Контрольная работа
«Психосоциальная диагностика»
- 20 страниц
Введение 3
1.Психосоциальная диагностика: методологические и этические основы получения данных 5
2.Особенности использования данных при оказании помощи 9
3.Критерии эффективности психосоциальной диагностики 16
Заключение 19
Список литературы 21
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. Это объясняет тот факт, что значительная часть терминологии социальной работы как отрасли знания и практической деятельности сходна с медицинской терминологией, так же как терминология, определяющая содержание и организационное оформление некоторых «сквозных» для всех видов социальной работы технологий: социальная диагностика, социальная терапия, профилактика и т.д. Как представляется, это объясняется не только удобством использования хорошо разработанного понятийного аппарата, но и сходством этих двух областей деятельности.
Цель данной работы сводится к изучению основ психосоциальной диагностики в социальной работе.
Задачи:
– рассмотреть методологические и этические основы получения данных;
– рассмотреть особенности использования данных при оказании помощи;
– рассмотреть критерии эффективности психосоциальной диагностики;
Понятие "диагностика" (от греч. diagnostikos – способность распознавать) используется в медицине для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.
Представление о патологиях состояния общества или индивидов и групп в этом обществе как о социальных болезнях утвердилось вместе с зарождением социальной работы. С конца XIX в. эмпирическое исследование положения малообеспеченных слоев населения во многих странах выявило тесную обусловленность ряда заболеваний (туберкулез, рахит, венерические болезни и др.) низким материальным уровнем [4, с.79].
Социально-экономические условия жизни были признаны в той или иной степени ответственными за эти нарушения здоровья. В науке утвердился термин "социальные болезни" для обозначения заболеваний, которые в первую очередь вызваны социально-экономическими условиями жизни человека. Сегодня этот термин применяется в основном не в сфере медицины, а социальных наук; социальными болезнями считают одиночество, бедность, голод и др.
Распознавание патологии, которую желательно изжить, или проблемы, которую необходимо разрешить, вызывает в первую очередь вопрос о том, что понимается под патологией, нормой, проблемой. В самом общем смысле можно сказать, что патология – это объективное отклонение от нормы, а проблема – это осознанная патология, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую деятельность. Однако этот вопрос довольно сложен и по-разному решался на различных этапах истории человеческого общества [2, с.44].
Понятие нормы внутренне противоречиво. Его принято рассматривать на двух уровнях: с одной стороны, это то, что характеризует взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования. Вероятно, в идеале второй вариант объяснения этого понятия должен быть обусловлен первым: образцом признается то, что присуще большинству. Но действительность превосходит любые идеальные представления о ней, поэтому понятия о норме и патологии могут подчиняться иным, гораздо более парадоксальным закономерностям.
В качестве весьма показательного примера рассмотрим вопрос об отношении к алкоголю: все знают, что алкоголь оказывает разрушающее влияние на организм, поэтому теоретически нормой должно быть избегание его употребления, а патологией – прием спиртных напитков. В то же время, по оценкам исследователей, более 90 % взрослого населения в той или иной мере употребляют алкогольные напитки, так что с количественной точки зрения именно это является нормой, а отклонением – отказ от алкоголя. Вместе с тем большинство людей осознают, что пьянство никак не может считаться благим делом, и потому придумывают множество иллюзорных способов оправдать его.
Вероятно, чем более развито и структурно многообразно общество, тем больше типов нормы может существовать в нем одновременно и равноправно. Если в традиционных или тоталитарных социумах нормальным, т. е. допустимым, санкционированным властью, признавался один вариант, а все остальные, как и их носители, преследовались, а иногда и уничтожались, то в модернизированном демократическом обществе допускаются разнообразные нормы – при условии, что они не противоречат закону или не мешают существованию других людей, придерживающихся иных норм [6, с.58].
Психосоциальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Психосооциальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Психосоциальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение.
Результат психосоциальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений.
Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жизнедеятельности коллектива.
В заключение следует отметить, что психосоциальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.
1. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999.
2. Кузнецова Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. – Владивосток: Восход, 2002
3. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. — М.: Просвещение, 1994.
4. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004.
5. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М.: Наука, 1993
6. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Тема: | «Психосоциальная диагностика» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Диагностика освоения правового содержания курса «обществознание» в формате фгос второго поколения (на примере основного общего образования)
Дипломная работа:
Разработка программного комплекса для диагностики профессиональных склонностей и способностей
Дипломная работа:
Современные подходы к диагностике гражданской грамотности в системе общего образования
Дипломная работа:
Разработка системы диагностики и совершенствования лидерских качеств у руководителей
Курсовая работа:
Реализации технологии диагностики цифровой системы коммутации EWSD