Курсовая работа
«Диалогизация начального литературного образования»
- 34 страниц
Введение 3
Гл.1. Теоретические основы диалогизации начального образования 4
1.1.Понятие диалогизации в отечественной педагогической литературе 4
1.2. Проблема диалогизации в начальной школе 8
Гл.2. Анализ использования диалогизации в начальном литературном образовании 13
2.1. Анализ стандарта литературного образования (ФГОС) и УМК «Гармония» 13
2.2. Разработка уроков-диалогов в литературном чтении для 1 класса 18
2.2.1. Конспект урока по учебнику О.В. Кубасовой Л.Толстой – детям 18
2.2.2.Конспект урока по литературному чтению на тему Б. В. Заходер. «Песенки Винни-Пуха» 25
Заключение 33
Список литературы 34
Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.
Для выпускника школ необходимо быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.
Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.
Для того чтобы современный выпускник и обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев и гимназий.
Целью данного исследования является диалог и его функции в обучении, участие в диалоге учащихся и дидактическая функция диалога.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
2. изучить статьи в периодических изданиях, посвященные данной проблеме;
3. раскрыть сущность диалога и показать его применение на уроках литературы.
Диалог (от греч. Dialogos - разговор, беседа) - форма речи, которая характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Именно диалог является той формой речи, которая наиболее явно и непосредственно актуализирует социальную сущность языка, его коммуникативную функцию". [14, с.56]
Заложивший основы теории диалога в отечественном языкознании, Л.В.Щерба, называл диалог основной речевой формой языка, утверждая что "подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге". Точку зрения на первичность функции языка в диалоге разделяли Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин и др. известные лингвисты, говорившие о естественности диалога и искусственности, вторичности монолога. В.В. Виноградов называл диалог наиболее употребительной формой социально-речевого общения, отмечая при этом, что монолог - "не данность языка как общей коллективу системы выражений, а продукт индивидуального построения".
Разграничивается широкое и узкое понимание диалога. Любой текст (в т.ч. "внешне" монологический) в той или иной мере диалогизирован, поскольку продуцируется с установкой на активное восприятие его адресатом. В этом смысле явление диалога глобально. Узкое же понимание диалога связано с противопоставлением последнего как формы речи, заключающейся в обмене взаимообусловленными репликами, монологу как высказыванию одного лица. Основным признаком различения диалогической реплики и монолога можно считать степень самостоятельности высказывания.
Реплики участников диалога, как правило, лаконичны. Обычно в каждой из последующих реплик сокращается все, что прозвучало в предыдущей или известной ситуации. Поэтому смысл реплики становится полностью понятным только в связи с контекстом и ситуацией.
Основная сфера использования диалога - повседневное общение, устно-разговорная речь. Кроме того, диалогическая форма речи характерна для художественной литературы (диалоги персонажей), публицистики (интервью, дискуссия), некоторых других сфер общения.
Диалогические отношения высказываний представляют собой смену "смысловых позиций". Смысловая позиция - это выражение жизненной позиции, точки зрения, определенного понимания факта, явления [8, с.43].
В диалоге сходятся две позиции, между которыми и возникают диалогические отношения. "Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда разыгрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов".
М.М. Бахтину удалось проникнуть во внутренний диалог, в котором также взаимодействуют различные смысловые позиции, но уже не разных субъектов (как в двусторонней речи), а одного и того же субъекта (с учетом второго Я).
Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.
В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.
Обучение диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2. УМК «Гармония» - 1 класс. Кубасова О.В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
3. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. Учеб. пособие/ А.С. Агафонова.- СПб.: Питер 2003.- 416 с.
4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986.
6. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст - 74. - М.: Наука, 1975. - C.203-2I2.
7. Вергелес Г.И. Дидактика: учебное пособие для студентов фак. нач. образования: для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) - "Педагогика"/ Г. И. Вергелес, В. С. Конева.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2006.- 271 с.: ил., табл.
8. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс/ Н.К. Винокурова.- М.: Росмэн-Пресс, 2002.- 79 с.
9. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 3 класс/ Н.К. Винокурова.- М.: Росмэн-Пресс, 2004.- 78 с.: ил.
10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001.- 127 с. ил.
11. Дьяченко В.К. Новая дидактика/В.К. Дьяченко - М.: Народное образование, 2001.- 493 с.
12. Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире/ В. К. Дьяченко.-- М.: Школьные технологии, 2005.- 512 с.
13. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах/ В.К. Дьяченко.- М.: Народное образование, 2004.- 349 с. ил.
14. Загвязинский В.И. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 "Педагогика"/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.- М.: Высшая школа, 2008.-- 390 с.
15. Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Совместной деятельности .[Текст] / Е.Н.Ковалевская.- Томск, 1997.-с.7-27.
16. Ковалевская Е.Н. развитие диалога в педагогической практике Школы Совместной деятельности.[Текст] / Е.Н.Ковалевская.- Томск, 1997.-с.52-55.
Тема: | «Диалогизация начального литературного образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальном общем образовании
Курсовая работа:
Литературное образование младших школьников
Дипломная работа:
Организация оптимальных условий для литературного образования младших школьников
Дипломная работа:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе