Реферат

«Ганди и гандизм»

  • 17 страниц(ы)
  • 3947 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ

1. Развитие национального движения в Индии

2. М. Ганди. Сатьяграха

3. Участие М. Ганди в национально-освободительном движении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

М. Ганди – ключевая фигура в истории ненасильственных движений нашего века. Идея ненасилия пришла к Ганди из глубин индийской культуры и религии, но в известной мере и под воздействием христианства. Приняв от них эстафету, Ганди придал практике ненасилия новые измерения и невиданный размах. Все последующие движения, будь то борьба ряда народов тропической Африки за независимость или негритянского населения США под руководством М.Л. Кинга за гражданские права, пацифистские и экологические кампании на Западе, отталкивались от индийского опыта и вдохновлялись им. Качественный скачок, который совершил Ганди по сравнению со своими предшественниками, заключался в придании принципу ненасилия широкого общественного характера. Поэтому и актуальна тема данной работы.

Целью работы является анализ национально-освободительного движения в Индии и роли в нем М. Ганди. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:

изучение развития национально-освободительного движения в Индии и противодействия ему со стороны английского колониализма;

анализ основных положений учения М. Ганди;

изучение участия М. Ганди в национально-освободительном движении в Индии.

В 20-х годах оценки гандизма как мелкобуржуазной и даже крестьянской идеологии были сравнительно широко распространены в советской литературе. В то же время сохранялась политическая оценка исторической роли Ганди, данная Лениным на II конгрессе Коминтерна. Это не противоречило определению Ганди как мелкобуржуазного идеолога, поскольку индийская мелкая буржуазия рассматривалась в то время большинством деятелей Коминтерна и советскими учеными как революционная сила. Однако после высказывания Сталина о том, что буржуазия вместе с феодалами и империализмом как реакционная сила противостоит трудящимся, классовая оценка Ганди изменилась. Он был отнесен к лагерю буржуазии, что привело фактически к отрицанию его положительной исторической роли. Упрощенность этих односторонних оценок гандизма еще в 1956 г. была признана советскими востоковедами А.А. Губером, А.Д. Дьяковым, Е.М. Жуковым и И.М. Рейснером.

Принципиально новым стал подход к Ганди, к его мировоззрению и исторической миссии у ученых 60-80-х годов. Менее жесткими стали классовые оценки. Следует отметить сформулированный советскими индологами тезис о «комплексном» характере мировоззрения Ганди, раскрывающий многие важные особенности его взглядов, а также призыв не вырывать буржуазные элементы его идеологии из «небуржуазного контекста». В постсоветской России большинством ученых-историков признается ведущая роль М. Ганди в достижении Индией независимости.

Отдавая все силы борьбе за гуманистические идеалы, Ганди считал, что цель не оправдывает средств ее достижения и единственным истинным средством борьбы является отказ от насилия. Идея ахимсы – непричинения зла живущему, положенная им в основу своего мировоззрения еще в первый период его жизни, когда он был назван Махатмой, легла в основу политической и социальной деятельности Ганди после признания его в самой Индии и за ее пределами народным вождем.

Ганди всю свою жизнь исходил из того, что истину, в конечном счете, указывает Бог, но он отнюдь не считал, что служение истине должно заключаться в отказе от решения мирских проблем во имя слияния с Богом и вечного блаженства в потустороннем мире. Его служение истине носило сугубо земной характер. Истина для него заключалась именно в том, что она открывала путь к обеспечению человеческой жизни на Земле.

Человека же он никогда не воспринимал в отрыве от природы и общества. Человек, по его глубокому убеждению, мог жить полной жизнью, только если он не причинял зла ничему сущему на Земле, в гармонии с природой и только в свободном обществе. Его родина была в зависимости от Англии, порабощена ею, поэтому для него борьба за истину была неотделима от борьбы за свободу – «Хинд сварадж».

Служа истине, считал Ганди, человек должен, прежде всего, победить в себе психологию раба, воспитанную веками угнетения и насилия, а для этого он должен освободиться от страха за свою жизнь, за свои земные блага. Бесстрашие должно стать основой новой морали, был глубоко убежден Ганди, только бесстрашие может принести индийцам в борьбе за сварадж желанную победу.

Индийское национальное движение имело важное принципиальное отличие от большинства национально-освободительных движений, заключающееся в ненасилии как идейно-духовной его основе. В этих условиях М. Ганди вывел ненасилие на новый, общественный уровень. И именно в этом заключалась его сила и противоречивость. Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством общественного преобразования. Вместе с тем, введя принцип ненасилия в политику, он лишил его той целостности, последовательности, которая была для него характерна, когда он рассматривался исключительно в контексте нравственности.

Гандизм не мог бы стать политическим движением, захватившим великую страну и потрясшим основы Британской империи, если бы он не отвечал назревшей общественной потребности, условиям, в которых развивалось индийское национально-освободительное движение. Ганди был не просто политиком в узком смысле этого слова. На всех этапах борьбы за независимость Индии он выступал как духовный лидер ИНК, не будучи его официальным главой. Если попытаться поставить его в один ряд с другими руководителями ИНК – Наороджи, Гокхале, Мотилалом и Джавахарлалом Неру или с выдающимися политическими деятелями, под руководством которых боролись за независимость народы других стран Востока, – Сунь Ятсеном, Кемалем Ататюрком, то его типологически нельзя объединить ни с одним из них. Он был душой освободительного движения и разработал уникальные по своей действенности средства борьбы. Именно поэтому он постоянно выступал полномочным представителем своего народа в борьбе за независимость Индии.

1. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Наука, 1959.

2. Дьяков А.М. Новейшая история стран Азии и Африки. – М.: изд. МГУ, 1991.

3. Мартышин В.М. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди. // Вопросы философии. 2003. №5.

4. Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. – М.: Наука, 1970.

5. Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ. – М., 1960.

6. Неру Дж. Открытие Индии. – М.: Наука, 1956.

7. Полонская М.Р. Махатма Ганди: смысл жизни – святой или политический деятель? // Век. 2001. №11.

Покупка готовой работы
Тема: «Ганди и гандизм»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 17
Цена: 180 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика