Курсовая работа
«Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности»
- 30 страниц
Введение.3
Глава 1. Социально-психологические факторы успешности личности.5
1.1. Современное представление об успешности личности.5
1.2. Успешность как социальная и психологическая характеристика. Внешние и внутренние критерии успешности личности.9
1.3. Социально-психологические факторы успешности личности.13
Глава2. Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности.15
2.1.Мотивация личности.15
2.2. Мотивация достижения как один из факторов социально - психологической успешности личности.20
Заключение.27
Список использованной литературы.29
Проблема мотивации как социально-психологического фактора успешности личности традиционна для современной психологической науки.
Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха (социального, профессионального и т.п.). Ориентация личности на достижение успеха считается многими учеными непременным условием развития как личности, так и общества.
Проблема социально-психологической успешности – наименее изученная область психологии.
На сегодняшний день очень сложно определить как само понятие «успешность», так и выделить те критерии, по которым ее можно отследить. В психологии накоплен достаточно обширный экспериментальный материал относительно факторов достижения успеха в конкретной деятельности (работы К. Левина, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланда, Е.А. Серебряковой и др.).
В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (Гришин В.В.), в философии (Розенберг Н.В., Бабушкин В.У.). В отечественной психологи близкие темы затрагивались Бороздиной Л.В. (исследование уровня притязаний), Петренко В.Ф. и Лыбина Е.В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г.В. и Спиваковская А.С. (феномен страха успеха).
Проблема нашего исследования заключается в неполноте теоретической и эмпирической научной информации о проблеме мотивации как социально-психологического фактора успешности личности. В научной литературе в не достаточном объеме представлены работы теоретического характера, отражающие взаимосвязь мотивации и успешности личности. Так же мало представлены результаты эмпирических исследований по данному направлению.
В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.
Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).
Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение [3,c.91].
В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.
«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.
По мнению В. И. Ковалева процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом. Возникновение потребности – осознание потребности – встреча потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив – осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие – менее значимое положение [3,c.112].
А. Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность. Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешними условиями) с установками личности (внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.
Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.
1 стадия – это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.
1. В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность постоянно учиться и др.
2. Видение человеком своей и чужой успешности бывает очень субъективным. Человек с негативным мировосприятием обесценивает успехи (когда свои, когда чужие). Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с другими ценностями (или свои достижения не в приоритетном направлении).
3. При определении успешности большое значение имеет такое понятие как уровень притязаний — чем руководствуется человек по жизни, какими ценностями, какими характеристиками.
4. Критерии успеха можно разделить на внешние и внутренние. К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека, например, материальное благополучие, признание и известность в профессиональных кругах, хорошее здоровье, физическая привлекательность и т.д. К внутренним критериям можно отнести удовлетворенность своей жизнью, творческая реализация личности, ощущение своей нужности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности.
5. Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают.
6. Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека. Мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.).
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299с.
3. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. М., 1976. — 157с.
4. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М., 1998. - 48с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.
6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии 1993. № 5. - С. 99-105
7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., 1998. - 263с.
8. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. - №5. - С. 30-39.
9. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.-М., 1991.-144с.
10. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. - №4. - С. 126-130.
11. Евсеев Ж.М. Структурная модель мотивационной структуры личности // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1990. - №3. — С. 129-135.
12. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 254-277.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб., 2002. - 512с.
14. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2000. - 153с.
15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. - 192с.
16. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1997. - С. 75-88.
17. Корниенко Н.А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности (правовой, нравственный, социальный и психологический аспекты). Новосибирск, 1999. - 56с.
18. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. - Т.22. - №4. - С. 26-36.
19. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. - С. 166-178.
20. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. - № 3. - С. 11-21.
21. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. -
22. Мотивация жизнедеятельности студента. Материалы межреспубл. Семинара. Каунас, 1971. - 547с.
23. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 2кн. — М., 1994.
24. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. - 252с.
25. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
26. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 424с.
27. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб., 2001.-240с.
28. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. - М., 1986.
Тема: | «Мотивация как социально-психологический фактор успешности личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 1250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Факторы, влияющие на социально-психологический климат поездных бригад
Курсовая работа:
Социально- психологические проблемы исследования личности
Дипломная работа:
Социально-психологические факторы конфликтности персонала
Курсовая работа:
Влияние социально-психологической адаптированности подростков на их статус в структуре межличностных отношений со сверстниками
Контрольная работа:
Социально-психологические факторы формирования национального характера