Курсовая работа
«Взаимосвязь стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников»
- 78 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛ.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 5
1.2. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ТИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 12
1.3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
1.3.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 17
1.3.2. Мотивация учебной деятельности 20
Причина спада школьной мотивации: 22
1.4.ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРА МОТИВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
1.4.1. Мотивационная сфера младшего школьного возраста 24
1.4.2. Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 27
2.1. ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Как учитель может повлиять на мотивацию ученика?
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Изучением этих проблем занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет - Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др. [1, 217 c.]
Тема данной работы – взаимосвязь стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников.
Актуальность исследования. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.
Цель исследования - выявить влияние стиля семейного воспитания на учебную мотивацию младшего школьника.
Объект исследования – учебная мотивация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – зависимость учебной мотивации младших школьников от стиля семейного воспитания.
Гипотеза исследования: Стиль семейного воспитания оказывает влияние на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить стили семейного воспитания родителей младших школьников.
3. Выявить мотивы учения младших школьников.
4. Выявить влияние стиля семейного воспитания на мотивы учения младшего школьника.
Методологическую основу исследования составили научные положения о индивидуальном стиле деятельности (Е. А.Климов, З. Н. Вяткина и др.) и структуре учебных мотивов (М. В. Матюхиной). [12]
Методы исследования.
Основные методы: анкетирование и тестирование. Использовались также математические методы обработки, обеспечивающие достоверность исследования.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в семьях, где мнение родителей – не просто решающее, но единственное, авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. А родители, в свою очередь, могут либо развить мотивацию учения школьника, либо “убить” у него последнее желание узнавать, получать знания. Поэтому воспитывая детей, особенно младшего школьного возраста, родители должны большое внимание уделять проблеме мотивации, стараться выработать ее у своих детей. Не последнюю роль в этом сыграет стиль семейного воспитания.
В данной работе мы не могли исследовать все мотивы учения младшего школьника и стили семейного воспитания. Мы попытались в общем виде проследить связь между стилем семейного воспитания и мотивацией учения младшего школьника.
Для более полного изучения данной проблемы стоит провести исследование детей разного возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов по специализированным предметам, изучить стили семейного воспитания, у учащихся старших классов. В заключение, хочется отметить, искусство воспитания сложный и многоаспектный процесс, требующий много сил и времени как ребенка, так и родителей.
1. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
2. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
3. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000. – 267 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
8. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: изд – во “Феникс”, 2003. – 224 с.
9. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. – 384 с.
11. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев: Вища школа, 1998. – 292 с.
12. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
14. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979. Научный журнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.
15. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.
16. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
17. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000. – 245 с.
18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999. – 324 с.
19. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.
Тема: | «Взаимосвязь стилей семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь детско-родительских отношений и эффективности учебной деятельности младшего школьника
Дипломная работа:
Особенности мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка
Дипломная работа:
Развитие мотивации младших школьников к изучению иностранного языка
Дипломная работа:
Проблемы развития учебной мотивации младших школьников из неблагополучных семей