Реферат
«Эпоха просвещения, идеи и люди.»
- 26 страниц
ВВЕДЕНИЕ 2
«ГАЛАНТНЫЙ ВЕК» ИЛИ «ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ»? 4
Культура XVIII века 4
Что такое просвещение? 7
Наука и люди 11
Своеобразие культур 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Содержание настоящей работы представляет собой освещение широкой эпохи мировой культуры с точки зрения особенностей исторического становления, формирования и развития отдельной культуры, ее судьбы и архетипа. А также, развития человечества. Существует ли преемственность между различными культурами и в какой форме, какие тенденции наблюдаются в культуре и ее возможные судьбы — все эти и многие другие проблемы рассматриваются на основании анализа широкого круга исторических и философских работ. В реферате принята попытка суммировать не только • "основные достижения культурологии, хотя эта наука и рассматривается в качестве основной для построения истории мировой культуры, но и философии культуры, культурантропологии, которые изучают человеческую культуру несколько с иных методологических позиций, нежели культурология. Кроме тогоя стремилюсь обобщить и в простой форме изложить основные достижения в этой области знания и в конечном счете ответить на вопрос, который волновал людей того времени: каковы судьбы развития человечества и может ли человек, хотя бы отчасти, повлиять на них?
В современных исследованиях мировой культуры участвуют многие школы культурологии, насчитывающие немало известных имен и внесших значительный вклад в развитие отечественной философской мысли. Основанием для рассмотрения истории культуры в настоящей работе являются написанные учеными книги и учебные пособия. Не стоит забывать, что тема эта, хотя и интересует каждого человека, задумывающегося о мировой культуре, в то же время является достаточно сложной и для всестороннего и глубокого рассмотрения требует знакомства с трудами по культурологии, философии культуры, другим областям знания, а также с фактическим материалом. Поэтому важно, что в основание данной работы положен опыт в написании учебных пособий, посвященных не только истории мировой культуры, но и ее теории. Сложившаяся традиция доступного изложения материала делает настоящую работу интересной для самых разных людей.
Культура XVIII века
«Галантный век» или «век просвещения»? Конец XVII— начало XVIII вв. ознаменовано кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь, мироотношение, культуру европейских стран. К концу XVII в. Испания превратилась во второстепенную державу. Ее главный соперник — Англия пережила «славную революцию» 1688 г., положившую конец абсолютизму Стюартов. Во Франции в 1715г. умер Людовик XIV. Наступает новая эпоха, формируется новая культура. Это эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро; в Англии —Г. Кавендиш, Дж. Уятг, Г. Фиддинг; в России — М. Ломоносов, А. Радищев. В Германии это время «бури и натиска», Г. Э. Лессинга, Г. Гете, Ф. Шиллера и И. Канта.
XVIII в. в Европе — завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, появляется периодическая печать. Но социальное и идейное развитие стран Европы совершается неравномерно. В то время как в Италии и Германии сохраняется феодальная раздробленность, мешающая капиталистическому развитию, в Англии совершается промышленный переворот, превративший ее в первую державу Европы. Во Франции — это период созревания революционной ситуации и свершения Великой французской революции (1789—1793), в идейной подготовке которой трудно переоценить роль широкого антифеодального движения, получившего наименование Просвещения. Однако было бы неверно считать Просвещение чисто французским явлением: оно имеет отношение практически ко всем европейским странам. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Даже абсолютизм, уступая духу времени, становится «просвещенным». В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления.
Что такое просвещение?
Сам термин «Просвещение» впервые был использован Вольтером (1694—1778) и Гердером (1744—1803). Постановкой вольтеровской трагедии «Эдип» (1718) и выходом в свет «Персидских писем» (1721) Монтескье (1689— 1755) можно датировать начало французского Просвещения. Вольтер и Монтескье, развенчав богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции, достигшего апогея в 40-е гг. XVIII в. Именно тогда начинается деятельность второго поколения просветителей, объединившихся в работе над возглавляемой Дидро и Д'Аламбером «Толковым словарем, или Энциклопедией наук, искусств и ремесел». Задуманная первоначально издателем де Бретоном как перевод вышедшей в Англии «Энциклопедии» Чемберса,, она вылилась в фундаментальное и оригинальное издание из 35 томов, значительная часть которых была посвящена французским проблемам. Дидро удалось привлечь к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, М. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция, П. Гольбаха, А. Тюрго, Бюффона и многих, многих других.
Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей, хотя отдельные статьи могут показаться легковесными и поверхностными, их сила заключалась не в логической последовательности выводов, а в общем духе свободомыслия. Ведь хотя по своим религиозным, философским, политическим взглядам, социальному происхождению энциклопедисты порой существенно отличались друг от друга, их объединяла ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование оценки человека по личным заслугам, а не по родовитости и богатству, стремление изменить мир к лучшему, воспитать свободного в суждениях гражданина.
Поскольку просветители полагали, что причины общественного неблагополучия — в невежестве людей, в заблуждениях рассудка, постольку они ставили целью пропаганду знаний, в том числе естественнонаучных. «Природа так разнообразна и так богата, — говорил Д'Аламбер, — что даже простая совокупность хорошо подобранных фактов чудодейственным образом расширяет наши дознания».
Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.
Наука и люди
Прогресс естественных наук. Между тем научный прогресс продолжал восходящую линию развития. Теперь, наряду с дальнейшей разработкой крайне популярных в XVII в. математики и механики, усиленно развиваются новые отрасли физики — учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко разворачиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки —анатомия, зоология, эмбриология. Успехи К. Линнея (1707—1778) в классификации нового фактического материала, накопленного ботаникой и зоологией, развитие палеонтологии с неизбежностью ставили вопрос об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. французский ученый Ж. Л. Бюффон (1707—1788) создал грандиозную «Естественную историю». Успехи геологии в изобилии давали материалы о развитии земной коры. Это имело огромное значение для разработки космогонических гипотез, выдвинутых в середине века Бюффоном и Кантом (1724—1804), а в конце века — П. С. Лапласом (1749- 1827).
Одновременно с ростом знаний во всех областях знания идет популяризация достижений науки, решаются задачи просвещения. Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений — Академия наук. Королевский колледж. Школа военных инженеров. Парижская обсерватория, и т. д. Академии и университеты возникают во многих провинциях. Одних только университетов перед революцией было более 20. Выпускаются научные труды, журналы, ученые записки, идет активный обмен результатами исследований.
Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания, промышленности, науке, искусству. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса, в который неколебимо верит культура Просвещения, представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.
1. Драч Г.В. История мировой культуры – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 512 с.
2. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общ. науки и современность. 1999. № 6. С. 153—154.
3. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 26-27.
4. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.213.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философия эпохи просвещения
Реферат:
Эпоха просвещения и ее значение
Контрольная работа:
Отечественная история. Вариант 3. Города-государства Греции и Италии в античный период. Эпоха просвещения
Реферат:
Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма
Магистерская работа:
Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты