Курсовая работа
«Роль детских общественных движений в социальном воспитании детей»
- 24 страниц
Введение
1 . Детские организации в школьном воспитании
1.1.Понятие детской организации
1.2.Характеристика детских общественных организаций
1.3.Деятельность детских организаций
Выводы по первой главе
Глава 2. Школьное воспитание
2.1.Возрождение школьного воспитания
2.2. Детское общественное объединение. Структура и функции
Заключение
Список литературы
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими, своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей и молодёжи в общественное движение составляет около 10%.
Дети не хотят вступать в организации по следующим причинам:
o Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;
o Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;
o Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы;
o Закрытость от реального окружения, преобладание «надуманных» жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций.
Изучением данного вопроса занимались следующие исследователи: председатель Федерации детских организаций, депутат Гос. Думы Елена Чепурных; вице-президент Ассоциации исследователей детского движения Тамара Трухачёва; координатор Пионерского содружества и МГСПО Д.Лебедев; кандидат педагогических наук, НИИ детства Н.П.Иванова; зав. Отделом программирования Совета Федерации детских организаций «Юная Россия», кандидат педагогических наук Л.Клочкова; доктор педагогических наук, профессор Н.Шнуркова и др.
Объектом моего исследования являются детские организации , предметом – работа детских организаций в школе. Целью работы является определить роль детских организаций в школьном обучении.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации;
2. выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному формированию личности школьников при взаимодействии школы и общественных организаций;
3. выявить место, которое занимают детские организации в школьном воспитании;
Далее необходимо раскрыть сущность понятий:
Так в словаре русского языка С.И. Ожегова:
Детский- не свойственный взрослому, незрелый.
Общественный- 1)относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе; 2)относящийся к работе по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива.
Организация - общественное объединение или государственное учреждение.
В современном словаре иностранных слов:
Организация- совокупность людей, групп. Объединённых для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.
Большая советская энциклопедия даёт следующее определение:
Общественные организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.
Детские демократические организации- добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.
Исторический опыт детского движения (позитивный и негативный) – специфического субъекта социального воспитания представлен солидной научно-педагогической базой, которая формировалась
на протяжении ХХ века. Каждый этап осмысления по - своему значим
и важен, и требует грамотного подхода к его оценке.
Особенно хочется обратить внимание читателей на вклад отдельных
ученых-исследователей и их труды по педагогике детского движения.
Осмысление детского движения – нового педагогического явления начала ХХ века представлено первыми материалами периодической печати, первыми педагогическими пособиями руководителей скаутских
объединений (О.А.Пантюхова, Г.А.Захарченко, А.К. Анохина); переводами зарубежных работ А.Смита, Сетона-Томпсона, Р.Баден-Пауэлла (открывателя-исследователя скаутского движения).
Первые концепции идеологов и организаторов детского отечественного движения: Иннокентия Жукова, Эдвина Гернле, Оскара Тарханова ценны и значимы для осмысления современной ситуации, определения роли детских общественных объединений в социальном досуговом
пространстве жизнедеятельности детей и молодежи.
Значимы в частности, идеи, взгляды «первооткрывателей» на детское движение как «гуманистическую педагогическую концепцию»,
«гениальное открытие в педагогике», «новую систему внешкольной
работы с детьми» (И.Н.Жуков); прогрессивный характер деткомдвижения как педагогического явления, определяемый ролью ребенка –
субъекта педагогического процесса; о детской самоорганизуемой группе – воспитывающим факторе, «центре энергии»: общности интересов
и деятельности разновозрастной группы, ориентированной на коллективизм, деятельность которой «проникает в мир взрослых» (Э.Гернле);
о детской общественной организации- внешкольной воспитательной
системе, которая не должна насаждаться «сверху»; должна быть детской самодеятельной организацией, автономной по самоуправлению,
в основе содержания – героические, трудовые процессы социальной
жизни и социальной среды (О.Тарханов). В оценках первооткрывателей
детского движения обозначены различные авторские подходы к новой
реальности начала ХХ века: социальной, независимой от государства,
социально-политической (общественно-государственной), социально- педагогической.
Труды Н.К.Крупской, М.В.Крупениной, В.Н.Шульгина, В.А.Зорина,
А.В.Залкинда, М.И.Бирбраера, А.Г.Калашникова, Н.А.Коноплева,
М.М.Мечевой, А.П.Пинкевича, В.А.Попова, Л.Ривина – бесценный
вклад в развитие детского движения как специфической «педагогической системы», субъекта «новой» теории и практики социального воспитания детей силами самих детей (их сообществ).
Значителен вклад педагогической науки (50-80-е годы ХХ века) в
разработку проблем теории и практики воспитания в деятельности Всесоюзной пионерской организации нашей страны (коллективные и индивидуальные исследования). Обратим внимание современного организатора детского движения на работы ученых-педагогов: В.Г.Яковлева,
Ф.Ф.Королева, В.В.Лебединского, З.А.Ходоровской, Б.Е.Ширвиндта,
Т.Е.Конниковой, В.С.Ханчина, И.Г.Гордина, К.Д.Радиной.
Новый теоретико-методологический подход к социально-педагогическим проблемам детского движения представлен в исследованиях конца ХХ века и начала ХХI века: Л.В.Алиевой, М.В.Богуславского,
Н.Ф.Басова, А.В.Волохова, Е.Н.Сорочинской, Е.В.Титовой, Т.В.Трухачевой.
Углубленное изучение исторических социально-педагогических
концепций теорий отечественного детского движения позволит определить роль современного детского движения в преобразовании окружающей жизни, а его приоритетных структур (детских объединений) –
в становлении подростка как личности, как гражданин страны.
1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: теория, история, практика. Монография. – М., 2002.
2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. – 2000. – № 7.
3. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитательного пространства. Концепция. – М., 2004.
4. Алиева Л.В. Москва – родина и столица пионерского движения. Исторический очерк. – М., 2007.
5. Алиева Л.В. Педагогика пионерского поручения. – М., 1990.
6. Анохин А.К. Спутник юного разведчика. Организация и занятия с юными разведчиками. – Киев, 1915.
7. Баден-Пауэлл Р. Юный разведчик. Руководство по скаутизму. – СПБ., 1918.
8. Басов Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования истории детского движения в России (нач. ХХ в. – 90-е гг.). Монография. – Кострома, 1997.
9. Басов Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 1984.
10. Березина В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных объединений // Внешкольник. – 1998. – № 3.
11. Богуславский М.В. Детское движение В России: меду прошлым и будущим. Монография. – Тверь, 2007.
12. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. – М., 1969.
13. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций/ Под ред. А.В.Волохова и др. – М., 1996.
Тема: | «Роль детских общественных движений в социальном воспитании детей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Этнокультурное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора
Дипломная работа:
Разработка проекта по созданию детского творческого объединения в школе
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями
Курсовая работа:
Педагогическая работа с детскими общественными объединениями
Дипломная работа:
Женские общественно-политические организации современной России