Реферат

«Запад-Восток два типа рациональности»

  • 22 страниц(ы)
  • 3093 просмотров
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1 Философия Запада и Востока 4

2 Рациональность в мире культуры Запад-Восток 12

Заключение 20

Библиографический список 22

Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень различны. Региональные культуры меньшего масштаба могут входить в региональные культуры большего масштаба (например, культура Индокитая есть одна из составляющих культуры Южной Азии, а та, в свою очередь, - культуры Востока). В некоторых случаях можно говорить о региональных культурах, охватывающих один народ, т, е. совпадающих с его национальной культурой (например, культура Кореи). Однако, как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими регион. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами этих народов, обитающих рядом друг с другом. В ходе истории состав народов, населяющих регион, может меняться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же географические, климатические и др. особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринимают формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры.

Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она либо претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней, либо вытесняет оттуда местную культуру. Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются «Запад» и «Восток».

1 Философия Запада и Востока

Несмотря на двадцатипятивековую историю, философия до сих пор обсуждает тайну своего рождения. Нет общепризнанных знаний и результатов, а многоликость ее рассуждений связана с той или иной национальной традицией и культурой, развитием литературы и искусства, религиозной и политической мысли, образования и науки. На стадии формирования предфилософии в Индии и Китае не просматриваются сколько-нибудь существенные экономические и духовные культурные связи между Востоком и Западом. Если такие связи и появляются, то примерно на рубеже нашей эры, когда из Индии в Китай проникает и распространяется там буддизм, а Восток через Индию устанавливает относительно устойчивые отношения с Западом.

К этому времени философия как на Западе, так и на Востоке уже вполне сформировалась. Автохтонное (возникшее на месте своего местонахождения) распространение китайской и индийской философии не означает, что их генезис может быть эталоном рассмотрения становления философии. Главное - не в поиске эталона, а возможности выявления на единой методологической основе общих закономерностей в развитии философии Греции, Индии и Китая и их различий, связанных со спецификой восточной и западной цивилизаций.

Только в трех древних цивилизациях: в Греции, Индии и Китае - почти одновременно возникли самостоятельные философские школы, хотя их формирование шло с разной скоростью. По всей видимости, саморазвитие философии после формирования ее понятийного аппарата определялось уровнем знания в целом, моралью, религией, мифопоэтическими представлениями, началами научного знания и, наконец, нормами представления человека о его месте в мире и в истории. Как совокупность системных концепций рассмотрения и разрешения «вечных» (важных, глубоких и неоднозначных) проблем человечества, история философии обеспечивает преемственность эпох и поколений и отражает процесс развития мировой философии во всех ее многозначных формах и разветвлениях, в локально-национальных и региональных особенностях и в тесной связи с историческим процессом человеческой жизни в целом. В философии нет строгих границ, и философские дисциплины переплетаются, в них формируется собственный круг вопросов, понятийный аппарат, идейные авторитеты прошлого и настоящего. Вот почему она не терпит иерархии и закрепленной шкалы ценностей. Мировая философия развивается повсюду и в силу всеобщности условий человеческого бытия вырабатывает универсальные духовные структуры, которые и объединяют неоднозначные исторические и иные типы философии в единый мировой процесс развития философии.

Возникновение философии датируется VII - VI вв. до н.э. Ее становление почти одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции определялось сходными духовными процессами. Первоначальным мировоззренческим стержнем философии был вопрос об отношении природы и человека. «Космос» выступает и основным предметом содержания кoнцeптyaльнo-cиcтeмнoгo формирования мысли. В древнегреческой философии «Космос» означает мировой порядок, мировое целое, которое прекрасно в силу царящей в нем гармонии. Именно на его основе в культурах Древнего Китая, Индии и Греции выстраиваются исходные культурологические принципы (архетипы), превращающие «Космос» в «образ», порождающий мировоззрение. Этот «образ» пронизывает все первичные теоретические построения древних китайцев, индийцев и греков, выступает общим исходным и объединяющим началом философско-мировоззренческой сферы духовности евразийского этнокультурного пространства.

В китайской мировоззренческой традиции все ее проявления замыкаются на культуру Дао, в индийской - на культуру Ом, в древнегреческой - на культуру Логоса. В основе их находятся всеобъемлющие мировоззренческие понятия (Дао, Ом, Логос), выражающие и первоначало, и первооснову, и всеобъемлющий закон, и гармонию мироустроения. Культуры Дао, Ом, Логоса возникают в родовую эпоху, в обстоятельствах биосоциальной нерасчлененности (или предельно слабой расчлененности) человека и природы. Последнее зафиксировано в виде «предфилософских» форм, но особенно в мифологии и шире - в мифологическом эпосе.

Полагают, что философии, как одной из форм ментально-психологической активности человека, предшествует миф и ритуал. Опыт единения с бытием через миф есть опыт не повседневный, а магико-религиозный, священный. Только проигрывание ритуала позволяет восстановить во всей целостности забытое время и сделать человека причастным к бытию не только в качестве следствия, но и необходимого творческого звена, без которого мир не был бы совершенным. Это последнее есть такое же необходимое условие существования и совершенства мира, как сверхъестественные существа, их творческая энергия, космология. Но иудею и мусульманину вера важнее размышления, а техника совершенствования тела для индуса и даоса важнее веры. И религия, и техника совершенствования тела могут воспользоваться философией как методом объяснения своих постулатов и догм, но не признают «бездеятельное умствование» выше себя. Учения Конфуция или Лао-цзы ценны тем, что помогают преодолевать проблемы жизни с помощью практически полезных мудрых советов. Но в чем причины смены форм умствования и его смыслов?

2 Рациональность в мире культуры Запад-Восток

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако дело тут не в географии. Различие между Востоком и Западом интересует культурологию как различие между двумя типами культур. В том, что культура Востока и культура Запада имеют специфические особенности, сомневаться не приходится. Многим людям на Западе восточная культура кажется непонятной и экзотичной, а представители восточной культуры нередко смотрят на западную с недоумением и неодобрением. Однако различия между этими культурами скорее интуитивно улавливаются, чем логически строго формулируются и обосновываются. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому, что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, тогда как культура

Запада объединяется одной религией - христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных вероисповеданий), и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Поэтому акад. В. М. Алексеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада - «вертикальной».

В течение долгого времени проблема «Восток - Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Развитие человеческой культуры представлялось в виде восхождения по единой для всего человечества лестнице, и утверждалось, что Запад поднялся по ней на гораздо более высокую ступеньку, чем Восток. Таким образом, различие между восточной и западной культурой усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время этот взгляд уже не кажется столь очевидным, как прежде. Стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения, Восток и Запад - это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.

В необьятной литературе, посвященной специфике национальных и региональных культур, высказываются разные, нередко даже несовместимые и противоречащие друг другу суждения о чертах и особенностях западной и восточной культуры.

Многие исследователи отмечают, что на Востоке и Западе преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы, выступающей как божество, для Запада - самодеятельность человека. Восточная культура «утверждает только бесчеловечного Бога», а западная «стремится прежде всего к исключительному утверждению безбожного человека».

В западной философии на первом плане - идея бытия, в восточной - идея небытия. Истинное знание в восточной философии мыслится невыразимым в словах, тогда как западная

философия в ее классических формах проникнута стремлением мыслителей постичь и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубокомысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (медитация). Восточные мудрецы завоевывают признание не столько блестящими проповедями или учеными трактатами, сколько примером личной жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для восточного человека даже просто чрезмерно болтлива. В ней от мыслителя, мудреца, учителя требуется, прежде всего, владение даром слова, ораторское мастерство, остроумие, умение убеждать.

Восточная логика, в отличие от западной, не требует соблюдения закона исключенного третьего (поэтому, между прочим, Восток не был особенно озабочен выбором между политеизмом и монотеизмом). Восточный склад ума резко отличается от западного. Последний требует логического развития мысли, при котором отдельные положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Восточный ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов. Избрав этот путь, ум не нуждается в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли, как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к новому яркому представлению, до которого он никогда не мог бы дойти путем холодного логического рассуждения.

Наука на Востоке вплоть до последнего времени далеко отставала от западной и только в XX столетии стала преодолевать это отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное место занимали, главным образом, практические отрасли, в особенности медицина.

Восточное искусство по сравнению с западным более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше символизма, недосказанности, таинственности. Возникающие с XIX в. в европейском искусстве модернистские веяния в определенной мере обязаны своим происхождением влиянию Востока.

Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.

Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т. д.

Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, в сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики. Чаадаев, а вслед за ним многие другие русские мыслители указывали в этой связи на особую, специфическую историческую миссию России, которая уже в силу своего географического места на земном шаре призвана соединить Восток и Запад.

1. Бучило Н. Ф. Философия [Текст]: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 428 с.

2. Вальяно М. В. Философия [Текст]: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 608 с.

3. Золнин А. Л. Культурология. Учебное пособие для вузов / Под ред. Профессора Н. В. Михайловой - М.: Юнити - Дана, 2001. – 335 с

4. Зотов А. Ф. Философия [Текст]: Учебник. / Под ред. А. Ф Зотова. – М.: Академический проект, 2003. – 656 с.

5. Лавриненко В. П. Философия: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити - Дана, 2002. –584 с.

6. Рогожин В. А. Сборник рефератов и курсовых работ по философии [Текст]: Составитель В. А. Рогожин. – М.: Велби, 2006. – 480 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Запад-Восток два типа рациональности»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 22
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика