Дипломная работа

«Организационно-педагогические условия экспертизы в образовательном процессе»

  • 75 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения….5

1.1 Понятие экспертиза образовательного процесса дошкольного учреждения.5

1.2 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения….8

1.3 Подготовка и проведение экспертизы современных программ дошкольного образования….9

1.4 Оценка деятельности методического кабинета МДОУ….29

1.5 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образования….37

Глава 2. Моделирование и экспериментальное исследование системы образовательного процесса в МДОУ «Звездочка»…41

2.1 Краткая характеристика МДОУ детский сад «Звездочка»….41

2.2 Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов.43

2.3 Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательном процессе МДОУ….50

2.4 Карта экспертной оценки программы образования детей старшего дошкольного возраста….59

Заключение….69

Список использованной литературы….71

Приложение А. Модель комплексной оценки качества профессиональной

деятельности педагогических работников МДОУ….73

Приложение Б. Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников МДОУ…74

Приложение В. «Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад \"Звездочка\"»….75

Введение

Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация содержания образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов изучения и оценки образовательных объектов. Реформа в сфере дошкольного образования коснулась различных его аспектов: возникли новые виды дошкольных образовательных учреждений, разработано множество образовательных программ, идет апробация новых методов и форм работы, введен механизм аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), повышение требований к уровню профессионализма педагогов и руководителей ДОУ, в том числе привело к необходимости в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа. Одним из методов, позволяющих провести анализ и диагностику образовательной ситуации в дошкольном учреждении, дать ей обоснованную оценку, а также разработать проект развития образовательного процесса в дошкольном учреждении выступает экспертиза.

В сфере дошкольного образования активное применение экспертизы как метода оценки образовательных объектов затрудняется тем, что отсутствуют единые концептуальные положения, касающиеся экспертной деятельности. В основном сущность экспертизы рассматривается через ее предмет: выделяются требования к образовательным программам, к играм и игрушкам, к компьютерным играм и т.п. На сегодняшний день экспертиза широко применяется как метод государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений. Так, результатом аттестации дошкольного образовательного учреждения является вынесение экспертного заключения, содержащего оценку уровня реализации образовательным учреждением требований государственного образовательного стандарта, а также соответствие дошкольного учреждения типу, виду, категории. Для процедуры аттестации разработан механизм проведения экспертизы, но ее основной предмет - образовательный процесс представлен только с точки зрения содержания дошкольного образования.

Объект исследования: МДОУ детский сад «Звездочка»

Предмет исследования: становление организационно-педагогических условий экспертизы в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Цель дипломной работы: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения.

Исходя из выдвинутой цели были определены задачи дипломной работы:

Охарактеризовать педагогическую экспертизу и разработать технологию экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения;

Уточнить понятие и дать системную характеристику подготовки к экспертизе образовательного процесса дошкольного учреждения.

Цель, задачи и методологическая база исследования обусловили выбор его методов: анализ изучаемой проблемы в теории и практике, анализ законодательных и нормативных документов; моделирование; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка; метод поэлементного и пооперационного анализа, методы математической статистики.

Разработанная технология экспертизы образовательного процесса может применяться при процедуре аттестации ДОУ и для регулирования качества образования внутри ДОУ, а также выступить основой для разработки механизма экспертизы образовательных программ дошкольного образования, что будет представлять интерес для специалистов органов управления образованием и руководителей ДОУ.

Результаты исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения

1.1 Понятие экспертиза образовательного процесса дошкольного учреждения

Экспертная деятельность - это особый тип исследовательской деятельности, направленный на получение от субъекта деятельности информации об изучаемом объекте, которая затем обобщается, анализируется и оценивается.

В общем виде цель экспертной деятельности определяется как изучение и оценка объекта. Однако цель конкретизируется в зависимости от предмета экспертной деятельности.

В своей дипломной работе я уделяю внимание такому виду экспертной деятельности как педагогическая экспертиза и ее предмету - образовательному процессу дошкольного учреждения. Характеристика данного понятия будет проводиться мной в связи с рассмотрением сущности педагогической экспертизы и образовательного процесса ДОУ.

Педагогическая экспертиза на современном этапе активно исследуется и применяется в сфере образования.

В толковом словаре С.И.Ожегова экспертиза определяется как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения, а оценка — как установление качества, степени, уровня чего-нибудь.¹

Итак, педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.

Несмотря на существование различных подходов к характеристике понятия «экспертиза», неизменным остается то, что в процедуре экспертизы необходимо участие специалиста — эксперта. Эксперт выступает субъектом педагогической экспертизы.

¹ Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов ; Рос. АН, Ин-т рус. яз. ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1995. - 907 с.

Эксперт - это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.

Эффективность экспертизы во многом зависит от выбора эксперта. По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, креативность и т.д.

Для проведения экспертизы дошкольного учреждения целесообразно использовать следующий алгоритм.

I этап: Подготовительный

1.1 Проведение экспертизы осуществляется на основании приказа отдела, управления образования

1.1.1. Приказом определяется:

• дошкольное учебное заведение, в котором будет проводиться экспертиза образовательного процесса;

• сроки проведения экспертизы;

• состав экспертной группы;

• формы и сроки подведения итогов экспертного оценивания.

1.2. В состав экспертной группы, как правило, включаются

• начальник отдела, управления образования (руководитель экспертной группы);

• специалисты отдела, управления образования;

• методист районного, городского методического кабинета (центра), отвечающий за функционирование психологической службы;

• практические психологи дошкольных учебных заведений, имеющие квалификационные категории «Специалист I квалификационной категории», «Специалист высшей квалификационной категории».

II этап: Разработка инструментария

При разработке инструментария необходимо:

2.1. Адаптировать базовый протокол экспертизы дошкольного учреждения.

2.2. Разработать алгоритм изучения ведения обязательной документации практическими психологами дошкольных учебных заведений.

III этап: Проведение экспертизы

3.1. Провести экспертизу деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Экспертное оценивание проводится в учебных заведениях, как правило, в сентябре-октябре текущего года.

В дальнейшем экспертизу деятельности ДОУ целесообразно проводить в ходе государственной аттестации дошкольного учебного заведения.

IV этап: Анализ результатов экспертизы

4.1. Обобщить полученную информацию.

4.2. Определить как позитивные, так и негативные факторы влияния на качество образовательного процесса в целом.

4.3. Оценить полученные результаты, подготовить отчеты, рекомендации, корректирующие деятельность дошкольного учреждения, планы мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения экспертного оценивания.

4.4. Обсудить итоги экспертного оценивания деятельности дошкольного учреждения на заседании коллегии отдела, управления образования, совещании руководителей учебных заведений.²

² Усова, Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования : дис. . канд. психол. наук / Е. С. Усова. М., 2010. -158 с.

1.2 Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655.

В указанном документе устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации Общеобразовательной программы, в части определения ее структуры, а также соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Общеобразовательная программа создается, утверждается и реализуется в каждом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и осуществляющем образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Она определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Документ предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в учреждениях всех типов и видов, осуществляющих образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Содержание Общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Разработка Общеобразовательной программы связана с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью творческих групп на основе конкретных нормативных документов.

1.3 Подготовка и проведение экспертизы современных программ дошкольного образования

Большинство современных образовательных программ снабжено методическими рекомендациями и практическими материалами по организации диагностической работы по выявлению успешности освоения детьми содержания программы. Изучению подвергаются сформированные у детей знания, практические умения и навыки в разных видах деятельности; предлагается ранжирование детей по разным уровням освоения содержания программы (как правило, низкий, средний, высокий уровни).

Однако это является явно недостаточным для оценивания развивающего потенциала образовательной программы. Необходимо предусмотреть выявление значения программы на развитие индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических возможностей развития детей, на формирование у них функциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному освоению знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Если говорить об оценке информационно-методического обеспечения программы, то анализ современных образовательных программ осуществляется специалистами в области дошкольного образования, психологами, педагогами, руководителями системы образования на субъективной основе (по принципу «нравится - не нравится», «хорошо-плохо»). Однако в любой образовательной программе есть свои сильные и слабые стороны, свои положительные и спорные моменты. В связи с этим необходимо разрабатывать и вводить методики объективной оценки образовательных программ, которые предполагают их количественную оценку с помощью методов математической статистики и возможность качественной интерпретации анализа разных аспектов программы.

Одним из возможных инновационных подходов оценки программ образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста является заполнение Карты экспертной оценки программы дошкольного образования, которая содержит следующие разделы:

I. Нормативно-правовые требования

1. Соответствие программы Закону Российской Федерации «Об Образовании» от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011)

2. Соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Заключение

Одной из основных задач современных дошкольных учреждений, является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Однако применение многих из них осложняется, с одной стороны, низким уровнем разработанности и адаптированности метода к сфере дошкольного образования, с другой, отсутствием знаний и практических навыков к их осуществлению. Экспертиза образовательного процесса является одним из таких методов.

Анализ литературы и нормативно-правовых документов показал, что экспертиза активно применяется в сфере образования. Так, в области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек и т.д. Однако в большинстве случаев сущность экспертизы представляется с позиции выделения требований к предмету изучения. Также экспертиза проводится в ходе второго этапа аттестации дошкольных учреждений и является методом государственного контроля за деятельностью ДОУ.

В моей дипломной работе я представила специфику проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения как внутренней процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в МДОУ детский сад «Звездочка».

Изучение литературы по проблеме применения педагогической экспертизы позволило прийти к следующим выводам:

- существенным отличием экспертизы от других методов является получение информации с помощью оценки специалиста;

- педагогическая экспертиза имеет собственную методологию, структуру, технологию проведения;

- как метод научного исследования педагогическая экспертиза позволяет не только получить оценку образовательного объекта, но и представить проект его развития.

Опираясь на данные положения, я попыталась определить основные характеристики метода экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения: была определена специфика экспертизы образовательного процесса МДОУ и технология ее проведения. Также я представила подробную характеристику предмета экспертизы - образовательного процесса дошкольного учреждения, который на сегодняшний день четко не определен.

Однако наличие определенной системы знаний по специфике экспертизы образовательного процесса ДОУ недостаточно для ее эффективного осуществления, необходима специальная подготовка к осуществлению экспертизы образовательного процесса ДОУ.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что готовность к экспертизе образовательного процесса ДОУ на сегодняшний день не являлась предметом специального изучения. Я попыталась представить готовность к экспертизе образовательного процесса ДОУ с точки зрения различных подходов.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 .

3. Березина Н.О., Бурлакова И.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «Успех» под ред. Фединой Н.В.- М. Просвещение, 2009

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика-Синтез, 2010

5. Скоролупова О.А. , Федина Н. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольное воспитание, 2010, № 8

6. Скоролупова О.А. , Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010, № 5

7. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9, 2011

8. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10, 2009

9. Усова, Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования : дис. . канд. психол. наук / Е. С. Усова. М., 2010. -158 с.

10. Терентьева, Г. Н. Моделирование муниципальной системы непрерывного образования : учеб. пособие / Г. Н. Терентьева. Иркутск : ИГПУ, 2008.-212 с.

11. Сериков, В.В. Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М. : Логос, 2007. - 272 с.

12. Ш.Сидорина, Т. В. Теоретические основы экспертирования образовательных учреждений / Т. В. Сидорина. Новосибирск, 2009. - 149 с.

13. Проблемы аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений : сборник статей / сост. В. В. Спасская и др.; под ред. В. Н. Шаулина, В. Я. Филимонова. Калуга : Гриф, 2010. - 170 с.

14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов ; Рос. АН, Ин-т рус. яз. ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1995. - 907 с.

15. B. А. Болотовым / Н. П. Николаев, В. А. Болотов // Высшее образование сегодня. 2010. - N 7. - С. 2-5.

16. Мотова, Г. Н. Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений : учебное пособие / Г. Н. Мотова. М., 2009. - 127 с.

17. Михеев, В. И. Методика получения и обработки данных в психолого-педагогических исследованиях / В. И. Михеев. М. : Изд-во университета Дружбы народов, - 1998. - 83 с.

18. Мкртычян, Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика : дис. . д-ра психол. наук / Г. А. Мкртычян. -Н. Новгород, 2008.-351 с.

19. Кузибецкий, А. Н. Аттестация сельской школы : подготовка и проведение : метод, пособие / А. Н. Кузибецкий. М. : ВЛАДОС, 2009. - 144 с.

Примечания

Есть приложения

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-педагогические условия экспертизы в образовательном процессе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика