Реферат
«Соотношение понятий в теории личности»
- 14 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие личности 4
2. Взаимосвязь понятий «психика личности», «индивид», «субъект», «индивидуальность» 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности.
В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Целью работы является проанализировать эти понятия и рассмотреть их соотношение. Задачи работы:
проанализировать понятие личности;
выявить взаимосвязь понятий «психика личности», «индивид», «субъект», «индивидуальность».
Человек коренным образом отличается от животных. И суть этого различия заключается вовсе не в его морфофизиологической организации. Отличие физической организации человека от анатомической организации животных, конечно, существует. Но не только не менее, а иногда и гораздо более значительным может быть различие между организмами животных разных видов. Вряд ли могут быть сомнения в том, что, например, шимпанзе по своей морфофизиологической организации значительно больше отличается от паука, чем от человека.
Коренное отличие человека от животных проявляется в их внешней деятельности, в их поведении. Разумеется, животные разных видов ведут себя далеко не одинаково. Однако сходство и различие в поведении животных, относящихся к разным видам, имеет одно объяснение. Животное есть биологический организм и только биологический организм. Его поведение представляет собой всего лишь одну из форм функционирования его организма. В структуре биологического организма заложены корни потребностей животных и тем самым всех тех сил, которые приводят их в движение, побуждают их к действиям. Основные стимулы поведения животных – пищевой и половой инстинкты и инстинкт самосохранения. В дополнение к ним у многих видов животных существует также и материнский, или родительский инстинкт. Поведение же человека не может быть сведено к системе условных рефлексов, т.е. реакций организма но воздействия внешних и внутренних раздражителей, а сам он является не только и не столько организмом, сколько личностью. Человек есть единства плоти и духа – личности, в котором ведущую роль играет последний .
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обос-нованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы о соотношении рассматриваемых понятий.
Личность – результат процесса воспитания и самовоспитания. Лич-ность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Индивид выражает общие свойства человека, как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер. При этом всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, который приобрел социальную индивидуальность.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. ана-лиза: Учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Маклаков А. Общая психология. – М., 2004.
3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
5. Семенов Ю. Личность, общество, культура. // Философия и общество. 2001. №3.
6. Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. – М., 2001.
Тема: | «Соотношение понятий в теории личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 14 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Проблема интеллекта и его измерения в психологии
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности
Дипломная работа:
Роль музыки в духовном оздоровлении личности