Курсовая работа

«Асимметричность информации в экономике»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие асимметрии информации

1.2 Особенности асимметрии информации на различных рынках

2. ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Проблемы асимметрии информации

2.2 Пути преодоления информационной асимметрии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Существует множество разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

На протяжении более двух столетий допущение о полноте и точности информации, располагаемой субъектами рынка, составляло основу аксиоматики классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение исходило из представления А. Смита о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным результатам.

В настоящее время становится всё более очевидным, что предпосылки о полноте информации, которой располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.

Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределённости и риска в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера, К. Дж. Эрроу, Ж. Тироля и др. В российской экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой и Н.М. Розановой, О.Н. Антипиной, Н.И. Ведерниковой, Р.М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др.

Цель настоящей работы – анализ асимметрии информации на рынках: причин, видов, инструментов реализации. Задачи работы:

анализ сущности асимметрии информации;

выявление особенностей асимметрии информации на различных рынках;

изучение основных проблем, связанных с асимметрией информации и возможных путей их преодоления.

Методологической базой работы являются как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.

Работа включает в себя введение, две главы, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, а также список использованной литературы.

Фрагмент работы

Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества – это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выяснится позже, в процессе использования покупки. Простым примером такой ситуации служит покупка электрической лампочки. Отдельные экземпляры имеют различный срок службы. Сколько проработает купленная лампочка, возможно выяснить, только тогда, когда она перегорит .

Продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, различаются ли они «на самом деле». Таким образом, если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере, на момент покупки, то это – единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар. Неполнота информации о товаре означает, что покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

Если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара, их желание купить товар описывалось бы обычной функцией спроса, причем каждому уровню качества соответствовала бы своя функция. Ограниченность информации, имеющейся у покупателя, состоит в следующем: он знает, какие на рынке имеются товары, и, кроме того, знает доли товаров каждого уровня качества на рынке, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющемся на рынке товаре. Поэтому, в подобных условиях цена спроса формируется как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная по рыночным объемам предложения (или, что равносильно, по долям) товаров различного каче-ства.

Таким образом, на экономических рынках имеет место асимметрич-ность информации. Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Она возникает потому, что:

Заключение

Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства инфор-мации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией – это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других. Асимметричность информации в микроэкономике – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки.

Существует два типа асимметрии информации – скрытые характери-стики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая, а скрытые действия имеют место в том случае, когда располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться менее информированным участником.

Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Выделяют два вида проблем – неблагоприятный отбор (ситуация, при которой на рынке с асимметричной информацией осуществляются покупки худших, а не лучших видов товаров, услуг и ресурсов.) и моральный риск (например, поведение индивидуума, при котором им сознательно увеличивается вероятность причинения ущерба в надежде на то, что убытки будут полностью покрыты страховой компанией).

Наиболее полно и всесторонне теорию асимметричности информации раскрыл Джордж Акерлоф в работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» который в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством, возможно даже, что рынок сожмется до полного исчезновения.

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности, на каждом из которых она имеет свои особенности.

Существуют несколько основных проблем, возникающих на рынках из-за асимметрии информации:

• проблема неблагоприятного отбора;

• проблема риска недобросовестности;

• проблема дорогостоящей верификации состояния – «принципал – агент».

Существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации. Асимметричность информации возможно снижать путем оптимизации маркетинговых каналов продвижения товаров.

Подводя итоги работы, следует также отметить, что в научном мире сделан существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связан-ных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью из-бавиться от ее негативных последствий – невозможно.

Список литературы

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 91-104.

2. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. – М.: изд. МГУ, 2006. – 612 с.

3. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика. Пособие для подготовки к экзамену. 3-е изд., СПб.:Питер, 2009.- 553 с.

4. Вечканов Г.С. Нобелевские лауреаты по экономике о рынках с асимметричной информацией. // Вопросы экономики. 2009. №3. С. 20-29.

5. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб.: Не-ва, 2002. – 442 с.

6. Курс экономической теории. Учебник. Авторский коллектив кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РОССИИ под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Издание 6-е, дополненное и переработанное. – Киров, «АСА», 2007. – 782 с.

7. Макконелл К., Брю С Экономикс. 14-е издание. – М., «ИНФРА-М», 2002. – 366 с.

8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Микроэкономика. – М.: Наука, 2008. – 522 с.

9. Полищук М.И. Микроэкономическая теория: проблемы асимметричной информации и общественных благ. – М.: Российская экономическая школа, 2003. – 96 с.

10. Тарасевич Л. С., Гальперин В. М., Игнатьев С. М. 50 лекций по микро-экономике. – М., Наука 2008. – 562 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Асимметричность информации в экономике»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика