Курсовая работа
«Концепция построения системы управления (на примере ОмГУ)»
- 27 страниц
Введение 3
Глава 1.Основы современного подхода к управлению предприятием 6
1.1. Процесс и система управления предприятием 6
1.2 Принципы формализации процесса управления 8
1.3.Система управления государственным вузом 9
Глава 2. Система управления государственным высшим учебным заведением (на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского) 14
2.1. ОмГУ. Обоснование выбора объекта управления 14
2.2. Миссия и ключевые цели ОмГУ 17
2.3.Стратегия развития ОмГУ 18
2.4. Рекомендации по построению систему управления вузом 18
2.5.Аргументация эффективности предложенной системы управления 23
Заключение 26
Источники и литература 27
Приложение 29
Многие российские предприятия сегодня столкнулись с серьезной проблемой – отсутствием эффективной системы управления. Старые советские предприятия в условиях централизованного планирования народного хозяйства не нуждались в выработке реакции на изменение условий хозяйственной деятельности и соответственно в создании открытых систем управления, а новые коммерческие компании зачастую вообще не имеют традиций организованного управления. В результате под давлением внешних и внутренних изменений предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери.
Существуют различные способы классификации предприятий: по виду деятельности (торговля, производство, услуги и др.), по масштабу (малые, средние и крупные в зависимости от численности персонала и прочих факторов) и целый ряд других. В рамках определенного типа предприятий классификация может продолжаться. Производственные предприятия подразделяются, например, на предприятия с непрерывным (химические, металлургические) и дискретным (машиностроительные) характером производства. По составу номенклатуры продукции предприятия могут подразделяться на предприятия единичного, серийного и массового производства. Каждый тип предприятий имеет свои особенности с точки зрения организации процесса управления. Развитие высшего образования на современном этапе следует рассматривать в контексте с многоуровневой международной интеграцией. Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом сообществе.
В новых условиях меняется сама концепция организации деятельности высших учебных заведений. Они должны готовить специалистов для различных отраслей национальной экономики, отвечающих по уровню подготовки требованиям международных стандартов. Однотипная конструкция образовательного учреждения давно не отвечает потребностям развития высшей школы, ограничивает организационное развитие вузов. Поэтому высшее учебное заведение с точки зрения теории управления рассматривается как предприятие с коллективом специалистов и соответствующей материальной базой, которое создает и предлагает специфические услуги образовательного профиля, имеющие свою стоимость и пользующиеся спросом.
Усилия многих российских вузов сейчас направлены на создание новых организационных форм и экономических механизмов управления, соответствующих изменившейся роли высшего образования в современном обществе.
Практическое значение проблемы повышения эффективности управления вузом в условиях мирового экономического кризиса обусловлено, прежде всего, повышением требований общества к качеству профессионального образования; акцентированием государственной политики на формировании «инновационных вузов будущего», развитием современных технологий обучения, ориентацией на обеспечение конкурентоспособности российской системы образования на международном уровне.
Целью нашего исследования является разработка концепции управления государственным вузом на примере Омского Государственного Университета им. Ф.М.Достоевского. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть основы современного менеджмента. Во-вторых, рассмотреть специфику управления высшим учебным заведением. В-третьих, проанализировать сильные, слабые стороны имеющейся структуры управления ОмГУ и предложить альтернативную концепцию управления.
Исследование состоит из введения, 2х глав, разбитых на параграфы, списка литературы и приложений
В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако многих руководителей до сих пор поставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов.
Вполне возможно, что и вы, уважаемый читатель уже ощутили сложности при попытках оптимизировать затраты, чтобы продукция оставалась одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной. Как раз в этот момент четко проявляется необходимость иметь перед глазами модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса.
Отметим, что совершенно не обязательно каждый раз самим придумывать решения для этих, ставших уже стандартными, задач. В настоящее время при необходимости анализа того или иного процесса управления (от системы проектирования космического корабля или подводной лодки до процесса подготовки делового документа) можно использовать проверенные и обкатанные методы.
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
И кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.
Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
Последнее десятилетие явилось переломным для отечественной системы высшего образования. Прежде всего, это выразилось в резком сокращении госбюджетного финансирования. Естественным следствием стало повышение управленческой самостоятельности вузов и растущая конкуренция между ними, направленная на преимущественное получение финансовых средств, не только от государства, но и от потребителей образовательных услуг. В результате, важнейшим условием успешного функционирования и развития вузов стало наличие адекватного механизма управления, позволяющего, с одной стороны, обеспечить достаточное и постоянное финансирование, с другой, гарантировать эффективное использование ресурсов, в первую очередь, финансовых.
Эффективное развитие вузов в условиях растущей конкуренции, характерное для отечественного рынка образовательных услуг, требует предпринимательской активности не только организации в целом, но и её подразделений и даже отдельных сотрудников. Для стимулирования подобной активности требуется особая система внутреннего управления.
Деятельность вузов все меньше управляется шаблонами, стандартами, продиктованными Министерством образования и науки. Система управления на государственном уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень вузов. А такой подход заставляет каждый вуз самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления услуг. Система оказания образовательных услуг вузов становится все более ориентированной на потребителя этих услуг.
1. Астапчук В.А., Гаврилов Е.Б. Административная система вуза. Проблемы и решения. Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы всероссийской научно-практической конференции (25-28 февр. 2003 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2003. — 168 с.
2. Боровская, М. Функциональные особенности и содержательная сущность управления вузами в системе рыночных отношений / М. Боровская, М. Масыч // Ученый совет.– 2008.– № 6.– С. 55-60.
3. Васильев Ю С. Экономика и организация управления вузом : учеб. для высш. шк. / Ю.С. Васильев; В. В. Глухов, М. П. Федоров; Под ред. В. В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2004. - 543 с.
4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
5. Институциональный менеджмент в вузах : хрестоматия по современным проблемам организации деятельности университетов / Уральский гос. ун-т им. А.М. Горького.– Екатеринбург, 2006.– 169 с.–
6. Карловский А.В. Формирование системы показателей деятельности высшего учебного заведения // Качество, инновации, образование. – 2008. - №9. - С.16 – 23.
7. Квасникова, Н. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании / Наталья Квасникова // Народное образование.– 2008. – № 8. – С. 85-92.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов : федеральный закон от 10.02.2009, № 18-ФЗ // Российская газ. – 2009. – 13 февр. ; То же // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 786 ; То же // Ученый совет. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
9. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е. В., Певзнер М. Н., Петряков П. А., Федотова Г. А., Шерайзина Р. М., Ширин А. Г. / сост. и общ. ред. Иванова Е. В. Певзнера М. Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. – 412 с.
10. Ракитов, А. И. Наука, образование, инновации : стратегическое управление / А. И. Ракитов, А. Н. Райков, Е. А. Ковчуго ; РАН, Институт науч. информации по общественным наукам (Москва).– М. : Наука, 2007.– 228 с.
11. Созинов, В. А. Организация управления в университете : (новая парадигма) / В. А. Созинов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 2. – С. 110-117.
12. Управление высшим учебным заведением: Учебник /под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 768с. – (Менеджмент в высшей школе).
13. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
14. Федеральный закон Российской Федерации от 2 февраля 2011 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена"
15. Шекшня С.В. Управление современной организацией - С.Пб., Теринвест, 2006. - 368 с.
Приложение 1
Проблемы развития форм управления вузом
Тема: | «Концепция построения системы управления (на примере ОмГУ)» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 27 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ технико-экономических показателей на примере компании Ваш Дом
Дипломная работа:
Совершенствование системы ценообразования на примере фармацевтического предприятия ООО Атолл-Фарм
Курсовая работа:
Концепция построения системы управления на примере ооуи росинкас
Курсовая работа:
Характеристика и принципы построения системы управления персоналом на примере организации
Шпаргалка:
Ответы по управлению персоналом