Курсовая работа

«Социальная работа. Теоретические основы понятия «суицид»»

  • 37 страниц(ы)
  • 1978 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Tajlakov.vladimir@mail.ru

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы понятия «суицид» 5

1.1. Феномен суицида 5

1.2. Типология суицида 10

1.3. Факторы, сопутствующие суициду 13

Глава 2. Подростковый суицид 17

2.1. Психологический смысл подросткового суицида 17

2.2. Характерные черты и причины суицида в подростковой среде 19

2.3. Статистика подросткового суицида по России за 2005-2007гг 23

Глава 3. Социально педагогическая работа с суицидальными подростками 26

3.1. Проблема профилактики суицида среди подростков 26

3.2. Работа социального работника на примере Социально-реабилитационного Центра города Томска 29

Заключение 34

Список литературы 36

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.

Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов , которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет.

По данным Всемирной Организации Здоровья, ежегодно в мире кончает самоубийством более 500 тысяч человек. Число же суицидальных действий значительно больше и исчисляется миллионами. Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте.

Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9%. Отечественные исследования за последние 10 лет показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек.

Большая часть таких суицидов связана с проблемами в семье и конфликтами с друзьями, учителями и одноклассниками, а также черствостью и безразличием окружающих. Зачастую идея самоубийства возникает в состоянии пограничном, либо уже в состоянии психического заболевания. Между тем, даже психиатры оказываются бессильны перед безразличием общества.

Глава 1. Теоретические основы понятия «суицид»

1.1. Феномен суицида

Слово «суицид» (лат. sui+caedare – убивать себя) впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун. Одна из крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения, суицид, определяется как осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти.

Начало XX века во всех странах западной Европы, России и Америки было ознаменовано не только участием в событиях первой мировой войны, революционными катаклизмами, но и тем, что «черное крыло насильственной смерти от собственной руки все более и более развертывалось над человечеством» .

Показателен ряд публикаций того времени, в которых суицид рассматривается как сугубо сознательное действие, исключающее какую-либо психопатологию. В получившей в то время известность работе французского социолога Э.Дюркгейма, посвященной социологическому анализу феномена самоубийства, говорилось совершенно определенно: "не существует ни одного психопатического состояния, которое имело бы с самоубийством постоянную и бессменную связь" .

Той же точки зрения уже давно придерживался в России Ф.М.Достоевский, а в начале 20-го века ее активно разделял выдающийся русский адвокат А.Ф.Кони, опубликовавший в 1923 году отдельным изданием работу «Самоубийство в законе и жизни» .

Уже в начале нашего столетия еще только формирующаяся наука суицидология начинает оценивать суицид, в независимости от того, доведено ли насилие до конца, или является только покушением на самоубийство, как акт, в котором воля и сознание страдающего лица играют определяющую роль. Ни одна область познания "черного феномена", например, социология, психология, медицина, - не удовлетворяет честных исследователей в течение вот уже целого столетия. Не решает всех проблем анализа феномена самоубийства и выделение суицидологии в отдельную область исследования, в которой дескрипция превалирует.

Проблему могла бы разрешить философия, которая не однажды пыталась поставить проблему суицида в экзистенциальном ключе (А.Камю, Н.А.Бердяев и др.) , но которой не хватало системности в изложении материала и научной определенности в раскрытии истоков феномена самоубийства.

Однако уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х .

Интенсивность склонности к самоубийству измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к 100 тысячам жителей без различия возраста и пола в данном обществе. Этот общий процент смертности-самоубийства оказывается постоянным для длительного временного периода для каждого конкретного общества, причем его константа оказывается большею, чем у главных демографических явлений.

Однако, за последние тридцать - сорок лет интенсивность этого явления социальной жизни стала неумолимо возрастать, что коснулось прежде всего развитых стран Европы и США, а также является опасным показателем состояния дел в современной России. Так, например, Национальный Центр статистики здоровья населения в США зафиксировал рост числа самоубийств в 3 раза за последние тридцать лет и констатировал уход из жизни 25-29 человек на 100 тыс. жителей каждый год (или 50-70 тыс. человек каждый год кончают жизнь самоубийством в США).

У нас в советский период существовала официально признанная статистика только для такой категории граждан как "потерпевшие от доведения до самоубийства", но и эта категория давала возрастной показатель от 19 до 35 лет, последние же годы ознаменованы всплеском числа самоубийств в России: по газетным публикациям на 1994 год пришлось 61.900 добровольных смертей, а в 1995 году показатель суицидальной смертности был 45 человек на 100 тыс. жителей .

Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности.

В подростковом возрасте особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личная нестабильность. Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации, например, суицидальные попытки. Ведь в подростковом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей.

За несколько лет работы с детьми, в частности с подростками, при проведении семейных консультаций и бесед с самими подростками и их родителями определился ряд тех, кто находится в зоне повышенного суицидального риска: депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 2006.

Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1998.

2. Адамова Л.И. «Профилактика суицидального поведения» - М., 2004.

3. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. -М., 1999.

4. Бердяев Н. О самоубийстве (психологический этюд). Переизд. МГУ, 1992.

5. Вишневская О.А. Опыт оказания комплексной медицинской помощи больным, совершившим суицидальные попытки. Психическое здоровье. - СПб., 2006.

6. Газета «Аргументы и факты», № 17, 1996.

7. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. С.Пб.: Медицинская пресса, 2005.

8. Головачев В. «Минздрав предупреждает: здоровье подростков в России катастрофически падает» // Труд 6 июня 2008.

9. Гроллман Эрл Суицид.-М., 2004.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994.

11. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. – Самара, 2000.

12. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков

13. Кони А.Ф., Собр.соч. Т.4, - Москва, Юр. лит.-ра, 1982., С.454.

14. Красненкова И. П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой. Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1999.

15. Красненкова И. П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида. Вестник МГУ Сер. 12, №6, 1999.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1999.

17. Мемшмидт Х. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. М.: Мир, 2000.

18. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86

19. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1999.

20. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 2006.

21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб, 1999.

22. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 2005.

23. Усов М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков. – М., 2005.

Примечания к работе

Интересная свежая работа. была сдана на оценку "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная работа. Теоретические основы понятия «суицид»»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 260 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика