Курсовая работа

«Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

  • 31 страниц
Содержание

Введение

1 Теоретические обоснование особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

1.1 Характеристика слоговой структуры русского языка

1.2 Особенности формирования слоговой структуры с нормальным речевым развитием

1.3 Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

2 Организация и методика проведения экспериментального исследования

2.1 Констатирующий этап эксперимента

2.2 Содержание деятельности по формированию слоговой структуры слова

2.3 Результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А

Введение

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

Фрагмент работы

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у детей.

Цель данной работы – разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс игр и упражнений, направленных на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Объект: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Предмет: комплекс игр и упражнений, направленных на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Гипотеза: эффективность логопедического воздействия при формировании слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР будет выше, если будут учитываться следующие положения:

 коррекционное воздействие на речь будет носить характер комплексных логопедических занятий;

 в систему коррекционного воздействия будет включен комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, с привлечением специалистов ДОУ, родителей, действующих по разработанным рекомендациям логопеда.

Задачи:

1. На основании анализа психолого-педагогической литературы описать особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

2. Провести диагностику речи детей 5-6 лет.

3. Определить эффективность разработанного комплекса игр и упражнений, направленных на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Методы исследования:

 теоретический: изучение психолого-педагогической литературы;

 педагогический эксперимент;

 математические методы исследования.

Заключение

в) перестановка звуков: чашка – чашак; тыква – тыв-

ка; фрукты – фруткы; повар – порав.

Картинный материал: лиса, луна, пила, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бу мага, велосипед, телевизор, бегемот.

3. «Закончи слово» (на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Детям предлагается ряд из двух (затем трех, четырех) предметных картинок и инструкция: «Я начну слово, а ты продолжи, назови все слово».

Пример: речевой материал – руба., бато., пана., забо.; картинный материал – рубаха, батоны, панама, заборы.

Картинный материал: рубаха, бумага, батоны, панама, машина, заборы, собака, газета, лопата, часики. Бананы, радуга,"молоко, ворона, сорока, корова, дорога, топоры, малина, качели, рябина, береза, магазин, помидор, бегемот, телефон, василек, колобок, кошелек, пароход, пуговица, гусеница, Буратино, помидоры, самолеты, самокаты, барабаны, одеяло; кофта, палка, белка, ветка, банка, полка, лампа, ручка, мышка, птичка, спичка, свечка, конфета, карандаш, картошка, стаканы, подушка, ромашка, букашка; ноги, лиса, лицо, луна, лужа, туча, руки, ноты.

Речевой материал:

1) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных

звуков: руба.(ха), бума.(га), бато.(ны), пана.(ма), ма-ши.(на), забо.(ры), соба.(ка), газе.(та), лопа.(та), ча-си.(ки), бана.(ны), раду.(га), моло.(ко), воро.(на).

2) слова со стечениями согласных звуков:

коф.(та), пал.(ка), бел.(ка), вет.(ка), бан.(ка), пол. (ка), лам.(па).

3) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:

но.(ги), ли.(са), ли.(цо), лу.(на), лу.(жа), ту.(ча), ру.(ки), но.(ты).

Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей: а) два слога в трехсложных словах; б) два слога (затем три слога) в четырехсложных словах; в) один слог в двусложных (трехсложных, четырехсложных) словах.

4. «Угадай начало слова» (на основе восприятия финаль-

ной части лексической единицы).

Детям предлагается ряд из двух (затем трех, четырех) предметных картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов и инструкция: «Я скажу конец слова, а ты угадай его начало, назови все слово. Тебе помогут картинки».

Пример: речевой материал – .тошка; картинный материал – картошка, дубина, мышонок.

Речевой материал: (ду).бина, (кар).тошка, (ры).балка, (ка).бина, (бо).тинки, (бу).тылка, (жур).-.налы, (ска).калка, (мы).шонок; (ко).тенок.

Картинный материал: ноги, лиса, лицо, луна, лужа, туча, руки, ноты, кабина, зайчонок, дубина, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, котенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов: а) два слога в трехсложных словах; б) три слога (затем два слога) в четырехсложных словах; в) один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.

Выполняя данные упражнения, старшие дошкольники учились правильно произносить слова, без искажений и ошибок. У некоторых это получалось.

2.3 Результаты исследования

На контрольном этапе эксперимента нами повторно проводилась методика изучения особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи, и были получены следующие результаты, представленные в таблицах 3 и 4.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1994.

2. Бородич А.М. Методика развития речи дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.

3. Волкова Л.С, Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета пед. ин-тов. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение: Владос, 1995.

4. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя. / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети

с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981.

6. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. №1, 1996.-С.62-66.

7. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихоло-гическая диагностика. – М., 2001.

9. Бабина Г.В., Анищенкова Т.С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой. – М.: Прометей, 2007. С. 192-202.

10. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Анализ ошибок письма, затрагивающих структуру лексических единиц. – В сб.: Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МПГУ. Том IV. – М.: МПГУ, 2005. С.21-26.

11. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

12. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1999.

13. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 2009.

14. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи. – Дефектология, 2008, № 4. С. 3-12.

15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Просвещение, 2000.

16. Виноградов В.В. Словообразование и его отношение к грамматике и лексикологии. – М., 1999.

17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000.

18. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2008.

19. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. – М.: Просвещение, 2001.

20. Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические

особенности образовательной работы по развитию способностей. – М.: Просвещение, 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»
Раздел: Логика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика