Курсовая работа

«Лицензирование внешнеэкономической деятельности»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТД

1.1 Сущность института лицензирования ВТД

1.2 Общие принципы нормативно-правового регулирования

2. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВТД И КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕМЕ-ЩЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

2.1 Виды лицензий ВТД и лицензируемых товаров

2.2 Государственные органы осуществляющие лицензирование ВТД и контроль за перемещением лицензируемых товаров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Отказ Российского государства от административно-командной системы управления, переход к рыночным отношениям, либерализация экономической жизни страны изменили содержание основных функций Российского государства, поставили на повестку дня вопрос о степени го-сударственного вмешательства в различные сферы жизнедеятельности. Данная проблема в первую очередь коснулась экономической составляю-щей конституционного строя страны.

В настоящее время необходимость регулирования экономических от-ношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов. Иными словами, все большую актуализацию приобретают такие правовые механизмы, которые способны поддержать в актуальном состоянии баланс публичных и частных интересов. Осознание необходимости государственного регулирования связано также с перспективами вступления России во Всемирную торговую организацию, придерживающуюся принципа, согласно которому меры государственного регулирования не должны ограничивать торговлю в большей степени, чем это минимально не-обходимо для достижения целей государственного вмешательства.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных механизмов государственного регулирования рыночных отношений по праву можно считать лицензионную систему, которая является «индикатором типа экономики государства, уровня ее развития, отражает стабильность экономических процессов». Правовой институт лицензирования обеспечивает сбалансированное функционирование рынка путем осуществления «фильтрации» потенциальных предпринимателей с целью недопущения вхождения в экономическую сферу недобросовестных хозяйствующих субъектов .

Организации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью (ВТД), должны получить лицензию для ввоза (вывоза) товаров. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами является одной из мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно нетарифного регулирования. К внешней торговле товарами относятся их импорт и экспорт. В первом случае это ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе, во втором – вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. При этом перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую, если эти части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

Целью работы является анализ функционирования системы лицензирования экспорта (импорта) и анализа перемещений лицензируемых товаров в РФ. Задачами работы являются изучение сущности института лицензирования ВТД, изучение общих принципов нормативно-правового регулирования ВТД, анализ видов лицензий и лицензируемых товаров, изучение порядка получения лицензии на осуществление ВТД.

Фрагмент работы

Лицензирование внешнеэкономических операций регулируется доста-точно большим количеством нормативных актов. Так, Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет условия лицензирования в сфере внешней торговли товарами, при соблюдении которых лицензия становится основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Статья 24 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» законодательно определяет случаи, при которых может быть установлено лицензирование ВТД в РФ. Во-первых, это – введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров.

Во-вторых, реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

В-третьих, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

И, наконец, в-четвертых, выполнение Российской Федерацией между-народных обязательств.

Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» определяет, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. В ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, связанные с ВТД, подлежащие лицензированию.

Заключение

Правовая природа института лицензирования ВТД обусловлена доминирующей ролью административно-правовых норм, которые обладают приоритетом, а также предопределяют характер и содержание норм других отраслей права в вопросах регулирования лицензионных правоотношений.

Лицензирование ВТД – традиционный способ применения ограничений административного характера, фактически это разрешительный порядок ввоза или вывоза товаров на основании специального разрешения, выдаваемого государственным органом исполнительной власти в установленных количествах за определенный промежуток времени. Оно может использоваться как составная часть квотирования, так и быть самостоятельным элементом государственного регулирования. Общий признак лицензирования – необходимость выполнения каких-либо действий, отличных от процедур таможенного оформления, которые предшествуют ввозу или вывозу товара и являются условием для разрешения ввоза или вывоза.

Правовым фундаментом лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основании которого принимаются иные нормативно-правовые акты, формирующие правовой институт лицензирования. Лицензирование ВТД осуществляется на основании Федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об экспортном контроле» и основана на международных принципах и нормах.

Лицензирование ВТД производится в случаях:

введения временных количественных ограничений экспорта или им-порта отдельных видов товаров;

реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физи-ческих или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и расте-ний;

предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдель-ных видов товаров;

выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Участникам внешнеторговой деятельности выдаются следующие ли-цензии:

исключительная. Эта лицензия предоставляет заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом;

разовая. Данная лицензия выдается на основании договора (контрак-та), предметом которого является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве;

генеральная. Основанием для ее выдачи является решение Правительства РФ. При наличии генеральной лицензии разрешается экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве.

Одним из методов экспортного контроля является разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования.

На сегодняшний день органом, наделенным правом выдачи лицензий, является Министерство промышленности и торговли РФ. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Список литературы

1. Федеральный закон от 18.07.1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контро-ле». // СПС Консультант-плюс.

2. Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». // СПС Консультант-плюс.

3. Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». // СПС Консультант-плюс.

4. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 г. №1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации». // СПС Консультант-плюс.

5. Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 г. №364 «Об утвер-ждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий». // СПС Консультант-плюс.

6. Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 г. №363 «Об утвер-ждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров». // СПС Консультант-плюс.

7. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 г. №691 «Об утвержде-нии Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль». // СПС Консультант-плюс.

8. Козырин А.Н. Постатейный комментарий к ФЗ «Об основах государст-венного регулировании внешнеторговой деятельности». – М., 2005.

9. Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования. // Граждан-ское право. – 2006. – №4.

10. Моряк Е.Н. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами. // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. – №4

11. Назаренко Н.А. Постатейный комментарий к ФЗ «Об экспортном контроле. – М.: Юстицинформ, 2010.

12. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». / Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2005.

13. Тимошин В.А. Административно-правовое регулирование лицензирования внешней торговли товарами. // Административное и муниципальное право. – 2010. – №8.

14. Чермянинов Д.В. К вопросу о применении лицензирования. // Россий-ский юридический журнал. – 2010. – №1.

15. Юрьева Ю.С. О правовой природе института лицензирования. // Административное право и процесс. – 2008. – №1.

Покупка готовой работы
Тема: «Лицензирование внешнеэкономической деятельности»
Раздел: Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика