Курсовая работа

«Экологическое воспитание в преподавании технологии»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 5

1.1 Место экологического воспитания в учебной программе 5

1.2 Цели и задачи преподавания экологии 10

1.3 Общая концепция экологического воспитания в школе 12

1.4 Формы и методы преподавания 14

1.5 Календарно-тематический план 17

1.6 Общедидактическая схема подготовки урока 19

1.7 План-конспект урока 20

2. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 25

2.1 Характеристика помещений 25

2.2 Санитарно-гигиенические требования 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Введение

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.

На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются, в том числе, и на уроках технологии.

Вопросам экологического воспитания всегда уделялось значительное внимание. В трудах С.Д. Дерябо, А.А. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Д.Н. Кавтарадзе, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачева, Г.П. Мамедова, Л.В. Моисеевой, В.И. Панова, Л.П. Салеевой, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегиной, Г.А. Ягодина, В.А. Левина сформулированы теоретические и методологические основы экологического образования и воспитания, представлены новые подходы к составлению учебных программ и пособий по экологии (A.M. Гиляров, Т.А. Козлова, В.Н. Максимов, Н.М. Мамедов, В.М. Сенкевич, В.И. Сивоглазов, И.Т. Суравегина, Т.С. Сухова и др.). В педагогической литературе разрабатывались основы путей и методов организации воспитательного процесса при изучении различных дисциплин в условиях учебной и внеучеб-ной деятельности (И.Л. Лернер, Т.К. Мухина, Н.Г. Огурцов, P.M. Рогова, Г.И. Школьник и др.). Однако до настоящего времени остаются недостаточно изученными условия экологического воспитания учащихся в преподавании технологии, что и определяет акту-альность темы данной работы.

Целью работы является анализ воспитания учащихся в преподавании технологии. Задачами работы являются:

анализ целей и задачей экологического воспитания;

анализ методов и принципов экологического воспитания;

изучение особенностей преподавания технологии;

анализ особенностей экологического воспитания при преподавании технологии;

анализ особенностей материальной базы экологического воспитания.

Работа включает в себя введение, две главы, содержание параграфов которых соответствуют поставленным в работе задачам, заключение, а также список использованной литературы.

Фрагмент работы

Экологические проблемы современности поставили перед обществом серьёзную задачу осуществления экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный в первую очередь на формирование научных и практических знаний и умений. Основная цель экологического воспитания заключается в формировании нового экологического сознания и экологически разумного поведения в современных условиях. В процессе реализации такой цели появляется необходимость в выделении ведущих аспектов [22]:

• Когнитивного – включение знаний из различных сфер постижения мира (науки, искусства, техники, философии, мифологии, народной культуры и др.), что позволяет детям осознать целостность и многогранность мира, его хрупкость и красоту, включённость человека во все процессы мироздания;

• Аксиологического (ценностного) – осознание универсального зна-чения природы в жизни каждого человека и человечества в целом, формирование нравственного и эстетического отношения к окружающей среде, готовности к принятию моральных и правовых принципов, норм и правил поведения в социоприродной среде.

К задачам экологического воспитания относятся [18]:

• воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

• формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

• развивать практические знания и умения изучать и оценивать со-стояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее оздоровлению, предвидеть возможные последствия своих действий.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. В этих условиях очень важно провести оптимальный отбор и структурирование содержания предмета «Основы экологии», что является одним из главных условий его трансформации и развития. Важным условием прочного усвоения школьниками экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование следующих основных дидактических принципов на содержание предмета «Основы экологии» [16]:

Принцип научности.

Заключение

Экологическое воспитание должно быть реализовано только на опреде-ленном образовательном фундаменте, составленном с учетом антропогенного воздействия на окружающую среду и рассчитанном на различные категории учащихся. Именно от их экологической грамотности и компетентности будет зависеть состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Цель экологической подготовки школьников можно определить как формирование у них готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, к эффективному экологическому образованию школьников, к экологическому просвещению населения.

Воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников на уроках технологии. Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню компетентности школьников, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность. Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:

ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды

организация работы в реальной системе учебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними.

определение компонентов структуры процесса экологического воспита-ния, к которым можно отнести:

• цели, задачи, принципы;

• содержание;

• методы, формы и средства работы;

• условия проведения работ;

• методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).

Наиболее эффективным методом для решения задач экологического воспитания школьников на уроках технологии являются: трудовая деятельность учащихся, словесные методы, создания и поддержка эколого-развивающей среды. Не менее значимым для достижения цели, становятся игры экологического содержания, работа учеников с учебником, наглядные методы, наблюдения за объектами природы и окружающей средой.

Список литературы

1. Гаврилов А.В., Гаврилова Л.А. Дидактические принципы экологического образования в школе. // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 2010). – Мн., 2010.

2. Гарин В. М. , Кленова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов //Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. – М., 2009.

4. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. – 2009. – №3 - 4.

5. Горшков С.П. Экология и географические основы охраны природы. – М., 2009.

6. Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. – 2009. – №10.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2008.

8. Ермолаева Т.И., Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. – Са-мара, 2009.

9. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2010.

10. Кобзарев Н.В. Экологическое воспитание школьников. // Педагогика. – 2008. – №1.

11. Коннов В.Н., Дополнительная образовательная программа биолого-экологического кружка «Мир вокруг нас». – Челно-Вершины, 2005.

12. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др. Теоретические основы содержания общего среднего образования. – М., 2009.

13. Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагоги-ка. – 2007. – № 1.

14. Маркова А.К. Психологическая культура учителя. – М.: Просвещение, 2008.

15. Шинкин А.В. Методика преподавания технологии. – М.: Просвещение, 2006.

16. Мельчаков Л.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению. – М., «Просвещение», 2011.

17. Миронов А.В., Владыкина А.В. Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки школьников // Начальная школа. – 2009. – №2.

18. Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. – 2009. – №4.

19. Наскалов В.М. Физическое воспитание студентов в условиях неблагоприятной окружающей среды. // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №7.

20. Разумовский В.Г. Сохранить естественнонаучное образование школьни-ков // Стратегия образования. – 2010. – №4.

21. Семенова Н.И. Экологическое воспитание и образование при обучении технологии. // Педагогика. – 2009. – №3.

22. Симонова Л. П. Об экологизации в системе школьного и дополнительно-го образования младших школьников и подростков // Дополнительное образование. – 2010. – №9.

23. Теплов Л.Д. Экологическое воспитание старшеклассников. // Дополни-тельное образование. – 2007. – №10.

24. Федотова Л.А. Экологическое образование и воспитание студентов. // Вестник КАСУ. – 2006. – №1.

25. Филонов Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований // Педагогика. – 2010. – №9.

26. Цветкова И.В. Эко-проект «Маленький принц», или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. – М., 2007.

Примечания

Включает практическую часть

Покупка готовой работы
Тема: «Экологическое воспитание в преподавании технологии»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 690 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика