Реферат
«Философия эпохи просвещения»
- 17 страниц
1. Общая характеристика философии эпохи Просвещения…. 4
2. Новые идеалистические школы в философии XVIII века…. 8
3. «Философия истории» просветителей XVIII века….10
4. Сомнения в безграничных возможностях науки….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 17
Эпохой Просвещения называют XVIII век. К этому времени был накоплен огромный научный материал в различных сферах. В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения рассматривается, как эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы. Сущность эпохи Просвещения выражается в отрицании критики феодальной собственности, сословной привилегии, критики деспотической монархической власти, критики религиозных суеверий, предрассудков.
Другая историческая форма философии Просвещения – материализм XVIII века – сформировалась путем философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и способствовала формированию материализма XVIII века. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергали субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественно причинно-следственные связи, законы которой являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определение организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и телеологии, возникновение теории эпигенеза, естественного отбора означали, что в решении фундаментальных философских проблем материалисты XVIII – начала XIX веков приближались к диалектическому пониманию природы. В теории познания материалисты-просветители отвергали агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей (включая идею бога) и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению общественной жизни, отмеченное К. Марксом у Гельвеция (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с 144), привело некоторых просветителей к признанию закономерного характера исторического процесса, исторической эволюции, исторического прогресса и пониманию внутренних связей и взаимозависимости между эпохами человеческой истории, осознанию единства природы и общества, роли экономической деятельности людей и народа как субъекта исторического движения. По мере обострения классовых противоречий зарождающегося буржуазного общества в общественно-политической мысли Просвещения появились антибуржуазные эгалитаристские утопии, а затем и программа утопического коммунизма (Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, Х. Каменьский), содержавшая критику классового общества и выражавшая интересы «…того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Ф. Энгельс, т. 19, с. 191). Утверждая необходимость установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения, некоторые представители утопического коммунизма эпохи просвещения отвергали концепцию просвещенного абсолютизма и защищали принципы народного суверенитета и демократической республики.
В узком смысле под Просвещением понимают буржуазную идеологию, отрицающую необходимость применения революционных методов для преобразования отживших социальных порядков (Ильичев, Л.Ф., Фелосеев, П.Н., Ковалев, С.М., Панов, В.Г., 1993).
Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе внимание потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и более современными ориентирами, идейно в середине XX века, когда все было захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века.
1. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 287 с.
2. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001. – 314 с.
3. Ильичев, Л.Ф., Фелосеев, П.Н., Ковалев, С.М., Панов, В.Г. Философский энциклопедический словарь, 1993. – 840 с.
4. Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Историчсекий словарь. М., 2003. – 286 с.
5. Хоркхаймер, М., Адорно, Т.В. Понятие просвещения // Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., СПб., 1997. – 347 с.
6. Харин, Ю.А. Философия: учебник для студентов вузов. М., ТетраСистемс, 2008. – 448 с.
7. Яскевич, Я.С. Философия: курс лекций. М., ТетраСитстемс, 2010. – 144 с.
Тема: | «Философия эпохи просвещения» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эпоха просвещения и ее значение
Реферат:
Этическая мысль в Англии: Дж. Локк.
Контрольная работа:
Философия Просвещения
Реферат:
Философия Средневековья и эпохи Возрождения.
Реферат:
Эпоха Просвещения