Курсовая работа
«Портрет в русской лирике»
- 34 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты создания портретов в литературе 5
1.1. Историко-социальные предпосылки возникновения новых методов изображения внешности героя литературного произведения 5
1.2.Становление понятия портрет в литературе 6
Глава 2. Особенности портретов в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 17
2.1.Особенности портретной характеристики в лирике Пушкина 17
2.2. Особенности создания портретов в лирике М.Ю. Лермонтова 24
Заключение 32
Список литературы 34
Для любого современного человека важно правильно, адекватно воспринимать окружающий мир, общаться с людьми, получать новую информацию, ощущать свое продвижение вперед, прогресс. Новое – это не всегда совершенно исключительное, иногда мы по-новому воспринимаем как будто бы знакомые предметы, информацию, произведения живописи, музыки, литературы. Этот новый взгляд помогает оценить положительное, что не было учтено нами ранее. Казалось бы, нет среди нас человека, который не считал бы себя знакомым с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Однако не все задумываются над тем, что знакомое – это не всегда означает изученное основательно. Можно и нужно обращаться нам к пушкинским произведениям, неиссякаемому источнику чувств, эмоций, знаний, находок.
Вот и мы попробуем изучить произведения А.С.Пушкина с точки зрения взаимодействия искусств. Основой синтеза искусств является эстетическое отражение мира человеком. Только каждое искусство использует свои средства: музыка – звук, живопись – цвет, литература – слово, танец – движение. Бесспорно, у истоков человечества эти средства использовались в совокупности, мало того, они были тесно связаны с практическими нуждами первобытного человека. Примером могут служить наскальные рисунки, ритуальные танцы, позднее – произведения устного народного творчества, театральное искусство, кинематограф. С развитием человечества возникают новые виды искусств. Появляется возможность для писателя, поэта, художника, музыканта, артиста балета, режиссера театра и кино, других людей сферы искусства использовать многообразие средств, которые дают разные виды искусств, а также науки, современные технологии. Ведь в результате более полно находит отражение идейный замысел. Не вызывает сомнений, что тенденция к синтезу разных видов искусств, а также достижений науки, техники содействуют слиянию разнообразных возможностей в единое творческое целое, способное оказать сильное воздействие на человека (вспомним знаменитый «малиновый звон» в Казанском Кремле, «музыкальные» картины Чюрлениса).
Разные виды искусств существуют как отдельные эстетические системы, но они могут дополнять друг друга и в пределах одной художественной системы. В русской культуре разносторонне одаренными личностями были М.В.Ломоносов – поэт, лингвист, ученый, мастер мозаичного искусства; А.С.Грибоедов – писатель, музыкант, дипломат; А.С.Пушкин - писатель, поэт, драматург, художник-график; М.Ю.Лермонтов – писатель, поэт, драматург, живописец, график; В.В.Маяковский - поэт, драматург, художник, артист, режиссер; В.С.Высоцкий – поэт, композитор, исполнитель, артист театра и кино; Б.Ш.Окуджава – поэт, композитор, исполнитель, писатель, сценарист. Список таких талантливых людей можно продолжать и продолжать.
К таким личностям, творчество которых обогащалось многообразием видов деятельности, относятся А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов. В данной работе предпринята попытка изучения темы в связи с проблемой синтеза искусств, которая остается актуальной для современного литературоведения как в теоретическом и историко-литературном, так и в практическом плане.
Цель: выявить принципы создания и функции портрета в художественном творчестве А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты портретной характеристики в русской лирике
2.Проанализировать на основе теоретических данных и сформулировать особенности создания портрета в произведениях А.С.Пушкина,
3. Изучить особенности создания портрета в произведениях М.Ю. Лермонтова.
Предметом исследования являются произведения А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Гипотеза исследования: предполагается, что на протяжении всего творчества А.С.Пушкина и М.Ю. Лермотова происходила эволюция самого портрета и его функции на протяжении почти всего творчества.
Методы исследования:
- анализ теоретической литературы;
- литературоведческий анализ (на основе целостного анализа принципов создания и художественной функции литературного портрета, который рассматривается в связи с творчеством писателя и особенностями его творческой индивидуальности и мировоззрения, в контексте эпохи, искусства, литературы).
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы будут способствовать приобщению школьников к традициям русской классической литературы, привитию любви к национальной русской культуре.
Начать разговор о возникновении и развитии психологического портрета в русской литературе XIX века мне хотелось бы с определения историко-социального фона, на котором и произошли открытия принципиально новых способов изображения человека в литературе. Это необходимо для того, чтобы понять, как исторические условия могут влиять на развитии литературы. Ведь искусство всегда так или иначе отражает реалии жизни.
30-90-е годы XIX века – это период становления капиталистического общества, связанный с совершенствованием орудий труда и техники. Как следствие, формируются иные социальные отношения, повлекшие появление новых слоев общества. Все это, безусловно, находит отражение в произведениях передовой художественной литературы, а так называемые образы-типы, «взятые» из реального мира, становятся главными героями новых произведений.
Первая треть XIX века – период обостренного внимания передовой части русского общества к естественнонаучным знаниям. Это было характерным признаком времени. В различных сферах естественной науки делались всё новые и новые открытия, возникали целые учения и школы, и всё это находило большой отклик не только у ученых и студентов, но и в среде людей, далеких от науки, в том числе среди писателей и поэтов. Многие из них базировались на материалистическом учении, поэтому коренным образом меняется взгляд на человека с точки зрения науки и, как следствие, искусства [11, с.36].
В конце XVIII – начале XIX веков особой популярностью пользуются теории связи внешних данных человека с его внутренним миром. Основателями таких учений стали И.К.Лафатер (физиогномика) и Ф.Й.Галль (френология).
Иоганн Каспар Лафатер – известный швейцарский писатель, поэт, моралист, проповедник, ученый, один из представителей младшего поколения просветителей, прославившийся созданием учения, названного физиогномикой. Смолоду Лафатер пристально вглядывался в человеческие лица, которые и сопоставлял с характерами и поступками их обладателей. Результатом нескольких лет наблюдений и исследований стала работа «Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви». (1775-1778гг.) Это исследование стало новой вехой в подходе к личности, к внешним проявлениям её внутренней жизни, нюансы которой остро ощущались Лафатером. Сам исследователь о своем учении писал: «Я называю физиогномикой способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».
Чтобы понять масштабы влияния учения Лафатера на прогрессивную часть общества, перечислим некоторые исторически подтвержденные факты. Советчиком и редактором в составлении «Физиогномических фрагментов…» был сам Гёте. В России много помог распространению сведений о Лафатере Н.М.Карамзин, а их переписка стала ярким эпизодом в истории духовного обмена между Россией и Швейцарией. Над гипотезами ученого размышлял и А.Н.Радищев. Читая «Путешествие из Петербурга в Москву», мы находим в главе «Новгород» прямое упоминание о Лафатере: «Прервем речь, читатель… Я тебе во удовольствие нарисую всю честную компанию… Если точных не спишу портретов, то доволен буду их силуетами. Лаватер и по них учит узнавать, кто умен, а кто глуп».
На основе результатов проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- портрет в творчестве А.С.Пушкина представляет собой внутреннюю систему, состоящую из трех уровней. На философском уровне портрет выражает концепцию личности писателя (романтическую – в начале творчества, в «южных» поэмах, и реалистическую – в художественной прозе 30-х годов). В эстетическом плане портрет – выражение художественных принципов творчества. Отсюда обращение Пушкина-романтика к внутреннему миру и характеру исключительной личности, и Пушкина-реалиста к человеку и характеру, обусловленному действительностью. На художественно-изобразительном уровне портрет в романтических произведениях – одно из средств создания характера, а в реалистических – один из способов создания типического образа;
- все три уровня тесно связаны между собой, кроме того, они обусловлены внешними факторами: историко-литературным процессом 20-х – 30-х годов 19 века, эстетикой романтизма и реализма, традициями искусства живописи, современной Пушкину, мировоззрением и особенностями его творческой индивидуальности, одаренного литературным и художественным талантом;
- на основе рассмотренных пушкинских образов в романтических и реалистических произведениях мы выяснили, что особенностью пушкинской манеры создания портрета литературного героя является лаконизм и выделение крупным планом только некоторых деталей внешности: глаза, волосы. Но эти детали в контексте произведения выполняют различную функцию:
в романтических произведениях это функция одного из средств создания обобщенного образа;
в начале реалистического творчества тоже используется романтический принцип портретной характеристики, но теперь уже для того, чтобы подчеркнуть несоответствие между «внутренним» и «внешним» в литературном герое; использование детали, а не развернутого портрета объясняется новой задачей создания типического образа;
Художественный образ в лермонтовской лирике, как показывает его дифференцированное рассмотрение, обнаруживает четыре разновидности, которые мы обозначили следующими понятиями: 1) образ экспрессивный, или образ переживания; 2) образ субъективный — образ автора и лирического героя; 3) образ объективный, или предметный; 4) образ предметно-экспрессивный — от сравнения до символа.
На всем протяжении творчества Лермонтова в его лирике встречаются образы всех четырех категорий, между которыми нередко наблюдаются переходные случаи.
Однако каждая из этих образных категорий в процессе развития лирики Лермонтова переживает известную эволюцию. Эта эволюция своеобразно протекает в каждой отдельной разновидности лирического образа. Но здесь можно подметить и общую закономерность, которая состоит в том, что заметно увеличивается во всех случаях объективное начало и относительно уменьшается роль начала субъективного.
Та же закономерность проявляется и в эволюции соотношения между отдельными образными категориями от первого периода ко второму. В целях уменьшения условности, неизбежной при подсчетах и количественных сопоставлениях таких сложных, с трудом поддающихся унификации «единиц», как художественный образ в лирике, мы не будем дробить наши выводы применительно к каждой из четырех категорий образов. Нам важно определить общее направление в развитии образной структуры лермонтовской лирики. Для этого мы объединим лирические стихотворения Лермонтова в две группы: одна — с преобладанием субъективного начала в образах, другая — с преобладанием в них объективного начала. Сопоставление таких «единиц» по периодам приводит к следующим выводам.
В первый период (1828—1832) стихотворений с преобладанием субъективного начала у Лермонтова примерно вдвое больше, чем стихотворений, имеющих объективную направленность.
Во второй период (1836—1841) соотношение меняется: теперь уже стихотворения с преобладанием объективного начала по количеству несколько превышают стихотворения, в которых на первом месте стоят субъективно-экспрессивные образы.
Эта закономерность эволюции лирики Лермонтова от субъективного к объективному в свою очередь связана с общим процессом развития лермонтовского творчества, с эволюцией его художественного метода, жанров, стиля, отразившей идейные искания и достижения крупнейшего поэта последекабрьской эпохи.
Материалы данного исследования можно рекомендовать для практического применения на уроках русского языка и литературы, а также при подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников школ в форме Единого Государственного Экзамена по литературе, с целью обеспечить базисную и профильную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения выпускникам школ.
1. Асмус В. Круг идей Лермонтова//Лит. наследство. Т.43-44. – М., 1941. – 248 с.
2. Бахтин М.М. Слово в романе// Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. - С. 68-79.
3. Белецкий А.И. Очередные вопросы изучения русского романтизма//Русский романтизм/ Сб. статей под ред. А.И.Белецкого. – Л.: Academia, 1927. – С. 39-62
4. Ванслов В. Эстетика романтизма. – М.: Искусство, 1966.
5. Взаимодействие и синтез искусств. – Л.: Наука, 1982.
6. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины 19 века. – М.: Наука. 1982.
7. Габель М.О. Изображение внешности лиц//Избранные труды по теории литературы. – М.: Просвещение, 1964. – 264 с.
8. Галанов Б. И. Искусство портрета. – М.: Сов. писатель, 1967.
9. Голсуорси Д. Создание характера в литературе//Собр.соч.: В 8-ми т. – М.: Худож. лит., 1987. – С. 365.
10. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Худож. лит., 1957.
11. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-ёх т.- Л.: Наука, 1979-1981.
12. Литература и живопись. – Л.: Наука, 1982.
13. Новиков И. А. Пушкин в Михайловском. – М.: Худож. лит., 1982.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
15. Пушкин А.С. ПСС в 6 тт. М.: Гос. изд. худож. лит., 1949-1950, тт.2,3,4.
16. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
17. Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». – М.: Просвещение, 1989. – 361 с.
18. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М.: Худож. лит., 1977
19. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Сов. писатель, 1978.
20. Цейлин А. А. Мастерство Пушкина – М.: Сов. писатель, 1938.
Тема: | «Портрет в русской лирике» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народный эпос в русской литературе
Дипломная работа:
Колоративная лексика в русском сказочном фольклоре
Дипломная работа:
Семантическое развитие корневой вершины du (duhъ) в русском и других славянских языках
Курсовая работа:
Англоязычная экспансия в русском языке
Реферат:
История знаков препинания в русском языке