Курсовая работа

«Отношения со сверстниками. Любовь и дружба»

  • 41 страниц
Содержание

Введение…3

1. Психология юности в современных условиях….6

1.1Дружба и любовь….8

1.2 Психология дружбы…9

1.2.1Типы дружбы…12

1.3 Психология любви….13

2. Программа исследования18

2.1 I этап: изучение особенностей содержание ценностных ориентаций старшеклассников в отношениях со сверстниками на основе системы альтернативных ценностных суждений Н.И.Лапина…19

2.2 Исследование противоречивого характера ценностных установок старшеклассников с помощью методики Ш.Шварца….25

2.3 Обобщенный анализ результатов исследования….34

Выводы….37

Заключение…39

Список литературы…40

Введение

Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, так как пытается изучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам уделяется большее внимание, а каким-то — меньшее. Происходит это отчасти потому, что ученый, занимающийся изучением человека, более всех других исследователей подвержен воздействию социального климата. Это происходит оттого, что не только он сам, его образ мыслей, его интересы и поставленные им вопросы детерминированы обществом (как это бывает в естественных науках), но также детерминирован обществом и сам предмет исследования — человек. «Каждый раз, когда психолог говорит о человеке, моделью для него служат люди из его ближайшего окружения — и прежде всего он сам. В современном индустриальном обществе люди ориентируются на разум, их чувства бедны, эмоции представляются им излишним балластом, причем так обстоят дела и у самого психолога, и у объектов его исследования», — писал Э.Фромм[14].

С этим трудно не согласиться. Д.Б.Эльконин, на одной из лекций по детской психологии сказал: "Я стал по-настоящему психологом только тогда, когда родился внук".

«Я» исследователя соприкасается с «Я» исследуемого теми гранями, которые есть у каждого из них. Чудо возрастной психологии состоит в том, что она позволяет исследователю прожить в своей собственной жизни множество событий, связанных с обновленным пониманием жизни других людей. Развитие, обновление видения можно наблюдать в текстах З.Фрейда и Ж.Пиаже, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, в работах Э.Эриксона и Э.Фромма. Это увлекательная и, на мой взгляд, мало исследованная страница истории возрастной психологии.

Итак, возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек — это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возрасту — человек, которого психолог назовет испытуемым, исследуемым.

Уже само возможное различие в физическом возрасте порождает проблему понимания. Эта проблема многократно усложняется, когда речь идет об изучении ребенка. Как это сделать, чтобы получить точные данные?

В психологии есть множество методов: экспериментально-генетический метод, клиническое наблюдение, лонгитюдное исследование, метод поэтапного формирования, включенное наблюдение, лабораторный эксперимент и тому подобное. Оставим подробное описание этих процедур специальным изданиям, в своей работе я попробую выделить главное во всех методах (естественно, главное с моей точки зрения): они расчленяют, разделяют непрерывное течение жизни человека на отдельные ситуации.

Объектом исследования в данной работе будет являться возрастная психология в юношеском возрасте на современном этапе развития российского общества. Предмет исследования находит отражение в теме работы - отношения со сверстниками, дружба и любовь. Целью исследования является практическое использование методик развития чувствительности, направленных на повышение эмпатии в повседневном общении.

Заключение

По итогам эмпирического исследования были получены интересные результаты.

С помощью методики альтернативных ценностных суждений Н.И.Лапина была получена иерархическая структура ценностных ориентаций старшеклассников. Наиболее значимыми ценностями оказались хорошие семейные и дружеские отношения, забота о потомстве, спокойная совесть, взаимопомощь и поддержка в труде, которую подростки ставят выше трудовой состязательности. Старшеклассники высоко ценят свободу (в том числе в выборе страны проживания), считают жизнь без нее бессмысленной, а благополучие в ущерб свободе гораздо менее важным. По мнению респондентов, государство должно заботиться о стариках и детях, а так же о личной безопасности граждан. Равенство возможностей подростки ставят выше равенства доходов.

Указанные данные по многим параметрам сходны с результатами исследования проведенного в 1994-95 годах Кулешовой Т.В.

На втором этапе исследования нами была использована методика исследования Ш.Шварца, обработанные результаты которой перекликаются с описанными особенностями. Наибольшее предпочтение учащиеся дают таким ценностям как: безопасность семьи, любовь, дружба, верность друзьям и группе, наличию смысла жизни. Среди предпочитаемых принципов действия наиболее ценятся самостоятельность, целеустремленность, компетентность и профессионализм, жизнерадостность. Подростки высоко оценивают важность достижения поставленных целей, наличие здоровья. Власть, влиятельность, возможность командовать и управлять другими людьми оценивается очень не высоко и наиболее часто из всех других ценности связанные с верой в бога, почитанием и соблюдением религиозных обрядов. Подростки склонны низко оценивать важность послушания, смирения, умеренности.

Полученные данные на наш взгляд, отражают одну существенную характеристику процесса социализации. С одной стороны, успешная социализация предполагает эффективную адаптацию в обществе, а с другой, способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию. Тот факт, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт, отмечался многими авторами [7, 14], в нашем же исследовании признаком подобной особенности социализационного процесса, на наш взгляд, является наличие среди важнейших ценностных представлениях как интегрирующих, так и дифференцирующих ценностей, т.е. ценностных суждений, подчеркивающих обособление индивида, и представлений, отражающих некоторое слияние общества и, возможно, с обществом.

Возможно, что некоторые выявившиеся особенности ценностной структуры старшеклассников, являются «производными» от набора современных социальных факторов. Так повышение значимости безопасности, здоровья может отражать ощущение незащищенности подростка, его неуверенности, возникающей как ответ на подчеркивание социальной нестабильности, хотя не исключено, что у современных подростков нет такого острого восприятия этой нестабильности просто в силу отсутствия опыта проживания в более стабильном обществе.

Непринятие религиозных норм и традиций может быть не только следствием подросткового «нигилизма», но и результатом не принимаемой формы, в которой подаются сейчас подобные ценности, или же результатом несоответствия содержания, которое вкладывается в данные ценностные представления, внутренними потребностями подростков. Безразличие так же демонстрируется по отношению к ценностям духовности. Вопрос значимости власти решается многими подростками отрицательно. По этому поводу сложно сказать что-либо точно, но вероятно, подобная ценность попадает (несмотря на свою социальную значимость) в разряд отвергаемых еще и потому, что власть – это пока нечто, давлеющее над подростком (со стороны взрослых, общества) и поэтому отвергаемое им, данное предположение кажется нам правдоподобным еще и потому, что ценность свободы очень высока у старшеклассников.

Среди ценностей, играющих важную роль в общении старшеклассников, присутствуют «вечные», смыслообразующие ценностные представления. Однако необходимо заметить, что эти достаточно уже хорошо интериоризированные ценности на данном этапе мало подкрепляются устойчивой системой ценностей, исполняющих роль ценностей-средств, определяющих определенные модели поведения. Наоборот, показатель конфликтности в системе инструментальных ценностей выше, чем в структуре терминальных ценностных представлений.

При сравнении конфликтности по возрастным группам отмечается, что она выше в ценностных убеждениях девятиклассников по сравнению с учащимися одиннадцатого класса, затрагивает подавляющее большинство ценностных группировок (блоков ценностей). На основании этих данных мы сделали вывод о том, что конфликтность в ценностных ориентациях характеризует, по-видимому, определенный этап в развитии системы ценностных представлений.

Список литературы

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга. 2009.

3. Авдуевская Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальнй нестабильности. //Ценностно-нормативные ориентации современного старшеклассника. – М., 2010.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2010.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2009.

6. Кле М. Психология подростка. Психо-сексуальное развитие. – М., 2009.

7. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2010.

8. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социс., 2008, №3.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2010.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2009.

11. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования. // Социс., 2010, №2

12. Кулешова Т.В. Ценностные ориентации старшеклассников в период нестабильности. //Дипл. Раб. – М, 2010.

13. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. // Социс., 2009, № 9.

14. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социс., 2010, № 5.

15. Меньшиков М.А., Крутова Е.М., Варнакова Е.Д. Международная конференция в Братиславе по проблемам социализации современной молодежи. // Вопросы психологии, 2010, №6.

16. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 2007.

17. Общение и формирование личности школьника. // Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007.

18. Попова И.М. Ценностные представления и «парадоксы» сознания. //Социс., 2009, №4.

19. Психология. Словарь. – М., 2010.

20. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 2008, №5.

21. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 2009.

22. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, том 2, 2010, №4.

Покупка готовой работы
Тема: «Отношения со сверстниками. Любовь и дружба»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика