Контрольная работа
«ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики»
- 16 страниц
Введение 3
1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. 5
2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева). 9
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики: 14
Заключение 15
Список литературы 16
В представленной работе будут даны ответы на следующие вопросы:
1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева).
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики:
Отвечая на первый вопрос, важно отметить, что основателем психологии как науки является И.М.Сеченов, именно он первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П.Павлова, В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
Во втором вопросе будет охарактеризована культурно-историческая концепция психического развития человека Л.С.Выгодского. Кроме того, будут рассмотрены основные положения концепции А.Н.Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Будут названы основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л.Рубинштейна.
В ответе на третий вопрос будут сопоставлен и охарактеризованы специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии.
Цель данной работы заключается в изучении становления отечественной психологии и вклада отечественных психологов в науку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые соответствуют поставленным вопросам.
Психологию как науку о психически регулируемом поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. У них были свои школы, свои ученики; их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.
С возникновением науки о поведении диада «душа - тело», заключающая в себе тайну человеческой натуры, сменилась триадой «организм - поведение - сознание (психика)».
Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школ базировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса.
Так, общий замысел «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтобы разрушить систему представлений о душе и таким образом полностью освободить человека от ответственности за свои поступки. Наоборот, И.М. Сеченов видел цель объективной науки в том, чтобы научиться формировать таких людей, которые «в своих действиях руководствуются только высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественных инстинктов» [1, с. 132]. Для И.М. Сеченова научное исследование и наука были отнюдь не самоцелью, а только средствами решения проблем отдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении на действия человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих - всепрощающая любовь, т.е. полное снисхождение к своему ближнему» (там же).
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических процессов. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности - предел, в сфере которого мысли соответствует еще реальная сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в этой общей форме она все-таки представляет удобный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что этой мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях. [Эта мысль]. должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" [3, с. 156].
Исследования И.М.Сеченова оказали огромное влияние на развитие науки о поведении в целом, а также на физиологию, психологию, медицину, педагогику и другие науки. Наиболее известным последователем И.М.Сеченова стал Иван Петрович Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности (поведении).
В рамках представленной работы были рассмотрены два этапа развития отечественной психологии.
Первым из изученных этапов является формирование психологии поведения, в рамках которого нами было рассмотрено становление психологии как науки о психически регулируемом поведении в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева.
Вторым этапом является формирование деятельностного подохода в психологии. В рамках данного этапа нами был рассмотрен вклад в психологию, который был сделан такими великими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейнт, А.Н. Леонтьев.
По итогам проведенной работы можно сказать, что цель и задачи, поставленные перед работой, реализованы в полном объеме.
1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
6. Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
7. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
Тема: | «ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие и модели архитектуры «клиент–сервер
Шпаргалка:
Ответы на госы специальности АФК и реабилитация инвалидов
Магистерская работа:
ПРОИЗВЕДЕНИЯ УФИМСКОГО ПИСАТЕЛЯ - ЛИТЕРАТУРОВЕДА Р.Г. НАЗИРОВА О РУССКИХ ПИСАТЕЛЯХ- КЛАССИКАХ XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Реферат:
Особенности памяти у школьников с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса
Дипломная работа:
Бухгалтерский учет доходов и расходов организации.