Контрольная работа
«Менеджмент в глобальном масштабе.»
- 33 страниц
Введение 3
1 Общие основы менеджмента 6
1.1 Менеджмент и менеджеры 6
1.2 Менеджмент как особая функция управления 8
1.3 Основные функции менеджмента 11
2 Развитие менеджмента 15
2.1 Школа человеческих отношений 17
2.2 Двенадцать принципов производительности Гаррингтона Эмерсона 19
2.3 Шесть основных советов молодым менеджерам от Анри Файоля 20
3 Внешняя среда менеджмента 22
3.1 Реклама и связи с общественностью 22
3.2 Политическая деятельность 23
3.3 Торговые ассоциации 23
3.4 Внутренняя среда: корпоративная культура 24
4 Корпоративная культура на примере организации 26
4.1 Потребители 26
4.2 Конкуренты 26
4.3 Поставщики 27
Заключение 28
Список использованных источников 32
Известное положение, что наука — это непосредственно производительная сила, подтверждается коренными качественными преобразованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости научного подхода, эффективному использованию всего нового и передовов». С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-технического прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и технику, но и на все стороны общественной жизни.
Возросли требования к уровню образования трудящихся, их квалификации; культурному уровню; возможности быстро восстанавливать свои силы, затраченные на работе в условиях стрессовых ситуаций; управлению сложными системами и устройствами; работе в зонах повышенной опасности, радиации и т.д. Общественное производство стало невозможным без прочной и эффективной связи между наукой, техникой и управленческой деятельностью людей. Значительно возросла степень ответственности руководителей за результаты своего труда* Управление производственными процессами поднялось на новый уровень, когда человек стал управлять не только действиями машин и механизмов, но и целыми системами, управляющими этой техникой.
Потребности роста производительности общественного труда, эффективности экономического выбора в условиях ограниченности ресурсов, значительные затраты на военные цели обусловили необходимость интенсивных научных разработок и исследований в естественных, общественных, технических и военной науках. Дифференциация и интеграция в науке открыли возможности для глубоких исследований в области управления как в целом научно-техническим прогрессом, так и в конкретных вопросах научной организации труда и планирования (например, стратегический и системный анализ, мотивация труда и др.).
Многие крупные государственные издательства ежегодно публиковали учебную и научную литературу по данной тематике (учебники, монографии, сборники статей, рефераты докторских и кандидатских диссертаций, брошюры), сотни статей по проблемам управления печатались в периодической печати. Эта работа началась еще в 20-х гг., когда было образовано издательство АН СССР «Наука». Исследования ученых — философов, экономистов, социологов, психологов, математиков и кибернетиков, инженерных специальностей — дали богатейший материал фундаментального и прикладного значения, на основе которого сформировалась отечественная управленческая наука.
Развитие управленческой науки было обусловлено и осуществлялось в условиях господства общественной формы собственности, директивных методов руководства без должного учета действия рынка, конкуренции и взаимодействия различных видов и форм собственности, характерных для западного мира. Общество не смогло надлежащим образом использовать огромное богатство отечественной управленческой науки в целях улучшения народного хозяйства, страна пришла к дефицитной экономике, а в 90~х гг. — к кризису.
По иному складывался процесс становления и развития науки управления — менеджмента — в странах Запада и Японии. Научный интерес к менеджменту резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные структуры были заинтересованы в таких научных разработках, которые отвечали бы потребностям практики, помогали бы эффективно управлять, предвидеть ход развития экономической ситуации, сделали бы так, чтобы работала формула «затраты — выгоды» и т.д.
Определились и основные направления этих исследований. Глубоко и на высоком научном уровне были разработаны вопросы стратегического управления и планирования (например, концепция — Планирование, прогнозирование, разработка бюджета и др.), инновационный менеджмент, административный (кадровый) менеджмент, финансовый менеджмент и т.д. Разработаны теории игр, теория систем и системного анализа, теории мотивации, модели линейного программирования, принципы управления гибкими автоматизированными системами, принципы и методы проектирования организаций и т.д.
С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов, начиная от признания справедливости рабства и управления рабами, до более поздних подходов. Они были основаны на идеях раннего христианства, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство и справедливость в отношениях между людьми.
Дальнейший период общественного развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющего и управляемых, господства и подчинения.
Понятие «менеджмент» является специфическим, сугубо американским. И даже англичане употребляют его в несколько искаженном значении. Это связано с тем, что менеджмент — многогранное явление. Оно выражает социальное положение и ранг, область исследования и практическую деятельность, систему отношений и политику фирмы. В современной литературе отсутствует единое определение менеджмента. Но общие подходы, как правило, во многом совпадают. Прежде чем дать определение менеджмента, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, менеджмент всегда, так или иначе, связан с организацией. Организация в данном случае рассматривается, прежде всего, как некая структура, состоящая из определенного количества людей. Последнее определяет размер организации: она может быть крупной, средней или мелкой. Но объединение людей — не единственный признак организации. Они должны быть связаны между собой либо общностью трудовой деятельности, либо общими задачами, либо тем и другим одновременно. Чтобы организация могла решать поставленные задачи, требуется слаженная, скоординированная работа всех ее членов - Это обеспечивается системой управления. На основе данных признаков можно дать определение менеджмента.
Менеджмент — это особый процесс организации и управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения намеченных целей и задач.
Функции менеджмента осуществляют специальные, профессионально подготовленные работники, называемые менеджерами. Менеджер — это член организации, решающий управленческие задачи. Прообразом современных менеджеров, как и самого менеджмента, явились управляющие, труд которых широко использовался собственниками предприятий. Хотя теория и практика управления имеет многовековую историю, истоки современного менеджмента относятся к периоду конца XIX — начала XX столетия. И это не случайно. Дело в том, что именно в этот период в Англии, США и других западных странах капитализм достиг высокого уровня своего развития. Активно развивались различные, новые для того времени, формы предприятий. К их числу относились акционерные общества. В акционерных и других типах предприятий капитал стал расщепляться на две разновидности: капитал-собственность и капитал-функция. Если раньше, в начале XIX в., собственник предприятия обычно сам осуществлял все функции управления, то с укрупнением размеров предприятия, а тем более с появлением акционерных форм объединения капитала эта задача стала для предпринимателя более сложной. Возникла необходимость в передаче функции управления особой категории наемных работников — управляющим. Постепенно деятельность этих работников превратилась в особую область трудовой деятельности, а сами они стали называться менеджерами. Сегодня менеджеры выполняют самые многообразные функции. Имеются менеджеры по продажам, менеджеры по работе с персоналом, менеджеры по работе с ценными бумагами, недвижимостью и т. п. Но каким бы ни был менеджер, его главной задачей является получение максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов.
В рыночной экономике можно с полным основанием утверждать, что менеджеры являются ключевой фигурой в организации. Прежде всего, они определяют направления развития организации, ее стратегические и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресурсов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принадлежит в сборе и систематизации информации — основы принятия обоснованных управленческих решений. И, конечно же, на менеджерах лежит ответственность за рост производительности труда. Как отмечал один из основоположников менеджмента, Ф. Тейлор, менеджеры должны отвечать за производительность труда потому, что именно они собирают и классифицируют информацию по научным принципам, правилам и законам, которые затем принимаются в качестве нормативов для исполнителей.
Развитие новых отношений собственности — отношений собственника средств производства и наемного рабочего, привело к появлению проблем, без решения которых производственная деятельность зачастую не приносила желаемых результатов. Противоречия между наемными рабочими и собственниками капитала вели к неизбежным экономическим потерям и социальным потрясениям. Выход из такого положения управляющие, как практики, так и теоретики, начали искать в совершенствовании отношений распределения, более эффективных принципах стимулирования труда, изменении форм его оплаты, цены труда, лучшей организации производственного процесса, обучении рабочих более интенсивным и производительным приемам и методам исполняемой работы и других способах сглаживания возникших противоречий.
В таких условиях труд управляющего стал приобретать все более научный характер, требовал экспериментов, обмена опытом, научной оценки управленческих решений и других научных исследований с последующей проверкой их практикой. Возник новый, научный подход к управлению, получивший название тейлоризм — по имени ГО основателя американского инженера Ф. Тейлора. Широкое применение идеи тейлоризма нашли в работе крупных американских предприятий, распространились по всем европейским странам, в том числе в России. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как науки.
Вместе с тем период становления менеджмента совпал с развитием нового направления в экономической науке — неоклассическим. В работах ученых этого направления большое внимание уделялось проблемам экономической практики, роли рынка в экономике, образования цены товара как соотношения спроса и предложения, концепции факторов производства, субъективным оценкам материальных благ, свободе их выбора и другим экономическим явлениям. Все это также стало составной частью методологических основ менеджмента.
Этими идеями и теориями в менеджменте руководствовались вплоть до середины XX в. В дальнейшем основными направлениями управления стали теории наиболее прагматичные, нацеленные на решение следующих проблем:
управление в концернах и крупных фирмах;
психологический климат в рабочих коллективах;
работа с кадрами;
мотивация труда и вопросы человеческих отношений;
организация труда и др.
Американцы — народ практичный. Они не спешат с признанием менеджмента наукой. Однако последовавшие в 60-х гг. одно за другим новые исследования на основе системного анализа и теории информации, принципов стратегического менеджмента, системного и ситуационного подходов к анализу внутренних и внешних переменных организаций, концепции корпоративной культуры, проблем международного менеджмента все больше убеждают нас в том, что менеджмент. Это не только междисциплинарное учение или совокупность научных знаний, но это уже самостоятельная наука, имеющая методологические основы, свой предмет и метод.
Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:
управление — как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;
объект управления — люди, техника и технологии, предприятие и др.;
субъект управления — личность или кибернетическое устройство;
организация как сфера деятельности менеджера;
планирование, координация, мотивация и контроль — функции менеджмента;
стиль управления и др.
В ходе научных исследований управленческих проблем учеными были открыты и обоснованы объективные законы жизнедеятельности организаций и закономерности, характерные для управленческого труда. Среди них законы: пропорциональности и планомерности, административной емкости, ритма работ и др.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена и включает: управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.
Таким образом, предмет менеджмента как науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
В основе метода менеджмента, несомненно, лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре исследований в менеджменте находится человек, который осуществляет производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.), поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.
Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. 0 Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента.
Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.
1. Богданов, В. Профессионал управления проектами/ Вадим Богданов. - (Project management) // Управление персоналом. - 2005. - N 24. - С. 50-51
2. Гейтс, Билл. Бизнес со скоростью мысли: Пер. с англ./ Б. Гейтс. - 2-е изд., испр. - М. : ЭКСМО, 2003. - 477 с.
3. Карпов, А. Стратегия: от разработки до реализации/ А. Карпов. - (Стратегия) // Управление компанией. - 2006. - N 3. - С. 8-14
4. Колосов, В. П, Жизнь в состоянии стресса опасна и разрушительна/ В. П. Колосов. - (Психология в бизнесе) // Управление персоналом. - 2006. - N 8. - С. 30-31
5. Лапин, А. Н. Стратегическое управление современной организацией/ А. Н. Лапин. - (Менеджмент) // Управление персоналом. - 2005. - N 24. - С. 66-72.
6. Менеджмент: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ А.В. Игнатьева, М.В. Карп, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ : Единство, 2003. - 359 с.
7. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Подлесных, В.В. Абакумов, А.А. Голубев и др.; Под ред. В.И. Подлесных; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Бизнес-Пресса, 2002. - 468 с.
8. Менеджмент: Теория и практика в России/ Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М. : ФБК-ПРЕСС, 2003.
9. Перечень статей, опубликованных в журнале "Методы менеджмента качества" в 2005 г. - (Наша информация) // Методы менеджмента качества. - 2005. - N 12. - С. 58-61
10. Управление деятельностью коммерческого банка: Банк. менеджмент/ О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; Под ред. О.И. Лаврушина. - М. : Юристъ, 2003. - 688 с.
11. Управление персоналом : Деловой журн. - М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 1996 -2005г. N 24 (130). -Декабрь. -98.72, р.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика