Контрольная работа
«Этническая культура южной России. Кубанские казаки.»
- 21 страниц
Введение….3 - 4
I. История возникновение кубанского казачества….4 - 12
1.1. Формирование украинской этнографической группы: Черноморское казачье войско….5 - 8
1.2. Формирование русской этнографической группы: Кавказское казачье линейное войско….8 - 10
1.3. Особенности быта черноморских и линейных казаков….10 - 12
II. Этническая ситуация после образования Кубанского казачества….13 - 16
III. Традиции и воспитание в кубанской казачьей семье…17 - 18
Заключение….19 - 20
Список литературы…21
Современное население бассейна Кубани неоднородно в этническом отношении. Сформировалось оно сравнительно поздно.
К концу XVIII века Кубань была заселена различными горскими племенами адыгов и абазинов, жившими в основном по левому берегу реки. По степным пространствам правобережья кочевали ногайцы и другие племена.
Казаки начали заселяться на эти территории лишь после официального присоединения правобережья Кубани к России.
Разнородность этнического, а также сословного состава населения в значительной степени определяла сложный процесс формирования культурно – бытовых особенностей населения края. Этнопедагогическое изучение должно показать, как развивался этот процесс в быту и культуре, в каких именно элементах культуры и быта более стойко сохранились локальные особенности различных этнических групп и в каких сильнее проявляются черты общие для всей территории Кубани, возникшие в результате этнического сближения населения.
Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили велико- , мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некоторые другие. Из 1918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более 4% составляли адыги и чуть больше 1% немцы, остальные менее 1%.
Но бытовая (традиционная) культура (обряды, одежда, жилище, бытовые предметы, музыкальный и литературный фольклор) формировались на Кубани в большинстве своем на основе украинских и южнороссийских традиций.
Эти традиции принесли казаки и другие переселенцы в конце XVIII и первой половине XIX в.в. из Запорожской, Черноморской, Донской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Курской и других земель. Хотя казачество на Кубани испытало и воздействие бытовой культуры народов Северного Кавказа. Особенно это влияние отразилось в мужском казачьем костюме.
Особенность же кубанского говора заключается в том, что представляет собой говор как с южнороссийской, так и с украинской основой.
I. История возникновение кубанского казачества
Кубанское казачество – полиэтнично в своей основе. В него вливался не только славянский компонент - преобладающий: (русские, украинцы, черногорцы, сербы и др.), но и незначительное количество представителей других народов (адыги, греки, цыгане и др.). С точки зрения этнологии, это явление универсальное, сопровождающее формирование любой более или менее крупной этнической общности. Так складывались почти все современные народы Европы: англичане, русские, французы.
1.1. Формирование украинской этнографической группы: Черноморское казачье войско.
В 1792-1794 гг. на Кубань по жалованной грамоте Екатерины II переселяется часть бывших запорожцев - Черноморское казачье войско. Численность войска оказалась недостаточной для охраны пограничных рубежей и экономического освоения территории. Неблагоприятным было и соотношение полов. В 1801 г. в Черномории численность 23474 души мужского пола и всего лишь 9135 - женского. Проблема народонаселения в основном была решена с помощью организованных переселений, проведенных в 1809-1812, 1820-1825г.г.
1.2. Формирование русской этнографической группы: Кавказское казачье линейное войско.
В отличие от Черноморского казачьего войска формирование линейного казачества происходило непосредственно на Кубани.
Исследование культуры и быта культуры казаков показывает, что их культурно – бытовой уклад развивался в специфических исторических, социально – экономических и этнических условиях.
Кубанское казачье войско состояло из двух этнических групп — линейцев, казаков бывшего Кавказского Линейного казачьего войска, выходцев из Дона, русских по происхождению и черноморцев — казаков бывшего Черноморского казачьего войска, потомков запорожцев, украинцев по своей этнической принадлежности. Так что говорить об этническом единстве кубанского казачест-ва весьма трудно. Их сближает именно сословное положение, характер военной службы, унифицированный единым Положением о казачьих войсках. Конечно о казачестве, как об особом этносе или точнее субэтносе, можно и нужно говорить, но только касательно отдельного казачьего войска, длительное время находящегося на одном месте и выработавшем определенный образ жизни, обычаи, культуру, особенности своего языка — основного этнического признака.
Но кубанское казачество занимает при этом особое положение, образованное всего лишь несколько более одного столетия назад (1860 г.) из двух различных этнических групп — русского — «линейцев» из бывшего Кавказского Линейного войска и украинского — «черноморцев» из бывшего Черноморского казачьего войска. Каждая из этих этнических групп в достаточной степени сохранила свои национальные черты — язык, обычаи, традиции, культуру, фольклор, так что говорить о едином кубанском субэтносе, как это пытаются обосновать некоторые деятели из окружения руководства Кубанской казачьей рады, по крайней мере, не логично. Для создания даже субэтноса необходимы столетия совместного проживания. И линейцы и чер-номорцы хотя и были формально объединены в одно войско, но продолжали жить каждый на своей территории, в своих станицах, проходили военную службу в своих полках (Черноморских, Линейных) и пользоваться своим языком вплоть до последнего времени. В таких условиях нет никакой надобности пытаться искусственно создавать видимость единого кубанского субэтноса. Пусть каждая из этих групп кубанского казачества возрождает свою собственную культуру, традиции, обычаи, язык своих предков.
1. История Кубани с древнейших времен до конца XX века: Учебник для высших учебных заведений. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.- 400с.: ил., карт.
2. Очерки истории Кубани с древнейших времен. Под общ. ред. В.Н. Ратушняка.- Краснодар: «Советская Кубань», 1996.- 656с.
3. Трехбратов Б. А. История Кубани: Учеб. пособие.- Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2000.- 440с.
4. История Кубани (конец XVІІІ – XIX века): Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений.- Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2005.- 144с.: ил.
5. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооруженной силы и службы в 2-х частях.- Краснодар: «Советская Кубань»,1998.- 192с.: ил.
6. Гордеев А.А. История казачества/А.А.Гордеев.- М.: Вече, 2006.- 640с.: ил.
7. Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего войска. В 2-х т.- /Репринтное воспроизведение/.- Екатеринодар, б/н 1910 – 1913. Т.1 История края.- 1910.- 736с,ил
8. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев. Изд. «Северный Кавказ», 1993.- 175с.
9. Б.Д.Герасименко Черноморская казачья рада. Пять лет возрождения. Очерк истории.- Новороссийск: 1995.- 78с.
10. Освоение Кубани Казачеством: Вопросы истории и культуры.- Краснодар: 2002.- 384с.
11. Очерки традиционной культуры казачества России. Под общ. ред. проф. Н.И.Бондаря.- М.: 2002.- 689с.
Защищена на отлично!
Тема: | «Этническая культура южной России. Кубанские казаки.» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Культура постсоветской России. Особенности и перспективы развития.
Курсовая работа:
Обряды донских казаков
Реферат:
Культура России XIX века.
Дипломная работа:
Перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры
Реферат:
Правовая культура: понятие, функции, структура, значение правовой культуры в формировании правового государства