Дипломная работа
«Разработка учебно-методического обеспечения»
- 51 страниц
Введение
Часть I. Экология в системе подготовке специалистов
1.1 Межпредметные связи экологии с другими дисциплинами
Часть II. Разработка УМК по дисциплине экология
2.1 Структура УМК. Его значение
2.2 Учебно-методическое обеспечение курса «Экология» для очной формы обучения
2.2.1 Программа дисциплины. Учебно-методическая карта
2.2.2 Методические указания по отдельным видам занятий
2.2.3 Конспект лекций
2.2.4 Лабораторные работы
2.2.5 График самостоятельной работы студентов
2.2.5 Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов
2.2.6 Вопросы к экзамену
2.3 Учебно-методическое обеспечение курса «Экология» для заочной формы обучения
2.3.1 Программа дисциплины. Учебно-методическая карта
2.3.2 Методические указания по отдельным видам занятий
2.3.3 Лабораторные работы
2.3.4 Контрольная работа
Задачи
Приложение
В современном обществе ни одно социальное явление не может быть рассмотрено без соотнесения его с природными условиями в плане позитивного или негативного воздействия на них. Состояние природной среды всецело зависит от деятельности человека, а, следовательно, от уровня культуры и нравственности.
Возрастающие потребности общества в биологических ресурсах послужили стремительному обострению экологической обстановки. Веками отношение человека к природе складывалось не только с эстетической, нравственной стороны, но и с сугубо практической.
Не слишком беспокоясь о сохранении и приумножении, человечество привыкло выступать в роли потребителя. Урбанизация образа жизни, индустриализация, истощение традиционных, относительно легкодоступных энергетических и сырьевых ресурсов, постоянное возрастание демографической нагрузки на природу, нарушение внутренних механизмов саморегуляции биосферы, продолжающееся уничтожение отдельных видов животных и растений, отрицательные последствия загрязнения природы отходами производства продолжает усугублять природную среду. Все это заставляет решительно и радикально менять веками сложившийся тип деятельности, методы и способы взаимодействия с природой. Остановить нарушение экологических законов можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии.
В Законе Российской федерации «Об охране окружающей среды» содержится специальная статья 74 «Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях», в которой сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологии в соответствии с профилем подготовки инженера.
Основными принципами экологического образования и воспитания являются: - непрерывность, последовательность, связь с практикой; - единство общего, профессионального и экологического образования; - учет национальных интересов, региональных особенностей, использование традиционной культуры природопользования и охраны природы; - гуманизация, развитие социально-активной личности, экологического сознания, мышления, культуры.
Одной из задач экологического образования является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди».
Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь ее важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами и преподается в том или ином объеме во всех учебных заведениях.
В настоящее время в России сложилась система непрерывного экологического образования, вышли хорошие пособия, разработаны принципы, методы и формы экологического образования. Но, к сожалению, экологическое образование часто носит чисто ознакомительный, необязательный характер, поэтому, прослушав курсы экологической направленности, сдав зачеты или экзамены, студенты успешно их забывают.
Для качественного и наиболее разностороннего рассмотрения вопросов экологии в рамках изучения курса необходимо обладать соответствующей материальной и методической базой.
Цель данной дипломной работы – разработка учебно-методического обеспечения курса экологии для специальности «Технология и предпринимательство».
Часть I. Экология в системе подготовке специалистов
1.1 Межпредметные связи экологии с другими дисциплинами
Теперь давайте посмотрим, какие вопросы, так или иначе связанные с экологией, представлены в тех или иных учебных курсах федерального компонента в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы для специальности «Технология и предпринимательство».
По блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Физическая культура: «Основы здорового образа жизни студента».
Данный раздел тесно связан с содержанием темы «Экология человека» курса «экология».
Культурология: «Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация».
«Культура и природа» - рассматриваются взаимодействия человека и природы на протяжении всех этапов развития человечества (с древних времен до наших дней).
Правоведение: «Экологическое право».
Данный раздел аналогичен разделу «Понятие экологического права» в курсе экологии. Но во втором случае материал изложен более подробно.
Философия: «Человек и природа. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности».
Размышления на тему «Человек и природа. Будущее человечества в аспекте сложившейся экологической ситуации».
Экономика: «Потребности, ресурсы».
Пересекается с темами «Рациональное использование природных ресурсов», «Основы природопользования» и др. курса экологии.
По блоку общематематических и естественнонаучных дисциплин.
Математика: «Вероятность и статистика: теория вероятностей, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных».
Изучение экологии подразумевает выдвижение каких-либо гипотез, проведение опытов и экспериментов с последующей обработкой полученных данных, - все это невозможно без соответствующих математических знаний и умений.
Химия: «Химические системы, энергетика химических процессов, скорость реакции и методы ее регулирования».
Физика: «Физический практикум».
Знаний в области химии и физики создают базу для изучения курса «Экологии», дают возможность более точно понять те или иные процессы. Например, воздействие вредных веществ (газов, тяжелых металлов и т.д.) на организм человека.
По блоку общепрофессиональных дисциплин.
Педагогика: «Формирование здорового образа жизни».
Рассматриваются вопросы экологии и здорового образа жизни.
Психология: «Социальная психология».
Человек как популяция, его поведение, взаимодействие между собой и окружающим миром.
Основы медицинских знаний: «Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Человек и окружающая среда. Система «природа-человек». Здоровье и факторы, его определяющие. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Этапы формирования здоровья».
Безопасность жизнедеятельности: «Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности».
Содержание тем данных дисциплин перекликаются с содержанием темы «Экология человека».
По блоку дисциплин предметной подготовки.
Машиноведение: «Возобновляемые и невозобновляемые энергоресурсы. Тепловые, атомные, гидравлические электростанции. Экологические вопросы энергетики». В данной теме, и и в теме «Антропогенное воздействие на биосферу» курса экологии рассматриваютс вопросы использования энергоресурсов и экологические вопросы энергетики в целом.
Основы производства; «Основы законодательства об охране труда. Санитарные нормы на условия труда. Электробезопасность». Пересекаются с темой «Экологическое право».
Электрорадиотехника и электроника: «Принципы передачи и приема электромагнитных волн». Затрагиваются вопросы свойств природы и использование их человеком.
Графика: «Кривые линии. Построение графиков и схем».
В процессе изучения экологии используются знания в области графики и черчения – умение строить графики, схемы, чертежи. С помощью различных схем и графинов отображаются разнообразные экологические и биологические процессы.
Итак, наглядно видно, что в ряде учебных курсов, формирующих культуру и мировоззрение будущего специалиста, его общепрофессиональную осведомленность, действительно затрагиваются некоторые вопросы социальной экологии, экологии человека и глобальной экологии. В свою очередь, и экология опирается на знания, получаемые из других дисциплин. Схематически межпредметные связи экологии с другими дисциплинами представлена в приложении 1.
Часть II. Разработка УМК по дисциплине экология
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.
При создании УМК и его элементов необходимо опираться на следующие документы:
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины;
Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов;
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;
СТП 12 310-04 Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению;
СТП 12 100-02 Требования к фонду квалификационных заданий и тестов;
Приложение к СТП 12 100-02 Методические рекомендации по разработке педагогических тестов контроля качества обучения студентов;
СТП 12 005-04 Самостоятельная работа студентов;
СТП 12 700-07 Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению;
СТП 12 701-03 Практические и семинарские занятия. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению;
СТП 12 400-04 Курсовой проект (курсовая работа). Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению;
СТП 12 570-06 Общие требования к текстовым, графическим и программным документам;
При оформлении образовательного стандарта дисциплины следует руководствоваться стандартами:
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
ГОСТ Р 1.5-2004 ГСС Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
2.1 Структура УМК. Его значение
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) – это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД.
Целями УМКД являются:
систематизация содержания дисциплины с учетом достижений науки, техники производства;
улучшение ее методического обеспечения;
повышение эффективности и качества занятий;
внедрение активных методов обучения;
оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала;
правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов;
оказание помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.
Контрольная работа по экологии выполняется студентами заочной формы обучения, изучающими курс «Экология».
Контрольная работа включает в себя ответы на четыре контрольных вопроса и решение четырех задач.
Контрольные вопросы соответствуют учебным программам курса «Экология» и охватывают все составные части экологии, включая общую экологию, экологию человека и прикладную экологию. Ответы на контрольные вопросы должны содержать описательную часть и необходимый иллюстрационный материал (рисунки, графики, таблицы и т.д.). При этом ссылка на литературу, из которой заимствована какая-либо информация, обязательна.
Решаемые в контрольной работе задачи, охватывают бытовую и производственную сферу жизнедеятельности человека и дают представление о загрязнении окружающей природной среды различными веществами и твердыми отходами. Задачи содержат задание на работу, методику выполнения работы и необходимые справочные материалы.
Контрольная работа оформляется по общепринятым правилам и должна включать в себя:
титульный лист;
оглавление;
перечень и ответы на контрольные вопросы;
наименование, исходные данные и решение задачи;
список литературы.
Контрольная работа обязательно подписывается студентом
В методических указаниях приводятся 10 вариантов контрольной работы. Номер варианта контрольной работы студента должен соответствовать последней цифре номера его зачетной книжки.
Варианты контрольной работы
Тема: | «Разработка учебно-методического обеспечения» | |
Раздел: | Экология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 1300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров
Дипломная работа:
Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «проектирование интерьера
ВКР:
Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров
Дипломная работа:
Разработка электронного учебно-методического комплекса «компьютерное моделирование»