Реферат
«Ганди и гандизм»
- 17 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие национального движения в Индии
2. М. Ганди. Сатьяграха
3. Участие М. Ганди в национально-освободительном движении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
М. Ганди – ключевая фигура в истории ненасильственных движений нашего века. Идея ненасилия пришла к Ганди из глубин индийской культуры и религии, но в известной мере и под воздействием христианства. Приняв от них эстафету, Ганди придал практике ненасилия новые измерения и невиданный размах. Все последующие движения, будь то борьба ряда народов тропической Африки за независимость или негритянского населения США под руководством М.Л. Кинга за гражданские права, пацифистские и экологические кампании на Западе, отталкивались от индийского опыта и вдохновлялись им. Качественный скачок, который совершил Ганди по сравнению со своими предшественниками, заключался в придании принципу ненасилия широкого общественного характера. Поэтому и актуальна тема данной работы.
Целью работы является анализ национально-освободительного движения в Индии и роли в нем М. Ганди. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
изучение развития национально-освободительного движения в Индии и противодействия ему со стороны английского колониализма;
анализ основных положений учения М. Ганди;
изучение участия М. Ганди в национально-освободительном движении в Индии.
В 20-х годах оценки гандизма как мелкобуржуазной и даже крестьянской идеологии были сравнительно широко распространены в советской литературе. В то же время сохранялась политическая оценка исторической роли Ганди, данная Лениным на II конгрессе Коминтерна. Это не противоречило определению Ганди как мелкобуржуазного идеолога, поскольку индийская мелкая буржуазия рассматривалась в то время большинством деятелей Коминтерна и советскими учеными как революционная сила. Однако после высказывания Сталина о том, что буржуазия вместе с феодалами и империализмом как реакционная сила противостоит трудящимся, классовая оценка Ганди изменилась. Он был отнесен к лагерю буржуазии, что привело фактически к отрицанию его положительной исторической роли. Упрощенность этих односторонних оценок гандизма еще в 1956 г. была признана советскими востоковедами А.А. Губером, А.Д. Дьяковым, Е.М. Жуковым и И.М. Рейснером.
Принципиально новым стал подход к Ганди, к его мировоззрению и исторической миссии у ученых 60-80-х годов. Менее жесткими стали классовые оценки. Следует отметить сформулированный советскими индологами тезис о «комплексном» характере мировоззрения Ганди, раскрывающий многие важные особенности его взглядов, а также призыв не вырывать буржуазные элементы его идеологии из «небуржуазного контекста». В постсоветской России большинством ученых-историков признается ведущая роль М. Ганди в достижении Индией независимости.
Отдавая все силы борьбе за гуманистические идеалы, Ганди считал, что цель не оправдывает средств ее достижения и единственным истинным средством борьбы является отказ от насилия. Идея ахимсы – непричинения зла живущему, положенная им в основу своего мировоззрения еще в первый период его жизни, когда он был назван Махатмой, легла в основу политической и социальной деятельности Ганди после признания его в самой Индии и за ее пределами народным вождем.
Ганди всю свою жизнь исходил из того, что истину, в конечном счете, указывает Бог, но он отнюдь не считал, что служение истине должно заключаться в отказе от решения мирских проблем во имя слияния с Богом и вечного блаженства в потустороннем мире. Его служение истине носило сугубо земной характер. Истина для него заключалась именно в том, что она открывала путь к обеспечению человеческой жизни на Земле.
Человека же он никогда не воспринимал в отрыве от природы и общества. Человек, по его глубокому убеждению, мог жить полной жизнью, только если он не причинял зла ничему сущему на Земле, в гармонии с природой и только в свободном обществе. Его родина была в зависимости от Англии, порабощена ею, поэтому для него борьба за истину была неотделима от борьбы за свободу – «Хинд сварадж».
Служа истине, считал Ганди, человек должен, прежде всего, победить в себе психологию раба, воспитанную веками угнетения и насилия, а для этого он должен освободиться от страха за свою жизнь, за свои земные блага. Бесстрашие должно стать основой новой морали, был глубоко убежден Ганди, только бесстрашие может принести индийцам в борьбе за сварадж желанную победу.
Индийское национальное движение имело важное принципиальное отличие от большинства национально-освободительных движений, заключающееся в ненасилии как идейно-духовной его основе. В этих условиях М. Ганди вывел ненасилие на новый, общественный уровень. И именно в этом заключалась его сила и противоречивость. Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством общественного преобразования. Вместе с тем, введя принцип ненасилия в политику, он лишил его той целостности, последовательности, которая была для него характерна, когда он рассматривался исключительно в контексте нравственности.
Гандизм не мог бы стать политическим движением, захватившим великую страну и потрясшим основы Британской империи, если бы он не отвечал назревшей общественной потребности, условиям, в которых развивалось индийское национально-освободительное движение. Ганди был не просто политиком в узком смысле этого слова. На всех этапах борьбы за независимость Индии он выступал как духовный лидер ИНК, не будучи его официальным главой. Если попытаться поставить его в один ряд с другими руководителями ИНК – Наороджи, Гокхале, Мотилалом и Джавахарлалом Неру или с выдающимися политическими деятелями, под руководством которых боролись за независимость народы других стран Востока, – Сунь Ятсеном, Кемалем Ататюрком, то его типологически нельзя объединить ни с одним из них. Он был душой освободительного движения и разработал уникальные по своей действенности средства борьбы. Именно поэтому он постоянно выступал полномочным представителем своего народа в борьбе за независимость Индии.
1. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Наука, 1959.
2. Дьяков А.М. Новейшая история стран Азии и Африки. – М.: изд. МГУ, 1991.
3. Мартышин В.М. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди. // Вопросы философии. 2003. №5.
4. Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. – М.: Наука, 1970.
5. Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ. – М., 1960.
6. Неру Дж. Открытие Индии. – М.: Наука, 1956.
7. Полонская М.Р. Махатма Ганди: смысл жизни – святой или политический деятель? // Век. 2001. №11.
Тема: | «Ганди и гандизм» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 180 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Һади такташ иҖатында романтизмныҢ ҮзенчӘлеге
Дипломная работа:
Методика изучения отдельных вопросов алгебры и начал анализа
Курсовая работа:
Игра как средство эܰмоܰцܰиоܰнܰаܰлܰьܰноܰго сܰпܰлочеܰнܰиܰя детеܰй мܰлܰаܰдܰшеܰго шܰкоܰлܰьܰноܰго возрܰастܰа
Дипломная работа:
Лексические поля времени и пространства в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева
Курсовая работа:
Понятие и классификация прав и свобод личности в РФ