Курсовая работа

«Теория и модели социальной работы»

  • 50 страниц
Содержание

Введение 4

1 Развитие социальной работы в общественной системе 7

1.1 Возникновение социальной работы 7

1.2 Установки современной социальной работы за рубежом 8

2 Типы теорий и моделей социальной работы 19

2.1 Объекты и субъекты социальной работы 19

2.2 Связь между теориями и моделями социальной работы 25

2.3 Комплексно-ориентированные теории социальной работы 35

Заключение 47

Библиографический список 49

Введение

Провозглашенная политика перехода от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не только бедами для отдельных личностей, но и потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный урон, который ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.

Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев, наблюдается разрыв социальных связей, деградация социальной инфраструктуры и появление реальной угрозы человеческому потенциалу страны. Резко обостряется социальная дифференциация.

Социальные невзгоды, стрессовые ситуации привели к тому, что по статистике самоубийств Россия вышла на первое место в мире. Примерно 50 тыс. человек в год кончают жизнь самоубийством (или 40 на 100 тыс. населения, что в 3 раза выше, чем в США и в 4 раза выше, чем в Англии)! Особенно большой рост самоубийств наблюдается среди мужчин. 71 человек на 100 тыс.

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Социальная работа как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.

Фрагмент работы

1 Развитие социальной работы в общественной системе

1.1 Возникновение социальной работы

На рубеже XIX и XX в. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма, который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса.

Причины массового девиантно-революционного [1,с.45] поведения населения анализируются в трудах П.А. Сорокина и В.И. Ленина, которые, хотя и исповедуют противоположные идейные воззрения, приходят практически к единым теоретическим выводам, к сожалению, весьма актуальным для современного российского общества.

Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.

Для подтверждения этого воспользуемся одним из определений социальной работы, которое предлагает Австрийская академия социальной работы.

В каждом обществе встречаются нужда и конфликты, которые люди самостоятельно не могут преодолеть. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа .

1.2 Установки современной социальной работы за рубежом

Для большинства современных исследователей социальной работы характерно понимание ее сущности в определении, близком тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: «Социальная работа — это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условии для достижения этих целей».

В теоретических аспектах современных исследований сохраняется интегративный и междисциплинарный характер социальной работы. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология, психология, а также такие научные дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция, и некоторые теоретические концепции, например теория повседневности.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, в фрагментарном изложении профессора факультета социальной педагогики Высшего учебного профессионального заведения г. Гамбурга Петера Кастнера концепция может быть представлена в следующей трактовке. Каждый человек есть носитель двух начал — биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п., и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действии от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций».

Поэтому социальная работа [8,с.156] — это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для иллюстрации представим положение молодого человека — полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни и благополучии. Однако оказывается, что это зависит от положения в обществе, источников дохода, например заработной платы, а для достижения желаемого необходимо получить соответствующее образование и квалификацию, испытывать определенную конкуренцию в получении интересной и хорошо оплачиваемой работы и т.д., и счастье, которого так хочется сейчас, отодвигается на неопределенное будущее. Не случайно, что общество потребления так богато на проявление молодежных субкультур. В данной ситуации русская поговорка «Каждый солдат хочет быть генералом» имеет универсальное значение.

В изложенном выше примере с молодым человеком социальный работник сталкивается с конфликтом, обусловленным, с одной стороны, завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации — с другой.

2 Типы теорий и моделей социальной работы

2.1 Объекты и субъекты социальной работы

Прежде всего отметим логичность рассмотрения этих компонентов социальной работы именно в такой последовательности: на наш взгляд, субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. В самом деле, объекты социальной работы возникают, формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе; субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Далее. Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из имеющихся у объектов проблем. Субъекты же (социальные службы) формируются и организуются на этой основе.

Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты — объекты».

Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех ее аспектов — и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Ибо все они являются тесно связанными видами деятельности одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются (пожалуй, впервые) субъекты в учебнике «Теория социальной работы».

В связи с этим дадим краткое филоcофско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.

Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:

- состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

2.3 Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Ролевая теория. В рамках использования ролевой модели практики социальной работы проявляются некоторые компоненты социологического знания. Но в основном логика обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника здесь базируется на психологическом знании. Прежде всего это выражается в том, как понимается роль личности, а она, чаще всего, трактуется преимущественно в психологическом или социально - психологическом планах.

Многие исследователи возникновение ролевой теории связывают с именем Якоба Леей Морено (1892-1974), признавая его не только основателем социометрии, через которую Морено пытался описывать межличностные отношения, но и групповой психиатрии в целом.

Отношения между людьми динамичны, пластичны, в каждом отдельном случае человек действует согласно своей оценке возникающей ситуации. Но эти оценки могут вступать в противоречия с оценками данной ситуации другими людьми. Но как же в этом случае достигается кооперация в группе?

Дж. Mud (1863-1931) считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т.е. может представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, что ждут от него другие участники. Линии действия отдельных индивидов взаимно подгоняются друг к другу, поскольку каждый может принимать роли других, формировать Я-образ с приписываемой им точки зрения и осуществлять приспособление к приписываемым им намерениям и экспектациям.

По мнению Мида, способность рассматривать самого себя как объект — это одно из специфических человеческих качеств, человек начинает осознавать себя как особую «единицу» в процессе принятия ролей. Он относится к своему поведению как к поведению других людей или так, как другие люди относятся к его поведению.

Заключение

Социальная работа, так же как и туризм, индустрия отдыха или компьютерное программирование, появилась в определенном историческом контексте. Ее существование связано с растущим признанием государством своих обязанностей обеспечить девиантов и неудачников, людей в депрессии и инвалидов, детей группы риска и пожилых. Признание этого остается единственно общим для всех политических партий, хотя существуют разногласия по поводу степени субсидирования правительством частных коммерческих инициатив в секторе общественного благосостояния и по поводу расходов на социальные службы.

Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается, так как потребности могут быть и у общества, и у личности. Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Конечным продуктом социальной работы является урегулирование отношений между государством и различными индивидуумами.

Какой бы ни была причина, но несомненен факт, что большое число людей из соседствующих профессиональных групп (юриспруденция, медицина, образование) часто не могут верно, оценить глубину и тонкость социальной работы. Социальных работников обвиняют либо в том, что они проявляют излишнее рвение (например, без оснований изъяли ребенка из семьи), либо в том, что они недорабатывают (например, не позаботились об одиноком пожилом или не предотвратили насилие над ребенком в семье).

Главная задача современной социальной работы – обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно и оказывать помощь в его попытках быть независимым. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие установленного вмешательства и что независимость клиента должна поощряться.

Список литературы

1. Андреева Ю. Социальная работа в России и зарубежом. // Журнал «Москва». - 2006.-№7.

2. Бербешкина З.А. Модели социальной работы.// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 2002.

3. Григорьев С.И. Теория и практика социальной работы. – М.: Диля, 2000.

4. Егоршин А.П. Социальная работа: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001.

5. Лаврененко И.М. Социальная работы: международный опыт.// Российский журнал социальной работы. –2002.- № 2.

6. Макаренко С. Социальная работа: развитие и особенности на современном этапе // Социальная работа.- № 6.- 2006.

7. Отечественная модель социальной работы. - М. // Наука.- 2000. - №7.

8. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2002.

9. Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова – Барнаул; М., 2003.

10. Павленка П.Д. Теория и практика социальной работы. – М.: ГАСБУ, 2001.

11. Попова И.П. Социальная работа в России//Социс, 2005.№12.

12. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: ИСР, 2001.

13. Социальная работа в России- М. // Наука.- 2001. - №4.

14. Социальная работа: теория и практика: Уч. Пособие под ред. Е. И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001.

15. Социальная работа под общей редакцией В. И. Курбатова.–Р.на/Дону: «ФЕНИКС», 2004.

16. Социальная работа. Настольная книга специалиста. Под ред. Холостовой Е.И, Осадчих А.И. М., 2003.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика