Контрольная работа

«ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики»

  • 16 страниц
Содержание

Введение 3

1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. 5

2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева). 9

3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики: 14

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В представленной работе будут даны ответы на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.

2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева).

3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики:

Отвечая на первый вопрос, важно отметить, что основателем психологии как науки является И.М.Сеченов, именно он первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Важно отметить, что именно трудами И.П.Павлова, В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.

Во втором вопросе будет охарактеризована культурно-историческая концепция психического развития человека Л.С.Выгодского. Кроме того, будут рассмотрены основные положения концепции А.Н.Леонтьева, раскрывающей механизм формирования высших психических функций, как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Будут названы основные положения деятельностного подхода в психологии С.Л.Рубинштейна.

В ответе на третий вопрос будут сопоставлен и охарактеризованы специфические особенности каждого из названных направлений отечественной психологии.

Цель данной работы заключается в изучении становления отечественной психологии и вклада отечественных психологов в науку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые соответствуют поставленным вопросам.

Фрагмент работы

Психологию как науку о психически регулируемом поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. У них были свои школы, свои ученики; их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

С возникновением науки о поведении диада «душа - тело», заключающая в себе тайну человеческой натуры, сменилась триадой «организм - поведение - сознание (психика)».

Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школ базировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса.

Так, общий замысел «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтобы разрушить систему представлений о душе и таким образом полностью освободить человека от ответственности за свои поступки. Наоборот, И.М. Сеченов видел цель объективной науки в том, чтобы научиться формировать таких людей, которые «в своих действиях руководствуются только высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественных инстинктов» [1, с. 132]. Для И.М. Сеченова научное исследование и наука были отнюдь не самоцелью, а только средствами решения проблем отдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении на действия человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих - всепрощающая любовь, т.е. полное снисхождение к своему ближнему» (там же).

Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических процессов. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности - предел, в сфере которого мысли соответствует еще реальная сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в этой общей форме она все-таки представляет удобный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что этой мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях. [Эта мысль]. должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" [3, с. 156].

Исследования И.М.Сеченова оказали огромное влияние на развитие науки о поведении в целом, а также на физиологию, психологию, медицину, педагогику и другие науки. Наиболее известным последователем И.М.Сеченова стал Иван Петрович Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности (поведении).

Заключение

В рамках представленной работы были рассмотрены два этапа развития отечественной психологии.

Первым из изученных этапов является формирование психологии поведения, в рамках которого нами было рассмотрено становление психологии как науки о психически регулируемом поведении в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева.

Вторым этапом является формирование деятельностного подохода в психологии. В рамках данного этапа нами был рассмотрен вклад в психологию, который был сделан такими великими отечественными психологами, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейнт, А.Н. Леонтьев.

По итогам проведенной работы можно сказать, что цель и задачи, поставленные перед работой, реализованы в полном объеме.

Список литературы

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

6. Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.

7. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «ВЭФИ. основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики»
Раздел: Психология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 16
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика