Курсовая работа
«Руководитель и лидер - основные понятия менеджмента»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО КАК ИНСТИТУТЫ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Лидерство и руководство – сходства и различия 4
1.2 Основные подходы к лидерству 8
2. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 16
2.1 Основные схемы лидерства 16
2.2 Особенности российского лидерства в таможенной сфере 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
При характеристике динамических процессов в организациях возникает вопрос о том, как она создается, кто берет на себя функции ее управления и каким образом это управление осуществляется. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем менеджмента, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции.
Цель данной работы – проанализировать понятия лидерства и руководства. На основании цели поставлены следующие задачи:
• дать определение лидерства, выявить сходства отличия понятия «лидер» и «руководитель»;
• проанализировать различные теории происхождения лидерства;
• классифицировать лидеров по различным критериям;
• рассмотреть характерные черты российского лидерства в таможен-ной сфере.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованной литературы.
Прежде всего, необходимо сделать терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии.
Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличност-ных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной струк-туры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе ру-ководства) значительно более сложен и опосредован множеством различ-ных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе .
Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авто-ры.
В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.
Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или, в предлагаемой терминологии, «неофициальный» и «официальный» лидеры). При обнаружении несоответствия дается рекомендация – заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя.
В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности, сочетание черт руководителя и лидера.
Российским таможенникам необходимо развивать лидерские качества у себя и своих сотрудников-управленцев. В ФТС с корпоративной культурой «правил и порядка» выявить потенциальных лидеров помогут специальные программы, так как спонтанно лидеры в таких организациях возникают редко.
1. Бакаева О.Ю. Особенности государственной службы в таможенных органах Российской Федерации. // Таможенное дело. 2008. №1.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
4. Герчиков М.Н. Менеджмент. М., 2005.
5. Гордеев Р.В. Корпоративный менеджмент. М., 2001.
6. Месхон М. Основы менеджмента. М., 2001.
7. Михальчук К. Особенности национального лидерства. Интервью с Ли-товченко С. // Управление персоналом. 2004. №9.
8. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела. // Право и экономика. 2005. №12.
9. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1991.
10. Севакович А.З. Менеджмент не наука, не искусство.// Менеджмент. 2006. №2.
11. Таможенное право – учебник для ВУЗов. Под редакцией Х.А. Андриашина. – М., 2007.
12. Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. // Финансовое право. 2009. №4.
13. Филина Ф. Разбудите в себе лидера. // Справочник кадровика. 2005. №8.
14. Фрад М. Менеджмент как наука и искусство. М., 2005.
Тема: | «Руководитель и лидер - основные понятия менеджмента» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка системы диагностики и совершенствования лидерских качеств у руководителей
Курсовая работа:
Эффективность менеджмента и его составляющие
Контрольная работа:
Менеджмент в глобальном масштабе.
Курсовая работа:
Особенности исторического развития менеджмента.