Курсовая работа

«Модели человека в экономической теории»

  • 32 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Основные теоретические аспекты человека в экономической теории….5

1.1 Роль человека в экономической теории….5

1.2 Модель человека в английской классической школе…7

1.3 Модель человека в кейнсианской теории….12

Глава 2. Проблемы совершенствования модели человека в современной экономической теории….15

2.1 Пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма….15

2.2 Расширение модели «Интуиция-рассуждение» Д. Канемана….18

2.3 Модель «психологического гомеостаза»….26

Заключение….30

Список литературы…32

Введение

Актуальность исследования в курсовой работе обусловлена, в первую очередь тем, что в настоящее время в российской экономической литературе возрастает интерес к институциональной и поведенческой экономике, к методологии экономической теории. Ставится вопрос о пересмотре методологической основы экономической теории, использовании экспериментов, опросов и других эмпирических методов. Уже несколько десятилетий решение данных проблем не только активно обсуждается американскими и европейскими учеными, но и находит практическое воплощение в новых теориях и школах. В экономической науке остро стоит проблема утраты моделью человека прогностической функции.

До последнего времени все многообразие обнаруженных феноменов поведения описывалось неоклассической моделью \"экономического человека\", дополненной для объяснения каждого конкретного феномена специфическими предпосылками или \"эффектами\" (например, \"эффект Веблена\"). К сожалению, этим дополнительным предпосылкам и \"эффектам\" не достает системности. Кроме того, остается целый ряд особенностей поведения, открытых относительно недавно и пока еще не нашедших отражения в экономической теории. Сейчас уже не вызывает сомнений, что модель рационального экономического поведения устарела и утратила прогностические возможности, в экономической теории остро стоит вопрос о ее усовершенствовании. В этой ситуации тема исследования оказывается крайне актуальной.

Цель исследования – рассмотреть модель \"человека экономического\" на основе данных поведенческой школы и смежных наук.

Поставленная в курсовой работе цель обусловила задачи исследования, а именно:

- рассмотреть роль человека в экономической теории;

- рассмотреть модель человека в английской классической школе;

- рассмотреть модель человека в кейнсианской теории;

- изучить проблемы совершенствования модели человека в современной экономической теории

Объектом исследования является модель человека в экономической науке.

Предметом исследования является расхождение предпосылок в современных моделях человека с экспериментальными данными поведенческой школы и данными смежных дисциплин о поведении.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы ведущих американских, западноевропейских и российских ученых по рассматриваемой проблематике: Т. Веблена, Й. Шумпетера, Т. Эггертсона, В. Автономова, А. Белянина, Р. Капелюшникова, С. Суркова, А. Худокормова, А. Шаститко и др.

Разработанность темы. Предпосылками в модели человека занимались многие выдающиеся экономисты, однако влияние на эти предпосылки развития смежных наук детально не изучалось. Границы человеческой рациональности изучали Г. Саймон, Х. Лейбенстайн, Р. Хайнер, Р. Талер, Д. Канеман, А. Тверски, А. Белянин, В. Маевский, Д. Чернавский и др. В частности, Д. Канеманом разработана модель принятия экономического решения на основе двух систем: интуиции и рассуждения. Проблему потребностей в экономической теории изучал представитель исторической школы А. Вагнер, основатель институционализма Т. Веблен, маржиналист К. Менгер, в психологии – П. Симонов, А. Леонтьев, А. Маслоу, Э. Фромм, Х. Мюррей, Ф. Герцберг и др. Роль институтов в поведении человека и в экономической системе исследовали Д. Норт, Т. Эггертсон, Дж. Ходжсон, Р. Капелюшников, А. Олейник, Л. Полищук, А. Шаститко и др.

Фрагмент работы

Наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности людей территории – это регионы, на долю которых приходится среднее число осадков (от 250 до 1000 мм). К таким территориям относятся Восточный Китай, Центральная и Западная Европа, восточная половина США .

Большое значение в хозяйственной деятельности имеет наследственность. Например, в некоторых древних племенах младенцев со слабым телосложением убивали. Проводя социальную политику, государственные деятели должны помнить, что дети наследуют не только здоровье, но и болезни. Неполноценное питание, антисанитарные условия способствуют росту смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений.

Современная наука о жизнедеятельности людей должна также учитывать связь человека с космосом. Большой вклад в это направление был внесен русским ученым В. И. Вернадским. Основные идеи его учения отразились в его работах о ноосфере. В ноосфере человек может коренным образом реорганизовывать свою жизнь, изменить условия жизнедеятельности. Могущество человека на Земле, по теории Вернадского, обусловлено не его физической силой, а его разумом и трудом, направляемым разумом .

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Основной недостаток модели экономического поведения в том, что ее ядро, т.е. предпосылки о рациональности и максимизации основаны на идеях утилитаризма и рационализма – устаревших философских концепциях. Выделение в поведении \"рациональности\" и \"зашумлений\" (институты, ошибки) восходит к дуализму Р. Декарта (идея о противостоянии разума и тела) и не согласуется с положениями современной психологии, социологии и биологии.

Предпосылки в модели \"человека экономического\" в XX веке под влиянием развития психологии и биологии были существенно обогащены. Однако для усиления прогностической функции необходимо учитывать следующее: наличие неформальной иерархии, ее корреляцию с доходами индивида и затруднение ей реализации прав собственности; роль бессознательных факторов экономического поведения, в том числе \"хищнических\", разрушительных мотивов, вызванных \"комплексом неполноценности\" и негативным прошлым; альтруизм и социальные предпочтения (награждать кооперацию и наказывать жульничество) как фактор снижения трансакционных издержек; наличие противоречивых потребностей (например, потребности в активности и потребности в комфорте); эволюционное развитие поведенческих институтов.

Врожденные и приобретенные (институциональные) факторы поведения можно рассматривать в едином ключе как \"поведенческие механизмы\". Новые поведенческие механизмы более эффективны в быстро меняющейся современной экономике. Однако в большинстве рутинных решений индивид использует старые механизмы, т.к. они быстрее работают, требуют меньше энергетических затрат, вызываются бессознательно.

Важным древним механизмом экономического поведения является неформальная иерархия, где блага распределяются по принципу силы. Предложенная автором модель распределения благ в иерархии предсказывает, что слабые члены иерархии вынуждены вести себя в обществе кооперативно, а сильные – агрессивно, что соответствует экспериментальным данным.

В современном обществе неформальная иерархия препятствует прогрессивному развитию общества, т.к. искажает распределение благ, мешает действию института прав собственности и снижает мотивацию к экономической деятельности. Необходимо выработать пути нейтрализации искажающего влияния неформальных иерархий.

Предприниматель, если его ранг в неформальной иерархии ниже ранга контрагента, должен учитывать возможное снижение прибыли в сделках, где высока роль неформальных договоренностей. Успешный предприниматель должен обладать не только способностями к расчету прибылей и убытков, но и высоким рангом в неформальной иерархии, чтобы исключить перекрестные отношения с наемными работниками по типу \"низкоранговый начальник / высокоранговый подчиненный\". Также для снижения трансакционных издержек он должен иметь высокий социальный интеллект, т.е. уметь эффективно взаимодействовать с институциональной системой.

Различие приоритетов потребностей и последовательное удовлетворение их групп влияет на цели индивида и способы их достижения. Поведение предпринимателей, имеющее целью повысить статус и уровень активности, направлено на повышение прибыли. Поведение наемного работника нацелено только на сохранение комфорта, поэтому его нужно моделировать как минимизацию усилий при достижении заданного уровня дохода. Существует конфликт потребностей, который не позволяет моделировать поведение как максимизирующее.

Список литературы

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М., 2009. - 320 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 2008. – 624 с.

3. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Высшая школа, 2007. - 240 с.

4. Брунер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества. – М., 2008. С. 16.

5. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Юрист, 2008. - 614 с.

6. Галочкин И. В. Мотивы экономического поведения: статья // Вопросы экономики. – 2008. – № 6. – с. 123-129.

7. Галочкин И. В. Этологическая экономика: Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории: Часть 1. – М.: Грант Виктория ТК, 2008. – с. 429-442.

8. Галочкин И. В. Проблемы совершенствования модели человека в современной экономической теории: Автореферат дисс. к. э. н. – М., 2009. С. 4-16.

9. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. - СПБ: Питер, 2007.

10. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 2006.

11. Корчагина А. С. Экономическая теория. – М., 2009. С. 36-39.

12. Маневич В.Е. Российская экономика и Кейнсианская теория. // Бизнес и банки, 2006, № 10. С. 7-21.

13. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2008.

14. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 2007. С. 20.

15. Макекадырова А.С., Тарханов А.В. Научные основы национальной экономики: учебное пособие. М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009.

16. Маршалл А. Принципы политэкономии. М., 2010.

17. Основы экономической теории /Под ред. Камаева В.Д. - М., 2005.

18. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 2009.

19. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 2008.

20. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления. – М., 2009. С.18.

21. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 2010.

22. Шаститко А.Е. Модели человека в экономической теории. - М.: Юрист, 2006. - 370 с.

23. Экономическая теория /Под ред. Деминой М.П. - Иркутск, 2005.

24. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2008.

25. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: / учебник под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. М.: Банки и биржи, ЮНТИ, 2008.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика