Курсовая работа

«Социальная работа. Теоретические основы понятия «суицид»»

  • 37 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы понятия «суицид» 5

1.1. Феномен суицида 5

1.2. Типология суицида 10

1.3. Факторы, сопутствующие суициду 13

Глава 2. Подростковый суицид 17

2.1. Психологический смысл подросткового суицида 17

2.2. Характерные черты и причины суицида в подростковой среде 19

2.3. Статистика подросткового суицида по России за 2005-2007гг 23

Глава 3. Социально педагогическая работа с суицидальными подростками 26

3.1. Проблема профилактики суицида среди подростков 26

3.2. Работа социального работника на примере Социально-реабилитационного Центра города Томска 29

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.

Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов , которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет.

По данным Всемирной Организации Здоровья, ежегодно в мире кончает самоубийством более 500 тысяч человек. Число же суицидальных действий значительно больше и исчисляется миллионами. Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте.

Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9%. Отечественные исследования за последние 10 лет показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек.

Большая часть таких суицидов связана с проблемами в семье и конфликтами с друзьями, учителями и одноклассниками, а также черствостью и безразличием окружающих. Зачастую идея самоубийства возникает в состоянии пограничном, либо уже в состоянии психического заболевания. Между тем, даже психиатры оказываются бессильны перед безразличием общества.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы понятия «суицид»

1.1. Феномен суицида

Слово «суицид» (лат. sui+caedare – убивать себя) впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун. Одна из крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения, суицид, определяется как осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти.

Начало XX века во всех странах западной Европы, России и Америки было ознаменовано не только участием в событиях первой мировой войны, революционными катаклизмами, но и тем, что «черное крыло насильственной смерти от собственной руки все более и более развертывалось над человечеством» .

Показателен ряд публикаций того времени, в которых суицид рассматривается как сугубо сознательное действие, исключающее какую-либо психопатологию. В получившей в то время известность работе французского социолога Э.Дюркгейма, посвященной социологическому анализу феномена самоубийства, говорилось совершенно определенно: "не существует ни одного психопатического состояния, которое имело бы с самоубийством постоянную и бессменную связь" .

Той же точки зрения уже давно придерживался в России Ф.М.Достоевский, а в начале 20-го века ее активно разделял выдающийся русский адвокат А.Ф.Кони, опубликовавший в 1923 году отдельным изданием работу «Самоубийство в законе и жизни» .

Уже в начале нашего столетия еще только формирующаяся наука суицидология начинает оценивать суицид, в независимости от того, доведено ли насилие до конца, или является только покушением на самоубийство, как акт, в котором воля и сознание страдающего лица играют определяющую роль. Ни одна область познания "черного феномена", например, социология, психология, медицина, - не удовлетворяет честных исследователей в течение вот уже целого столетия. Не решает всех проблем анализа феномена самоубийства и выделение суицидологии в отдельную область исследования, в которой дескрипция превалирует.

Проблему могла бы разрешить философия, которая не однажды пыталась поставить проблему суицида в экзистенциальном ключе (А.Камю, Н.А.Бердяев и др.) , но которой не хватало системности в изложении материала и научной определенности в раскрытии истоков феномена самоубийства.

Однако уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х .

Интенсивность склонности к самоубийству измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к 100 тысячам жителей без различия возраста и пола в данном обществе. Этот общий процент смертности-самоубийства оказывается постоянным для длительного временного периода для каждого конкретного общества, причем его константа оказывается большею, чем у главных демографических явлений.

Однако, за последние тридцать - сорок лет интенсивность этого явления социальной жизни стала неумолимо возрастать, что коснулось прежде всего развитых стран Европы и США, а также является опасным показателем состояния дел в современной России. Так, например, Национальный Центр статистики здоровья населения в США зафиксировал рост числа самоубийств в 3 раза за последние тридцать лет и констатировал уход из жизни 25-29 человек на 100 тыс. жителей каждый год (или 50-70 тыс. человек каждый год кончают жизнь самоубийством в США).

У нас в советский период существовала официально признанная статистика только для такой категории граждан как "потерпевшие от доведения до самоубийства", но и эта категория давала возрастной показатель от 19 до 35 лет, последние же годы ознаменованы всплеском числа самоубийств в России: по газетным публикациям на 1994 год пришлось 61.900 добровольных смертей, а в 1995 году показатель суицидальной смертности был 45 человек на 100 тыс. жителей .

Заключение

Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности.

В подростковом возрасте особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личная нестабильность. Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации, например, суицидальные попытки. Ведь в подростковом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей.

За несколько лет работы с детьми, в частности с подростками, при проведении семейных консультаций и бесед с самими подростками и их родителями определился ряд тех, кто находится в зоне повышенного суицидального риска: депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 2006.

Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1998.

2. Адамова Л.И. «Профилактика суицидального поведения» - М., 2004.

3. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. -М., 1999.

4. Бердяев Н. О самоубийстве (психологический этюд). Переизд. МГУ, 1992.

5. Вишневская О.А. Опыт оказания комплексной медицинской помощи больным, совершившим суицидальные попытки. Психическое здоровье. - СПб., 2006.

6. Газета «Аргументы и факты», № 17, 1996.

7. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. С.Пб.: Медицинская пресса, 2005.

8. Головачев В. «Минздрав предупреждает: здоровье подростков в России катастрофически падает» // Труд 6 июня 2008.

9. Гроллман Эрл Суицид.-М., 2004.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994.

11. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. – Самара, 2000.

12. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков

13. Кони А.Ф., Собр.соч. Т.4, - Москва, Юр. лит.-ра, 1982., С.454.

14. Красненкова И. П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой. Вестник МГУ Сер.12, № 3, 1999.

15. Красненкова И. П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида. Вестник МГУ Сер. 12, №6, 1999.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1999.

17. Мемшмидт Х. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. М.: Мир, 2000.

18. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86

19. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1999.

20. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 2006.

21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб, 1999.

22. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 2005.

23. Усов М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков. – М., 2005.

Примечания

Интересная свежая работа. была сдана на оценку "отлично"

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная работа. Теоретические основы понятия «суицид»»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 260 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика