Дипломная работа

«Разработка учебно-методического обеспечения»

  • 51 страниц(ы)
  • 3603 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение

Часть I. Экология в системе подготовке специалистов

1.1 Межпредметные связи экологии с другими дисциплинами

Часть II. Разработка УМК по дисциплине экология

2.1 Структура УМК. Его значение

2.2 Учебно-методическое обеспечение курса «Экология» для очной формы обучения

2.2.1 Программа дисциплины. Учебно-методическая карта

2.2.2 Методические указания по отдельным видам занятий

2.2.3 Конспект лекций

2.2.4 Лабораторные работы

2.2.5 График самостоятельной работы студентов

2.2.5 Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

2.2.6 Вопросы к экзамену

2.3 Учебно-методическое обеспечение курса «Экология» для заочной формы обучения

2.3.1 Программа дисциплины. Учебно-методическая карта

2.3.2 Методические указания по отдельным видам занятий

2.3.3 Лабораторные работы

2.3.4 Контрольная работа

Задачи

Приложение

В современном обществе ни одно социальное явление не может быть рассмотрено без соотнесения его с природными условиями в плане позитивного или негативного воздействия на них. Состояние природной среды всецело зависит от деятельности человека, а, следовательно, от уровня культуры и нравственности.

Возрастающие потребности общества в биологических ресурсах послужили стремительному обострению экологической обстановки. Веками отношение человека к природе складывалось не только с эстетической, нравственной стороны, но и с сугубо практической.

Не слишком беспокоясь о сохранении и приумножении, человечество привыкло выступать в роли потребителя. Урбанизация образа жизни, индустриализация, истощение традиционных, относительно легкодоступных энергетических и сырьевых ресурсов, постоянное возрастание демографической нагрузки на природу, нарушение внутренних механизмов саморегуляции биосферы, продолжающееся уничтожение отдельных видов животных и растений, отрицательные последствия загрязнения природы отходами производства продолжает усугублять природную среду. Все это заставляет решительно и радикально менять веками сложившийся тип деятельности, методы и способы взаимодействия с природой. Остановить нарушение экологических законов можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии.

В Законе Российской федерации «Об охране окружающей среды» содержится специальная статья 74 «Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях», в которой сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологии в соответствии с профилем подготовки инженера.

Основными принципами экологического образования и воспитания являются: - непрерывность, последовательность, связь с практикой; - единство общего, профессионального и экологического образования; - учет национальных интересов, региональных особенностей, использование традиционной культуры природопользования и охраны природы; - гуманизация, развитие социально-активной личности, экологического сознания, мышления, культуры.

Одной из задач экологического образования является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди».

Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь ее важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами и преподается в том или ином объеме во всех учебных заведениях.

В настоящее время в России сложилась система непрерывного экологического образования, вышли хорошие пособия, разработаны принципы, методы и формы экологического образования. Но, к сожалению, экологическое образование часто носит чисто ознакомительный, необязательный характер, поэтому, прослушав курсы экологической направленности, сдав зачеты или экзамены, студенты успешно их забывают.

Для качественного и наиболее разностороннего рассмотрения вопросов экологии в рамках изучения курса необходимо обладать соответствующей материальной и методической базой.

Цель данной дипломной работы – разработка учебно-методического обеспечения курса экологии для специальности «Технология и предпринимательство».

Часть I. Экология в системе подготовке специалистов

1.1 Межпредметные связи экологии с другими дисциплинами

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы, так или иначе связанные с экологией, представлены в тех или иных учебных курсах федерального компонента в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы для специальности «Технология и предпринимательство».

По блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Физическая культура: «Основы здорового образа жизни студента».

Данный раздел тесно связан с содержанием темы «Экология человека» курса «экология».

Культурология: «Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация».

«Культура и природа» - рассматриваются взаимодействия человека и природы на протяжении всех этапов развития человечества (с древних времен до наших дней).

Правоведение: «Экологическое право».

Данный раздел аналогичен разделу «Понятие экологического права» в курсе экологии. Но во втором случае материал изложен более подробно.

Философия: «Человек и природа. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности».

Размышления на тему «Человек и природа. Будущее человечества в аспекте сложившейся экологической ситуации».

Экономика: «Потребности, ресурсы».

Пересекается с темами «Рациональное использование природных ресурсов», «Основы природопользования» и др. курса экологии.

По блоку общематематических и естественнонаучных дисциплин.

Математика: «Вероятность и статистика: теория вероятностей, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных».

Изучение экологии подразумевает выдвижение каких-либо гипотез, проведение опытов и экспериментов с последующей обработкой полученных данных, - все это невозможно без соответствующих математических знаний и умений.

Химия: «Химические системы, энергетика химических процессов, скорость реакции и методы ее регулирования».

Физика: «Физический практикум».

Знаний в области химии и физики создают базу для изучения курса «Экологии», дают возможность более точно понять те или иные процессы. Например, воздействие вредных веществ (газов, тяжелых металлов и т.д.) на организм человека.

По блоку общепрофессиональных дисциплин.

Педагогика: «Формирование здорового образа жизни».

Рассматриваются вопросы экологии и здорового образа жизни.

Психология: «Социальная психология».

Человек как популяция, его поведение, взаимодействие между собой и окружающим миром.

Основы медицинских знаний: «Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система «природа-человек». Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья».

Безопасность жизнедеятельности: «Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности».

Содержание тем данных дисциплин перекликаются с содержанием темы «Экология человека».

По блоку дисциплин предметной подготовки.

Машиноведение: «Возобновляемые и невозобновляемые энергоресурсы. Тепловые, атомные, гидравлические электростанции. Экологические вопросы энергетики». В данной теме, и и в теме «Антропогенное воздействие на биосферу» курса экологии рассматриваютс вопросы использования энергоресурсов и экологические вопросы энергетики в целом.

Основы производства; «Основы законодательства об охране труда. Санитарные нормы на условия труда. Электробезопасность». Пересекаются с темой «Экологическое право».

Электрорадиотехника и электроника: «Принципы передачи и приема электромагнитных волн». Затрагиваются вопросы свойств природы и использование их человеком.

Графика: «Кривые линии. Построение графиков и схем».

В процессе изучения экологии используются знания в области графики и черчения – умение строить графики, схемы, чертежи. С помощью различных схем и графинов отображаются разнообразные экологические и биологические процессы.

Итак, наглядно видно, что в ряде учебных курсов, формирующих культуру и мировоззрение будущего специалиста, его общепрофессиональную осведомленность, действительно затрагиваются некоторые вопросы социальной экологии, экологии человека и глобальной экологии. В свою очередь, и экология опирается на знания, получаемые из других дисциплин. Схематически межпредметные связи экологии с другими дисциплинами представлена в приложении 1.

Часть II. Разработка УМК по дисциплине экология

Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

При создании УМК и его элементов необходимо опираться на следующие документы:

Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины;

Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов;

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;

СТП 12 310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению;

СТП 12 100-02 Требования к фонду квалификационных заданий и тестов;

Приложение к СТП 12 100-02 Методические рекомендации по разработке педагогических тестов контроля качества обучения студентов;

СТП 12 005-04 Самостоятельная работа студентов;

СТП 12 700-07 Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению;

СТП 12 701-03 Практические и семинарские занятия. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению;

СТП 12 400-04 Курсовой проект (курсовая работа). Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению;

СТП 12 570-06 Общие требования к текстовым, графическим и программным документам;

При оформлении образовательного стандарта дисциплины следует руководствоваться стандартами:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 1.5-2004 ГСС Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

2.1 Структура УМК. Его значение

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) – это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД.

Целями УМКД являются:

систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;

улучшение ее методического обеспечения;

повышение эффективности и качества занятий;

внедрение активных методов обучения;

оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;

правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;

оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

Контрольная работа по экологии выполняется студентами заочной формы обучения, изучающими курс «Экология».

Контрольная работа включает в себя ответы на четыре контрольных вопроса и решение четырех задач.

Контрольные вопросы соответствуют учебным программам курса «Экология» и охватывают все составные части экологии, включая общую экологию, экологию человека и прикладную экологию. Ответы на контрольные вопросы должны содержать описательную часть и необходимый иллюстрационный материал (рисунки, графики, таблицы и т.д.). При этом ссылка на литературу, из которой заимствована какая-либо информация, обязательна.

Решаемые в контрольной работе задачи, охватывают бытовую и производственную сферу жизнедеятельности человека и дают представление о загрязнении окружающей природной среды различными веществами и твердыми отходами. Задачи содержат задание на работу, методику выполнения работы и необходимые справочные материалы.

Контрольная работа оформляется по общепринятым правилам и должна включать в себя:

титульный лист;

оглавление;

перечень и ответы на контрольные вопросы;

наименование, исходные данные и решение задачи;

список литературы.

Контрольная работа обязательно подписывается студентом

В методических указаниях приводятся 10 вариантов контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студента должен соответствовать последней цифре номера его зачетной книжки.

Варианты контрольной работы

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка учебно-методического обеспечения»
Раздел: Экология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Цена: 1300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика