Дипломная работа
«Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «проектирование интерьера»
- 101 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы проектирования интерьера 6
1.1. Основы проектирования интерьера 6
1.2. Особенности оформления интерьеров 13
1.3. Вocприятиe фoрм при прoeктирoвании интeрьeра пoмeщeний 21
Глава 2. Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Проектирование интерьера» 24
2.1. Структура учебно-методического комплекса дисциплины 24
2.2. Рабочая программа дисциплины «Проектирование интерьера» 27
2.3. Рабочая программа «Компьютерное проектирование интерьера» 35
2.4. Этапы создания проекта интерьера 44
Глава III. Мeтoдичecкиe рeкoмeндации пo прoeктирoванию интeрьeра 54
3.1 План практического занятия «Прoeктирoваниe интeрьeра» 54
3.2. План-кoнcпeкт урoка «Организация пространства. Архитектурное проектирование и дизайн интерьера» 57
3.3. Работа над проектом «Оформление интерьера учебного помещения художественно-графического факультета БГПУ им. М.Акмуллы.» 67
ЗАКЛЮЧEНИE 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Современный этап развития проектного искусства, к которому в полной мере принадлежат и дизайн и архитектура, интересен одной особенностью. Она носит достаточно узкий, как бы внутрипрофессиональный характер и не всегда заметна даже специалистам. Речь идет об интеграции целей, методов и секретов мастерства у разных ветвей проектного творчества: архитекторы все время пробуют себя в дизайнерском плане, придумывая новые формы стульев, автомашин и нестандартные приемы благоустройства городских улиц и площадей, а дизайнеры активно занимаются интерьером и моделированием пространственных ситуаций — тем, что раньше целиком принадлежало зодчим.
Проектирование интерьера - художественное проектирование внутреннего пространства здания, помещения, квартиры, комнаты. Разработка архитектурного решения и характера убранства: меблировки и оборудования. Интерьер (от франц. Intйrieur) – внутренний.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью обеспечения качества учебных занятий и отсутствием учебно-методических комплексов по их организации и проведению.
Высокие требования к проведению учебных занятий и недостаточное их учебно-методическое обеспечение составляет противоречие и определяет проблему исследования.
Целью исследования является разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Проектирование интерьера» для студентов педвуза.
Задачи исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по проблеме исследования;
• разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Проектирование интерьера» для студентов педвуза;
• разработка задания и методических рекомендаций по проведению обмерной практики;
Объект исследования – учебная деятельность студентов педвуза по дисциплине «Проектирование интерьера».
Предмет исследования – обучение студентов педвуза по дисциплине «Проектирование интерьера» с использованием Учебно-методического комплекса.
Практическая значимость исследования заключается в комплексной организации учебной деятельности с использованием Учебно-методического комплекса.
На защиту выносится учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектирование интерьера» для студентов педвуза.
Мeтoды иccлeдoвания: рабoта c литeратyрoй; экcпeримeнт; анализ.
Cocтав ВКР. Рабoта cocтoит из тeoрeтичecкoй и практичecкoй чаcтeй.
Глава 1. Теоретические основы проектирования интерьера
1.1. Основы проектирования интерьера
Интерьер — неотделимая часть архитектуры, это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. История интерьера начинается с истории поселений человека. Но интерьер — это еще и неотделимая часть нашей жизни. Дома и на работе, в магазинах и кинотеатрах, в санатории и в гостинице, и даже в метро — везде нас окружает интерьер. Задачи его могут быть совершенно разнообразны. Он может восхищать, радовать, шокировать или успокаивать. Главное он дарит эмоции людям. Хорошо продуманный, интересный, необычный интерьер никого не оставит равнодушным.
Интерьер можно подразделить на 2 основные группы — общественный и жилой. Жилой интерьер — это своеобразный портрет человека, живущего в нем. Он может многое рассказать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном статусе и психологическом типе. Жилые интерьеры могут создаваться стихийно, а могут быть выполнены профессиональным дизайнером. И тут основная задача дизайнера состоит в том, чтобы как можно подробнее выяснить пожелания заказчика, его характер и тип. Высшая награда для мастера заключается в том, чтобы полностью воплотить пожелания заказчика, так как жить в этом интерьере предстоит именно ему. При разработке общественного интерьера учитывается прежде всего назначение интерьера , его функциональные требования. Так торговому залу необходимы просторные проходы и удобные стенды - витрины для покупателей и посетителей, ресторану -создание умиротворенной, спокойной обстановки, где человек может отдохнуть и расслабиться, офису же наоборот — четкого зонирование пространства, хорошее освещение и удобные рабочие места.
У интерьера своя богатая история, которая развивается наравне с архитектурой, чуть отставая или опережая ее. Множество известных классических стилей — классицизм, барроко, модерн, а также новых — хай-тек, минимализм, этнический стиль, дают огромные творческие возможности в разработке жилых или общественных интерьеров.
Создание интерьера, который полностью отвечал бы всем функциональным и эстетическим требованиям, был бы оригинальным и гармоничным — главная задача дизайнера по интерьеру.
Профессиональный дизайнер знает, что нужно, чтобы новый интерьер пришелся по вкусу заказчику. До того как развернутся ремонтные работы, — как отделочные, так и строительные - дизайнер разрабатывает проект, включающий не только глубокое понимание и предвидение результатов предстоящей работы автором интерьера, но также чертежи и схемы, которые наглядно представляют идеи дизайнера заказчику. Чертежи иллюстрируют местоположение важнейших элементов коммуникации в помещении. Кроме того, здесь же интерьер предстает в единстве технически-инженерного решения и конструктивно-архитектурного: чертежи освещают реконструкцию помещения также и с точки зрения всевозможных перепланировок.
Казалось бы, кому как не заказчику знать, каким должен быть ваш дом или отдельная комната? Тем не менее, ремонт и дизайн помещения требуют грамотного подхода специалиста. Это замечание актуально и для составления дизайн - проекта, и для сопутствующего этому согласования проекта перепланировки, которое является обязательной операцией в деле успешного и законного ремонта. Отметим, что вся необходимая информация об этом содержится на этом сайте.
Как правило, дизайнер видит не один, а несколько вариантов решения интерьера, которые могут отличаться как по расположению перегородок и инженерных коммуникаций внутри помещения, так и по общему стилю, а также цвету, фактуре и другим частным особенностям. Таким образом, от замеров до начала строительных работ решается множество важных вопросов.
Знания дизайнера распространяются не только на эстетическую компоненту ремонта — всевозможные стилевые решения дизайна, подбор мебели и разработку эксклюзивных проектов по ее созданию, но также и на все многообразие современных строительных материалов. Дизайнеру по интерьеру одновременно известно и то, что можно осуществить в конкретном помещении с точки зрения интерьера в различных модификациях его стиля и оформления, и главное то, как это осуществить. Пожелания и соображения заказчика, таким образом, призваны натолкнуть дизайнера на след самого верного и красивого решения интерьера.
Именно поэтому ремонт по дизайн - проекту позволяет заказчику вдоволь помечтать о своем доме, представить свое жилище изнутри в мельчайших подробностях, нюансах и красках. В обязанностях дизайнера — искусное воплощение этой мечты в жизнь.[7]
В настоящее время, когда проектирование отдельных предметов все более и более уступает место проектированию предметных комплексов или предметной среды, сам ход проектирования может существенно меняться.
Простейший пример — обычная кухня. Сначала определяется все необходимое (номенклатура) — мебель, набор предметов, емкостей, механизмов и прочее. Проектировщики намечают стилевое направление для них в самом общем виде. Уже исходя из найденного эстетического решения (пластического, цветового), выбора материалов, переходят к проектированию отдельных предметов.
И автор — мебельщик или художник, проектирующий посуду и емкости, стремится работать в одном ключе, в одной тональности, чтобы не разрушать найденное целое.
Но иногда дизайнер проектирует не предметы для определенного помещения, а весь интерьер. Архитектор часто оставляет лишь материальную основу — стены, пол, потолок. Подавляющая часть домов собирается из стандартных элементов. В одних и тех же объемах (если говорить об общественных зданиях) могут размещаться самые различные учреждения. Для того чтобы превратить совершенно одинаковые, еще не освоенные помещения в магазины и ателье, офисы или почты, нужен дизайнер.
Рассмотрим, как проектируется, например, парикмахерская. Парикмахерская совсем не будничное учреждение — сюда приходят заниматься своей внешностью. Здесь, отрешившись от повседневных дел, можно себя оглядеть и понаблюдать за собой.
Но искомые польза и красота будущего интерьера могут быть достигнуты только последовательной методической работой. Получив задание, автор должен внимательно ознакомиться с ним. Он узнает, на какое количество посадочных мест рассчитана парикмахерская, сколько должно в ней быть рабочих мест для маникюрш, каковы требования к отдельным помещениям (необходимость изоляции или специальных вентиляционных устройств), каково число вешалок в гардеробе и т. п.
Первая задача — наметить общую планировку так, чтобы помещения были правильно взаимосвязаны, чтобы все было логично. Из вестибюля посетители должны попасть в главный зал, пройдя гардероб, а из главного зала — в помещение для сушки, окраски волос. Но сотрудники должны иметь возможность попадать в служебное помещение, минуя этот главный зал и т. п.
Вспомогательные комнаты требуют минимума вмешательства художника. Они должны быть удобно и эстетично сделаны. Все их несложное оборудование покупается готовым. Нужно только подобрать соответствующие предметы или наборы предметов. Решается отделка стен, цвет потолка и пола.
К главному залу парикмахерской чисто эстетические требования совсем иные. Прежде всего необходимо придать залу атмосферу праздничности. Поэтому планируется использовать больше зеркал, больше света, яркое, изящное оборудование. Здесь в этом зале, где человека делают красивее, должно быть не только удобно, не только чисто и светло, здесь должно быть красиво в буквальном смысле этого слова.
Как сделать интерьер праздничным и привлекательным, не впадая в излишнюю декоративность, слащавость при его оформлении, не перегрузив его всякого рода украшениями? Если потерять чувство меры, то изобилие «красот» может стать назойливым. В своей повседневной одежде посетитель может почувствовать себя чужим, и, естественно, ему будет трудно «вписаться» в окружение, не быть скованным.
В любом подобном интерьере все видимое должно иметь внутреннюю, не всегда зримую (особенно непосвященному) систему.
Излишнее обилие форм, даже привлекающее на первый взгляд, может утомлять, когда человек находится в этой среде продолжительное время. Проектировщику поэтому нужно не только ограничить себя, но и организовать все, что в поле зрения. Тут трудно обойтись без рабочего термина «тема». Тема — это главное, вокруг которого объединяется все остальное. Наличие «темы» отличает подлинную композицию от бессмысленного набора, порой даже красивых, элементов — будь это роскошная мебель или тканые, расшитые драпировки, наборный паркет и расписные потолки.
В операционном зале парикмахерской «темой» скорее всего должно стать само оборудование.
Во-первых, оно занимает пространство, и посетитель в основном его только и видит.
Во-вторых, это оборудование дает очень большие чисто изобразительные возможности. Здесь и изысканно моделированные кресла и тумбы, блестящие поверхности столиков, уставленных изящными флаконами и инструментами, и обилие зеркал, создающих ощущение простора и нарядности.
«Темой» в принципе могут стать и покрытые живописью стены и цветные драпировки, но тогда парикмахерское оборудование должно быть максимально сдержанным.
Само помещение бывает многофункциональным. Это значит, что в нем одновременно существуют ничем между собой не разделенные функциональные зоны, т. е. части пространства, каждая из которых имеет свое назначение. Даже небольшое помещение для ожидания посетителей той же парикмахерской иногда членится на несколько зон: гардероб, зеркало; зона, где собственно ожидают (стол с газетами, кресла). Проектной задачи здесь как будто бы и не существует. Но это кажется только на первый взгляд. Оказывается, что к каждой зоне предъявляются свои требования.
Гардероб должен быть ближе ко входу, зеркало висеть против света или под углом 90° к свету, кресла подальше от входа во избежание сквозняков, особенно в зимнее время.
Гардероб — первое помещение после улицы, сюда входят в мокрой обуви и пальто. Значит, здесь должен быть соответствующий пол. Зона, где, сидя в кресле, ждут своей очереди, должна быть как можно уютнее и комфортабельнее. Вот и получается, что в разных зонах одного и того же помещения совершенно разный «климат». Находясь в одном неразделенном пространстве, они должны сохранять между собой связь — эстетическое единство интерьера необходимо. Как при этом поступать с покрытием полов, со светильниками, мебелью — задача достаточно сложная.
Но это еще не все. Как говорил великий русский режиссер К. С. Станиславский, «театр начинается с вешалки». Изречение это в известной мере применимо и к парикмахерской, она тоже начинается с вешалки, и вошедший в вестибюль должен сразу почувствовать, что в этих стенах необходимая гигиеническая процедура имеет еще некоторое эстетическое содержание.
Даже на нашем несложном примере видно, как много вопросов стоит перед проектировщиками в границах будничного интерьера.
Работа ведется в определенной последовательности. Сначала на плане размещают зоны, а затем схематически — мебель на небольшом макете. Чтобы полнее раскрыть проектный замысел, вычерчиваются ортогональные проекции мебели, светильников, штор на фоне стен. Все это изображается в цвете и при этом передается фактура поверхностей — дерева, тканей и т. п.
Ортогональная проекция — очень условное изображение. Она еще далека от того, как мы в действительности видим архитектурное пространство вместе с находящимися в нем предметами. На помощь приходит так называемая линейная перспектива, и интерьер изображается иллюзорно: одновременно показывается потолок, пол, стены в сокращении по мере удаления, т. е. примерно так, как их воспринимает наш глаз.
Единство: речь идет о том, что весь дом или любой другой структуру, следует рассматривать как единое целое, разделенные или разделить только стены и лестницы, и что должно существовать некоторое количество собственных согласованностей в разработке устройства в целом. Общая тема всегда должна быть принята во внимание.
Баланс: это процесс с использованием наиболее подходящих распространения различных элементов в области. Объекты, которые имеют одинаковую визуальную привлекательность, должны находиться в разных местах в комнате, чтобы был баланс по заданной оси. Есть три вида равновесия. Первый симметричный, который является самым обычным, и его проще всего достичь. Следующим является асимметричный, для этого потребуется много творчества, хотя такой метод на сегодняшний день начинает приобретать популярность. Третий тип баланса радиальный, где Вы можете выбрать соответствующий центр и положение вещей по отношению к нему.
Пропорции интерьера: здесь в основном все связано с размерами и пропорциями. Очень важно, чтобы предметы в пространстве, хорошо сочетались с точки зрения их размеров. Отсутствие доли будет терять свою общую привлекательность, причем некоторые объекты будет слишком заметным, а другие могут оставаться скрытыми в фоновом режиме.
В фокусе: здесь фокус в пространстве является признаком хорошего дизайна интерьера. Какой координационный пункт Вы выберите – это уже зависит только от Вас. Это может быть что-то вроде хорошей и дорогой картины или мебели. Этот объект должен сделать впечатление на зрителя, а также иметь отношение к разработке относительно остальной части зала.
Ритм интерьера: это также необходимый фактор хорошего дизайна интерьера. Это означает, что дизайн должен дать ощущение непрерывности и гладкого течения. Это может быть достигнуто с помощью дуг, с изображением на стене или потолке, размещенных украшений или оборудования, а также с помощью переменного цвета или форм.
1.2. Особенности оформления интерьеров
При отделке стен помещения необходимо учитывать особенности - размеры помещения, его ориентацию по сторонам света и др. Выбирая тот или иной цвет, нужно помнить и о некоторых его свойствах. Так, например, цвет оказывает влияние на зрительное восприятие размеров помещения. Если комнату окрасить в ярко-желтый или оранжевый цвет, она будет казаться меньше. Это объясняется тем, что так называемые теплые цвета (красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые) обладают свойством как бы зрительно приближать окрашенные поверхности.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы.
Данные, полученные в результате теоретического исследования, позволили сформулировать в заключении следующие выводы:
- выявлен обязательный состав учебно-методического комплекса дисциплины
- выявлены требования к структуре и содержанию рабочей учебной программы. Разработана программа дисциплины «Проектирование интерьера» предназначенная для обучения студентов педвуза;
- установлено, что современный учебник – важнейшее звено учебно-методического комплекса дисциплины. Его необходимо дополнять другими информационными ресурсами: задачники, рабочие тетради, методические пособия, хрестоматии, справочники и т.д.;
- выявлено, что одним из современных элементов УМК считается электронное учебное пособие (электронные учебники, компьютерные задачники, учебные пособия, гипертекстовые информационно-справочные системы - архивы, каталоги, справочники, энциклопедии, тестирующие и моделирующие программы-тренажеры и т.д.).;
- выявлено значение и структура наглядных пособий по дисциплинам декоративно-прикладного направления;
Таким образом, подтверждается предположение о том, что специально разработанный учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектирование интерьера» способствует эффективному обучению.
Предлагаемый комплекс предназначен как для базовой подготовки специалистов в области проектирования интерьера, так и для практического закрепления полученных теоретических знаний в самостоятельном проектировании жилых и общественных помещений
1. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / В. Р. Аронов. – М.: Советский художник, 1987. – 232 с.
2. Большой англо-русский словарь: в 2 т./ Под общ. руковод. д-ра филол. наук , проф. И. Р. Гальперина и д-ра филол. наук, проф. Э. М. Медниковой. – 4-е изд., испр., с доп. – М.: Рус. яз., 1987. – Т. 1. – 1038 с.
3. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. в 2 т. / Н. В. Воронов. – М.: Союз дизайнеров России, 2001. – Т. 1 – 424 с.
4. Глазычев, В. Дизайн как он есть – М.: Европа, 2006.
5. Глазычев, В. Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. – М.: Искусство, 1970. – 192 с.
6. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус; пер. с англ. А. С. Пинскер, В. Р. Аронова, В. Г. Калиша. – М.: Искусство, 1971. – 286 с.
7. Гропиус, В., Добельман, Э.И. Границы дизайна. – Спб.: Творчество, 2001.
8. Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко. – Л.: ЛГУ, 1983. – 185 с.
9. Иконников, А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников и др.; под ред. А. В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.
10. Иконников, А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
11. Коськов, М.А. Общая теория предметосозидания: учеб. пособие. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 2005. – 124 с.
12. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2008. – 303с.: ил.
13. Мааров, М. «Энциклопедия 3D Studio MAX 3», Издательство «Питер», 2000.
14. Медведев, В. Ю. Стиль и мода в дизайне: учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СПГУТД, 2005. − 256 с.
15. Медведев, В. Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 75 с.
16. Медведев, В. Ю. Связи и отношения архитектонических искусств в современном мире предметного творчества / В. Ю. Медведев // Вестник СПГУТД. – 2009. − № 16. – С. 76 – 83.
17. Методика художественного конструирования / 2-е изд., перераб. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166 с.: ил.
18. Мунипов, В.М., Зинченко, В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001 – 356с.: ил.
19. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Мол. Гвардия, 2008.
20. Новикова, Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики) / Л. И. Новикова. – М.: Политиздат, 1976. – 287 с.
21. Основные термины дизайна: краткий справочник - словарь / отв. ред. Л. А. Кузьмичев. – М.: ВНИИТЭ, 1988. – 88 с.
22. Пономарева Е.С. Цвет и интерьер. Минск, 1984
23. Протопопов В.В. Дизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьера. Март, М.,Ростов-на-Дону, 2004.
24. Роджерс, Д. «Алгоритмические основы машинной графики» Москва «Мир» 1989.
25. Рок, И. Введение в зрительное восприятие. – М.: Педагогика, 1980.
26. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники. – М.: Архитектура-С, 2006.
27. Рябушин, А. В., Шукурова, А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
28. Сомов, Ю. С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987 – 288 с.
29. Торопова, Л., Марина, З. «Интерьер и дизайн современной квартиры» М.:Эксмо, 2007.
30. Хан-Магомедов, С. Пионеры советского дизайна. – М.: Галарт, 1995.
31. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство. – М., 2008.
32. Цурко, О. Рой Лихтенштейн // Искусство. – 2004. – № 1. – С.17.
33. Шиффман, Х. Ощущение и восприятие. – СПб: Питер, 2003.
К работе прилагается творческий проект.
К работе прилагается все необходимое для сдачи
К работе прилагается презентация.
Тема: | «Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «проектирование интерьера» | |
Раздел: | Искусство и культура | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 101 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка учебно-методическое пособия по дисциплине «методология и технологии проектирования информационных систем»
Дипломная работа:
Разработка электронного учебно-методического комплекса «компьютерное моделирование»
Дипломная работа:
Проектирование электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «теория вероятностей и математическая статистика
Дипломная работа:
Учебно-методическое пособие по дисциплине «методология и технологии проектирования информационных систем»
Дипломная работа:
Разработка электронного учебно-методического комплекса «введение в специальность»