнена (1 – 6), некоторые выполнены не полностью (7 – 12).
Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, на которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы.
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Философские и религиозные подходы Вернадского к естествознанию
Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в «глобальном масштабе». Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
При изучении Вернадским «костного вещества», кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Вернадский считал, что кристалл – это особая активная среда, особая форма пространства. Кристалл – одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считал минералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара; эти реакции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего, находятся в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Земля как планета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы развития Земли с общими законами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколков различных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса. [1, с. 35].
Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процессах играют живые организмы и энергия Солнца,
Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность – в среднем около тридцати километров (в сравнении с диаметром Земли – более двенадцати тысяч километров). Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) – энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные растения как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете – как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода, называемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения молекулярная энергия связи. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского – живые существа.
Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Основы учения Вернадского о биосфере в течение последних трех четвертей столетия практически не претерпели изменений, ибо к нему трудно добавить что-то принципиально новое. Учение Вернадского о биосфере имеет огромное научно-практическое значение. Оно служит основой познания законов развития природы, в частности «колыбели» человеческой цивилизации — Земли, разработки мер, необходимых для ее охраны от отрицательных природно-техногенных изменений, и предвидение этих изменений. Это необходимо современному человеку, чтобы выжить на планете, обеспечить будущее своим потомкам. Ведь, как писал великий Гете: «Люди подчиняются законам природы даже тогда, когда действуют против них».
1. Аксенов Г.П. Вернадский. - М.: «Наука», 1994 год
2. Казначеев В. П. - Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – М.: «Наука», 1989 год
3. Маглыш И. Общая экология. – СПб.: «Питер», 2001 год
4. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский. - М., 1982 год
5. Философский словарь. Под ред. Розенталя М.М. – М.: Издательство политической литературы, 1984 год
6. Экология человека. Словарь-справочник. Под общ. ред. Агаджаняна Н.А. – М., 1997 год
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика