Курсовая работа

«Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности»

  • 30 страниц(ы)
  • 2931 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: rezultat

Введение.3

Глава 1. Социально-психологические факторы успешности личности.5

1.1. Современное представление об успешности личности.5

1.2. Успешность как социальная и психологическая характеристика. Внешние и внутренние критерии успешности личности.9

1.3. Социально-психологические факторы успешности личности.13

Глава2. Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности.15

2.1.Мотивация личности.15

2.2. Мотивация достижения как один из факторов социально - психологической успешности личности.20

Заключение.27

Список использованной литературы.29

Проблема мотивации как социально-психологического фактора успешности личности традиционна для современной психологической науки.

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха (социального, профессионального и т.п.). Ориентация личности на достижение успеха считается многими учеными непременным условием развития как личности, так и общества.

Проблема социально-психологической успешности – наименее изученная область психологии.

На сегодняшний день очень сложно определить как само понятие «успешность», так и выделить те критерии, по которым ее можно отследить. В психологии накоплен достаточно обширный экспериментальный материал относительно факторов достижения успеха в конкретной деятельности (работы К. Левина, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланда, Е.А. Серебряковой и др.).

В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (Гришин В.В.), в философии (Розенберг Н.В., Бабушкин В.У.). В отечественной психологи близкие темы затрагивались Бороздиной Л.В. (исследование уровня притязаний), Петренко В.Ф. и Лыбина Е.В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г.В. и Спиваковская А.С. (феномен страха успеха).

Проблема нашего исследования заключается в неполноте теоретической и эмпирической научной информации о проблеме мотивации как социально-психологического фактора успешности личности. В научной литературе в не достаточном объеме представлены работы теоретического характера, отражающие взаимосвязь мотивации и успешности личности. Так же мало представлены результаты эмпирических исследований по данному направлению.

В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.

Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).

Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение [3,c.91].

В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.

«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.

По мнению В. И. Ковалева процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом. Возникновение потребности – осознание потребности – встреча потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив – осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие – менее значимое положение [3,c.112].

А. Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность. Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешними условиями) с установками личности (внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.

Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.

1 стадия – это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.

1. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.

2. Видение человеком своей и чужой успешности бывает очень субъективным. Человек с негативным мировосприятием обесценивает успехи (когда свои, когда чужие). Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с другими ценностями (или свои достижения не в приоритетном направлении).

3. При определении успешности большое значение имеет такое понятие как уровень притязаний — чем руководствуется человек по жизни, какими ценностями, какими характеристиками.

4. Критерии успеха можно разделить на внешние и внутренние. К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека, например, материальное благополучие, признание и известность в профессиональных кругах, хорошее здоровье, физическая привлекательность и т.д. К внутренним критериям можно отнести удовлетворенность своей жизнью, творческая реализация личности, ощущение своей нужности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности.

5. Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают.

6. Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека. Мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299с.

3. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. М., 1976. — 157с.

4. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998. - 48с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.

6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии 1993. № 5. - С. 99-105

7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., 1998. - 263с.

8. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. - №5. - С. 30-39.

9. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.-М., 1991.-144с.

10. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. - №4. - С. 126-130.

11. Евсеев Ж.М. Структурная модель мотивационной структуры личности // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1990. - №3. — С. 129-135.

12. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 254-277.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб., 2002. - 512с.

14. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2000. - 153с.

15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. - 192с.

16. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1997. - С. 75-88.

17. Корниенко Н.А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности (правовой, нравственный, социальный и психологический аспекты). Новосибирск, 1999. - 56с.

18. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. - Т.22. - №4. - С. 26-36.

19. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. - С. 166-178.

20. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. - № 3. - С. 11-21.

21. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. -

22. Мотивация жизнедеятельности студента. Материалы межреспубл. Семинара. Каунас, 1971. - 547с.

23. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 2кн. — М., 1994.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. - 252с.

25. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

26. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 424с.

27. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб., 2001.-240с.

28. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М., 1986.

Покупка готовой работы
Тема: «Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика