Курсовая работа

«Социальная ответственность бизнеса»

  • 32 страниц(ы)
  • 5349 просмотров
  • 4 покупок
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5

1.1 Характеристика социальной ответственности 5

1.2 Основные уровни социальной ответственности 11

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЗАПАДА 15

2.1 Зарубежный опыт социальной ответственности 15

2.2 Западные стандарты отчетности по социальной ответственности 20

3. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РОССИИ 24

3.1 Современное состояние социальной ответственности бизнеса 24

3.2 Проблемы и перспективы развития социальной ответственности бизнеса 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

ЛИТЕРАТУРА 33

Трансформационные процессы, происходившие с 90-гг прошлого века в России, инициировали внимание общественности к феномену предпринима-тельства как к источнику развития экономической и социальной сферы общества. Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода к организации производства, использования новых комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в условиях рыночной экономики.

Реформы 90-х гг. проводились в соответствии с либеральной моделью рыночной экономики, где фигурирует «экономический человек», который действует рационально, эгоистично в соответствии с личными интересами. При этом не учитывались последствия этих действий, что нанесло непоправимый вред стране, обществу, человеку. Объявленная свобода предпринимательства стала отождествляться со свободой стяжательства в любых его формах. Предпринимательство в это время развивалось часто вне законов и правил, иногда даже вопреки им. Ломка, смена ценностей и нравственных ориентаций не сопровождалась появлением новых, социально привлекательных и интегрирующих общество идей. В итоге получилось то, что можно обозначить как «экономика физических лиц». Её особенность состоит в том, что общественные интересы в ней подчинены интересам собственников или руководителей предприятий как физических лиц.

Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельно-сти являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Однако, несоблюдение законодательства, уход от налогов, некачественная продукция, плохие условия труда – это реалии наших дней.

С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в общест-ве и быть свободным от общества нельзя. Соответственно, предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответствен-ный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, при-носящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры – торговля наркотиками и оружием – социально неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).

Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с зада-чами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи (Аганбегян А.Г., Карпухина Е.А., Еремеев О.В.,) отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.

Все изложенное выше подтверждает актуальность темы социальной от-ветственности бизнеса, ее теоретических и практических аспектов. Раскрытие данной темы и является целью данной работы. Задачами работы являются:

анализ основных концепций социальной ответственности предпринима-тельства;

изучение зарубежного опыта социальной ответственности бизнеса;

анализ социальной ответственности современного российского бизнеса, перспектив ее дальнейшего развития.

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, вос-принимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Еще Аристотель указывал, что ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение экологических проблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти .

Социальная ответственность бизнеса – это ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность – это не правило, а этический принцип, который может и должен быть задействован в процессе принятия решения .

Социальная ответственность – это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Социальная ответственность в бизнесе предполагает :

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уро-вень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Понятие социальной ответственности включает в себя, во-первых, выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, социальная ответственность бизнеса – это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и госу-дарства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Чем выше уровень социальной ответственности у компаний, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

Приверженность принципам корпоративной социальной ответственно-сти стала отличительной чертой передового бизнеса в мире и за последние несколько лет – в России. Развитие социальной ответственности на Западе шло через организацию общественных союзов, неформальных объединений предпринимателей. В настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других организаций.

Основные формы социальной ответственности российского бизнеса воз-можно выделить на основе анализа реальных практик взаимодействия власти и бизнеса, а также анализа формальной стороны этого взаимодействия. К ним относятся: благотворительность, меценатство, «спонсорская помощь органам власти», традиционная (формальная) социальная ответственность бизнеса, основывающаяся на экономической и юридической ответственности и гражданской позиции бизнеса.

Де факто российский бизнес уже проявляет существенную социальную активность, которая во многом носит закрытый для общественности харак-тер. Социальная активность российского бизнеса носит скрытый характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес сообществу в целом. Российский бизнес в целом готов двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчётности в случае её легитимации и определения рамок со стороны государства.

1. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. 2008. №11.

2. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.

3. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса. // Мониторинг об-щественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. №№1-2.

4. Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и эконо-мические реформы в России // ЭКО. 2010. №10.

5. Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. – М., 2010.

6. Петрушин О.А. Возможен ли в России социально ответственный бизнес? // Однако. 2010. №48.

7. Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада. // ООД «Деловая Россия». – М., 2008.

8. Трофимова Е.В. Институт социальной ответственности бизнеса в России: формы и особенности проявления, факторы развития. // Из материалов VII международной научной конференции "Модернизация экономики и государство, 4-6 апреля 2006 г.

9. Туркин В.В. Социальные инвестиции в бизнесе. – М, 2003.

10. Шинкин А.В. Стандарты и социальная ответственность в бизнесе. // Управление качеством. 2011. №2.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная ответственность бизнеса»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика