Тест
«Вопросы по социологии»
- 30 страниц
1-9 Какие функции выполняет социология? 3
2-4 Каковы взгляды Аристотеля на государственное устройство? 4
3-2 Что такое общество? 7
4-2 Основные элементы духовной культуры. Их характеристика 13
5-3 В чем суть процесса социализации личности? 16
6-2 Какие виды социологических исследований вы знаете? Охарактеризуйте каждый вид 18
Список использованной литературы 30
В аристотелевской философии политике отводится особое место. Развитие всех вещей в природе осуществляется как реализация их «изначальной потенции», или цели, как движение от первичного к завершенному состоянию. Соответственно конечной целью развития человека как природного существа является достижение самодовлеющего существования (автаркии), возможного только в государстве. Таким образом, для Аристотеля понятия «природный» и «политический» совпадают в сфере общественных отношений.
Человеку как «политическому существу» свойственно безотчетное стремление к совместной жизни, реализуемое через ряд ступеней «естественного развития», т.е. через организацию в семью, в селение вплоть до государственного сообщества.
Жизнь в государстве является высшим благом. Соответственно политика является высшей наукой по отношению к другим наукам и определяет при помощи законов, «какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться». Политика обретает истинную ценность только тогда, когда в ней теоретическое умозрение объединяется с практикой, направляя таким образом внешние действия людей.
В «Политике» - своем основном произведении, посвященном анализу этой высшей формы знания, Аристотель разрабатывает приемы исследования не только государства, его структуры, но и политических процессов, предвосхищая принципы аргументации и исследовательские методы современной политической науки. Одним из таких методов является заимствованный из биологии метод с последующим их изучением. Рассматривая в первой книге последовательно структуру семьи, отношения господина и раба (господства и подчинения), Аристотель в дальнейшем неоднократно использует тот же метод для анализа полисных конституций во всем их многообразии.
3-2 Что такое общество?
Объект социологии — общество и люди. Общество изучается сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, которые составляют основное содержание социальной реальности. Социология — это научное изучение общества и социальных отношений. Что же интересует социологию в общественных отношениях? Очевидно, то, как они развиваются? Какие факторы влияют на это развитие, и в какой мере? Как эти факторы связаны между собой? Так, например, музыка — один из факторов общественного развития. Она воспитывает, обогащает эмоциональную сферу личности, развивает и удовлетворяет духовные потребности, сближает людей, на основе музыкальных интересов люди общаются. Однако посещение концертов требует определенного уровня доходов. То есть, интересуясь музыкой, мы вступаем в связи и отношения с различными социальными институтами, системами и структурами: экономикой, политикой, эстетикой, моралью, правом и т.п. Таким образом, музыка влияет на общество и качественно, и экономически, и психологически, и политически. Но на общество воздействует не одна только музыка, а и все другие социальные образования и материальные объекты. Кроме того, они влияют и на саму музыку. То есть общество — это сложная система, в том числе система отношений, и социология должна дать целостное представление об обществе как целостной системе, где все обусловлено человеческими связями и отношениями [3, c. 5].
Общество, социум — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.
В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум (ср. Стадо, Стая). В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.
Общество — основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели. На протяжении всей истории человечества происходил постоянный поиск этой модели и попытки её описать.
Общество — система экономических, политических и духовных взаимодействий различных социальных субъектов (индивидов, групп, институтов).
Первое и, пожалуй, самое важное значение термина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения - общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слово «общества» крайне необходимо для любого обществоведа.
5-3 В чем суть процесса социализации личности?
Под социализацией понимается, с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.д., а с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс “цивилизации” членов общества [6, c. 36].
Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах: 1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям; 2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.
Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа). Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека. Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.
Исследователи также выделяют первичную социализацию – непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в первичных группах) и вторичную – социализацию во вторичных группах, происходящую как правило опосредованно (при участии формальных структур: школы, СМИ и т.д.). Следует различать социализацию в известном Вам значении, а также ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения, например, в связи с изменением места жительства, места работы, социального статуса) и десоциализацию (процесс утраты социальных связей, например, в связи с уходом на пенсию, тяжелой болезнью или тюремным заключением).
Т. Парсонс (структурный функционализм) особое значение придавал семейной социализации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям. Распространенная в современном обществе нуклеарная семья (12.1) включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и эпрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).
Некоторые социологи, зная о том, что в инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения, не видят его отличий от инструментов наблюдения. В этой связи нужно отметить: во-первых, возможность включения в инструментарий эксперимента многих других методических документов: анкет, интервью, тестов и т.п.; во-вторых, чисто формальное сходство и принципиальное отличие целевых установок и реального содержания одинаково называющихся инструментов разных методов эмпирической социологии.
Отличительной особенностью всех инструментов экспериментального метода, в том числе инструкции наблюдателям, является их доминирующая ориентированность на проблему обеспечения чистоты эксперимента. Основная трудность разработки документов данного метода заключена в сложности, порой невозможности пилотажа. В связи с этим возрастает значимость их апробации иными способами (консультации коллег, заимствование их опыта, мозговая атака, фокус-групповое обсуждение и т.п.) [10, c. 25-27].
1. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
2. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало – М», 2001, - 618 с.
3. Коловская Л.В. Социология. Учебное пособие. Красноярск, 1999.
4. Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. Курс лекций. Учебник. - Под ред. И.А.Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003.
5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
6. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 512 с.
8. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие. М., 2000.
9. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. М., 2000.
10. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М., 2000.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Вопросы по предмету Стандартизация и сертификация социально культурных и туристских услуг.
Шпаргалка:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Шпаргалка:
Ответы по специализации Ресторанный сервис
Шпаргалка:
Ответы по управлению качеством