Содержание

Введение….3

1 Развитие понятия «прибыль» в экономических теориях….4

1.1Объективные теории об источнике прибыли ….4

1.2 Субъективные теории об источнике прибыли ….11

2 Современные проблемы формирования прибыли в России….16

2.1 Формирование прибыли и ценовая политика….16

2.2 Соблюдение принципов формирования прибыли ….20

2.3 Причины убыточности российских предприятий. Пути повышения прибыли ….23

Заключение….29

Библиографический список….…31

Приложение А (справочное) Сальдо прибылей и убытков организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации, млрд. руб….32

Введение

Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике.

В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Теория прибыли имеет глубокий генезис, так как проблемы эффективного ее формирования и использования интересовали экономистов еще с древних времен

Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория "прибыль" неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками.

В современных условиях России процесс формирование прибыли неразрывно связан с ценообразованием, существуют методологические проблемы в формировании прибыли предприятий, многие предприятия убыточны.

Всё вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – исследование эволюции теорий прибыли и современных проблем формирования прибыли в России.

Задачи работы:

- изучить развитие понятия «прибыль» в экономических теориях;

- рассмотреть влияние цен на формирование прибыли в современных условиях России;

- проанализировать важность соблюдения принципов формирования прибыли;

- проанализировать причины убыточности российских предприятий, обозначить основные пути увеличения их прибыли.

Фрагмент работы

Субъективные теории предполагают наличие дополнительного фактора производства — «предпринимательского таланта» и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) — предпринимательской прибыли.

Ж.-Б. Сэй сделал значительный шаг вперед по сравнению с А.Смитом в плане введения в научный оборот термина «предприниматель» как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал: «о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство» [11, с.58].

Однако трактовка предпринимательской прибыли у Сэя, как и у многих других экономистов, сводилась к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:

1. Предприниматель должен обладать соответствующей репутацией и состоянием, чтобы занять средства у владельца капитала.

2. Предприниматель должен обладать «талантом управления», понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных интеллектуальных и психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению.

3. Высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может быть никоим образом не связан с достоинствами предпринимателя, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.

В дальнейшем, с развитием маржиналистских теорий, сама проблема предпринимательства исчезла из неоклассического микроэкономического анализа. Если в условиях равновесия совокупный продукт полностью сводится к выплатам факторам производства, не имеет большого значения количество и наименование самих этих факторов, и без ущерба для исследования можно абстрагироваться от такого возмущающего равновесие явления, как предпринимательство. Однако экономисты, придерживающиеся взглядов неоавстрийской школы (Л. фон Мизес и его последователи) продолжают видеть в предпринимателе ключевую фигуру экономики.

Американский экономист Й. А. Шумпетер в 1912 г. в книге «Теория экономического развития» впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя — Новатора. Роль Новатора — в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства — нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. О предпринимателях он писал: «они не накопили никаких определённых благ, не создали никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они — предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами — это предпринимательская прибыль» [12, с.281].

При этом Шумпетер различает изобретения (открытие новых технологий или методов) и собственно инновации (внедрение изобретений в хозяйственную практику). Он выделял 5 основных типов инноваций:

1. производство нового товара или услуги или создание нового качества товара;

2. освоение нового рынка или рыночного сегмента, где ценообразование происходит без учета издержек производства. Цена может настолько превышать издержки, что все трудности, связанные с поисками такого выгодного рынка, с лихвой окупаются;

3. внедрение новой технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого использования товара либо замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;

4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара;

5. организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия [12, с.282].

Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса, которые он прямо относил к затратам производства.

Заключение

Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов.

Представители классической политэкономии — в первую очередь А. Смит и Д. Рикардо – внесли большой вклад в исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Экономистами этой школы впервые была четко сформулирована «факторная модель формирования прибыли» (т.е. модель формирования прибыли как результата использования факторов производства). В рамках этой школы была доказана объективность процесса снижения нормы прибыли на капитал по мере увеличения объема ее использования. Основные сущностные черты процесса формирования прибыли были приняты за основу всеми дальнейшими ее исследователями и оказали большое влияние на последующее развитие её теории.

В системе марксистского экономического учения исследованию теории прибыли также принадлежит весомое место, хотя многие выводы этого исследования явились предметом острого критического анализа последующих экономистов. В соответствии с разработанной К. Марксом трудовой теорией стоимости основным источником формирования прибыли является труд работников производственной сферы экономики. Этот труд создает прибавочный продукт и прибавочную стоимость, а прибыль при этом представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Теория прибыли марксистской школы, как и вся парадигма марксистского экономического анализа, отличалась чрезмерной поли-тизацией и ее выводы рассматривались сквозь призму непримиримых противоречий между классами капиталистов и наемных рабочих.

Неоклассические экономические теории прибыли значительно углубили отдельные сущностные ее характеристики и определили многие количественные параметры, связанные с ее формированием. Среди этих теорий особого внимания заслуживают теория предпринимательской прибыли (увязывающая ее уровень с уровнем риска), теория инновационной прибыли (увязывающая дополнительный ее размер с внедрением инноваций) и другие.

Таким образом, буржуазные экономисты абсолютизируют различия поверхностных форм прибыли. Не видя их единства, противопоставляют эти формы друг другу, сводят прибыль к одной из ее превращенных поверхностных форм, к предпринимательской прибыли, которая объявляется ими собственно прибылью и фигурирует как таковая наряду с процентом, рентой, заработной платой, объединяемых в единой рубрике - доходы.

При монополии, одно из объяснений появления прибыли связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен вплоть до полной монополии.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

Умение управлять эффектом масштаба в современных условиях имеет очень большое значение для увеличения прибыли Российских компаний. Падение нормы прибыли в цене происходит в целом в российской экономике, но дифференцируется по отраслям. Анализ проблем формирования прибыли в российской экономике показывает, что с каждым годом все сложнее увеличивать прибыль. И здесь неоценимую помощь может оказать опыт западных транснациональных корпораций, их система выстраивания механизма получения целевой прибыли в условиях существования сильных потребителей, конкурентов, а также современной модели государственного регулирования.

Неприменение или сущностное изменение содержания современных принципов формирования прибыли позволяет утверждать, что именно они задают значение величины чистой прибыли - показателя, включаемого в состав собственного капитала организации.

Рассматривая проблему убыточной деятельности российских организаций, можно выделить две основные причины, которые приводят к данному состоянию: неэффективный менеджмент; намеренный уход от уплаты налогов.

Для эффективного управления прибылью предприятия необходимо сформировать систему управления прибылью. В процессе управления прибылью предприятия важное место занимают методы управления, которые являются способами и приемами влияния управленческой системы. Методы управления прибылью связаны с функциями управления: планированием, организацией и контролем.

При этом, росту прибыли предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: ускорением товарооборачиваемости; уменьшением массы издержек; увеличением нормы прибыли путем повышения цен.

Список литературы

1 Руль Е.С. Объективные и субъективные теории прибыли в ретроспективе развития экономической науки // Вестник Самарского финансово-экономического института. 2009. №1. С.37-41.

2 Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. СПб.: Ведос. 2010. 167с.

3 Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред.И.П.Николаевой. М.: Проспект, 2008. 448 с.

4 Носова С.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 640 с.

5 Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М.: ИНФРА-М, 2003. 972с.

6 Великанова А.А. Теории прибыли в трудах великих экономистов. М.: Финансы и статистика. 2009. 135с.

7 Первых Е.Г. Монополия и теория прибыли // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 85-87

8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

9 Алексеева К.Н. Развитие теории прибыли в трудах Д. Риккардо. // Российский экономический журнал. №3. 2010. С. 20-22

10 Маркс К. Капитал. Глава 4, раздел 2.

11 Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М. 2001. 315с.

12 Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М. 1982. 412с.

13 Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. Глава 21. М. 2005г. 125с.

14 Микроэкономика: теория и российская практика. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова − М.: Крокус. 2009. 412с.

15 Долан Р.Дж., Саймон Г. Эффективное ценообразование. М.: Экзамен, 2009. 416 с.

16 Петиненко И.А. Проблемы рыночного ценообразование и его влияние на формирование прибыли // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 102-121

17 Петиненко И.А. Роль и место прибыли в процессе принятия ценовых решений // Российский экономический журнал. 2010. - № 9. С. 33-36

18 Гайсарова Г.Р. Организационно-экономический механизм формирования прибыли // Вопросы экономики. 2011. - № 3. С. 54-56

19 Нечитайло А.И. Развитие концептуальных подходов к формированию и отражению прибыли в учете - h**t://w*w.piter-press.r*/attachment.php?barcode=978546900577&at=exc&n=0

20 Норма прибыли - h**t://skills-band.com/econt5r4part1.html

21 Российский статистический ежегодник. М., 2011.

22 Три загадки российской прибыли - h**t://w*w.rbsys.r*/print.php?page=1864&option=media

Покупка готовой работы
Тема: «Теория прибыли»
Раздел: Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика