Курсовая работа
«Рассмотрение жалоб граждан в суде»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ГРАЖДАН В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ 5
1.1 Право граждан на обращение с жалобой в суд 5
1.2 Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд 9
2. ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ГРАЖДАН 15
2.1 Порядок подачи жалобы 15
2.2 Порядок рассмотрения жалобы 19
2.3 Порядок принятия решений по жалобе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Конституцией РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря юридической основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы – важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона, восстановление нарушенных прав.
Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан – административный и судебный. Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом, как правило, в отсутствие жалобщика и часто сотрудниками, не имеющими правовой подготовки . Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения, а виновные в этом должностные лица безнаказанными. Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, а возможности для объективного рассмотрения жалобы – иска повышаются. Этим обусловлена необходимость исследовать вопрос об обжаловании в суд действий и решений государственных органов и должностных лиц, нарушающих права граждан.
Целью работы является анализ института рассмотрения жалоб граждан в судебном порядке. Поставленная в работе цель определяет необходимость решения следующих задач:
изучение общих принципов рассмотрения жалоб в судебном порядке;
анализ порядка рассмотрения жалоб граждан в суде.
Объектом исследования работы является институт рассмотрения жалоб в судебном порядке. Научно-методологическую базу работы составили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных исследованиях отечественных ученых.
Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Первая глава посвящена общей характеристике принципов рассмотрения жалоб в судебном порядке. Во второй главе подробно анализируется порядок рассмотрения жалоб граждан в суде.
Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права граждан, имеет глубокие исторические корни и обусловлено потребностями человека в защите собственных прав от их нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц.
В зависимости от конкретного исторического периода и принадлежности к определенному государству обжалование носило разный характер. Первоначально деятельность по обжалованию выглядела как просьба человека на имя государя о защите и покровительстве без специально установленной нормы и порядка рассмотрения. Позже обжалование стало наполняться юридическим содержанием, собственным категориальным аппаратом, юридическими гарантиями, закрепленными в нормах права.
Особую значимость в части обжалования незаконных деяний чиновников имело римское право. В Российском государстве возможность обжаловать незаконное решение должностных лиц фиксируется уже в Судебнике 1497 г. Затем обжалование развивалось и совершенствовалось в Соборном уложении 1649 г., указах Петра I, Екатерины II, а также в актах судебной реформы 1864 г .
Все это свидетельствует о естественном, эволюционном пути обжало-вания действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
Однако следует признать, что в 1917 г. этот путь был прерван. История свидетельствует, что в период становления и развития Советского государства власть делала попытки избавиться от любой возможности обжалования деяний государственных органов и должностных лиц. Но за все время существования Советского государства это ей не удалось, поскольку возможность обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, диктовалась объективной необходимостью.
27 апреля 1993 г. был принят Закон РФ №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» (далее – Закон).
Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополне-ниями) предусматривает, что каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государст-венных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность да-вать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса.
К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (реше-ний), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отно-шении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, Кодексом об административных правонарушениях или арбитражным судом).
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц – со дня получения гражданином письменного уведомления органа исполнительной власти об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу и гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.
1. Конституция РФ. // Российская газета. – 25.12.1993.
2. Закон РФ от 27.04.1993 №4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». // СЗ РФ. – 1993. – №12. – Ст. 1012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ. // СЗ РФ. – 2002. – №34. – Ст. 346.
4. Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». // Вестник ВАС РФ. – 2009. – №3.
5. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Ученик. – М.: Юстицин-форм, 2007.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. – М.: Изд. МГУ, 2007.
7. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М.: Юристъ, 2002.
8. Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к Закону Российской Федера-ции «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». – М., 2005.
9. Мелехин Д.С. Административное право. – М., 2007.
10. Осин В.В. Обжалование в суд деяний и решений, нарушающих права граждан, нуждается в совершенствовании. // Адвокат. 2009. №2.
11. Попов Л.Л. Административное право: учебник. – М.: Юстицминформ, 2005.
12. Филимонова М.В. Комментарий к Закону РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». – М., 2009.
Тема: | «Рассмотрение жалоб граждан в суде» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Рассмотрение гражданских дел в суде
Дипломная работа:
Анализ работы с обращениями граждан в администрации района
Дипломная работа:
Организация работы с обращениями граждан в государственном учреждении (на примере кумертауского территориального участка мелеузовского филиала государственного унитарного предприятия «бюро технической инвентаризации республики башкортостан»)
Курсовая работа:
Производство в суде апелляционной инстации
Курсовая работа:
Деятельность органов местного самоуправления по работе с обращениями граждан