Курсовая работа

«Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ»

  • 29 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Основные аспекты принципа разделения властей…5

1.1. Содержание принципа разделения властей….5

1.2. Дискуссия о содержании принципа и о видах власти….8

Глава 2. Эволюция теории разделения властей….12

2.1 Критика теории разделения властей….12

2.2 Теория разделения властей на современном этапе….15

Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей….19

3.1 Особенности реализации принципа разделения властей в России….19

3.2 Проблемы реализации принципа разделения властей по «горизонтали»

и по «вертикали»…22

Заключение…26 Глоссарий….28

Список сокращений….29

Список использованной литературы….30

Приложения…31

Введение

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в науке права до сих пор остается неразрешенным противоречие самого существенного характера. С одной стороны, бесспорно и самое долгое время господствует теория разделения властей, а с другой – признаются за источник права судебные решения. Государственный аппарат большинства современных государств базируется на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества.

В связи с деятельностью субъектов правотворчества возникает множество проблем: это и совершенствование работы каждого субъекта по созданию нормативных актов, и взаимодействие субъектов между собой в законодательном или ином правотворческом процессе, и согласованность нормативных актов разных органов между собой, и вопрос о пределах законодательного и подзаконного регулирования и т.д.

Теория разделения властей, задуманная ее основателями как практический политический постулат, предназначенный для того, чтобы ограничить, сдержать и разделить государственную власть в целях защиты свободы граждан, подверглась затем существенным воздействиям со стороны тех представителей политической и юридической науки (представителей теории функций), которые пытались дать определения видам государственной деятельности, логически относящимся к функциям отдельных носителей власти: законодательным, исполнительным и судебным органам. Тем самым пытались преодолеть отождествление деятельности органов и государственной функции.

Вопрос о том, является ли все еще применением права тот случай, когда законодатель при издании закона соблюдает лишь предусмотренные конституцией границы – это вопрос чисто терминологический, и он остается открытым.

Речь идет в первую очередь, о том, в какой степени могут представлять друг друга правотворчество и правосудие и какие выводы вытекают из этого для правотворчества вообще и юридической техники в частности.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы курсовой работы.

Цель исследования – рассмотреть принцип разделения властей в конституционном строе РФ.

Объектом исследования является принцип разделения властей в конституционном строе РФ.

Предмет исследования – содержание и особенности принципа разделения властей.

Задачи:

- изучить понятие, содержание принципа разделения властей;

- изучить суть дискуссии о содержании принципа и о видах власти.

Теоретической основой явились действующие нормативно-правовые акты РФ, учебная и специальная литература по рассматриваемым в курсовой работе вопросам.

Фрагмент работы

Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике и был закреплен и в Конституции РФ 1993 года.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол .

Три независимые «ветви власти» – законодательная, исполнительная и судебная – могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Заключение

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны.

Разделение властей – один из основных принципов действующей Конституции РФ.

В статье 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимного сотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.

Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей – не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

Таким образом, лучше всего проявляется универсальное значение принципа разделения властей как способа разрешения социального конфликта.

Список литературы

1 Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2010.

2 Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 2009. – С. 66.

3 Джангирян Ж.Д. Соотношение теории разделения властей и единства властей // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 11.– С. 29.

4 Евзоров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России Общественная наука и современность № 1, 2009.

5 Желтов В.В., О.С. Реснянская. Эволюция взглядов на теорию разделения властей в отечественной политической науке.// Вестник ТОГУ. 2010. № 2.

6 Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2007.

7 Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2010. N 2. С. 32 – 53.

8 Лазарев Л.В. Конституционный суд и развитие конституционного права // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 3 – 13.

9 Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей. – М. 2009.

10 Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права? // Журнал российского права. 2007. № 12. С. – 11-21.

11 Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ. - М.: Право и Жизнь № 25, 2007.

12 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) – М.: Издательство БЕК, 2009.

13 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М.: Новая Правовая культура, 2007.

14 Писарев А.Н. Проблемы разграничения законодательных полномочий в области обороны между Федеральным Собранием России и Главой Российского Государства. – М. 2008.

15 Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2010. N 7. С. 84 – 87.

16 Сиротин А.С. Разделение властей // Сборник научных трудов (межвузовский)/. – М.: МГИУ, 2009.

17 Справочник «Социально-экономические проблемы России»/Отв. редакторы П.С. Филиппов, Т.М. Бойко/. – Санкт-Петербург: «Норма», 2008.

18 Судебная практика как источник права. М., 2007. – С.12.

19 Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы. – М.: Общественная наука и современность, №5, 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика