Курсовая работа
«Проблема управления социальной адаптацией молодёжи»
- 45 страниц
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Социальная адаптация молодёжи как категория социологии управления 8
1.2. Методологические аспекты управления адаптацией молодежи 14
1.3. Управление процессами социальной адаптации молодежи: основные направления, функции и структуры 17
ГЛАВА 2.О МЕСТЕ И РОЛИ МОЛОДЁЖИ В РФ 22
2.1. «Молодежная политика» Москвы 22
2.2. Опасность отделения «молодёжной политики» 29
2.3. Политические ориентации студентов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение
Актуальность темы исследования. Радикальное социально-экономическое трансформирование российского общества сопровождается активным ростом научного интереса к молодежной проблематике, что для России приобретает особую актуальность.
Трансформирование социальных институтов в условиях переходного периода и становления новых социально-экономических отношений порождает новые механизмы соответственно социальной адаптации молодежи.
Любая проблема, связанная с молодежью, неизбежно не только отражает реальное состояние общества, но и затрагивает перспективы его развития в социальном, экономическом и политическом плане, во многом определяя вопросы самореализации и особенности поиска своего пути в новых социально-экономических условиях.
В условиях коммерциализации и деидеологизации настоятельная потребность в самоутверждении нередко приводит к ориентации на чисто «материальные интересы», что во многом определяется ориентацией на ускоренное статусное продвижение при прогрессирующей в то же время неадаптированности .
Все это заставляет обратить специальное внимание на особенности формирования, становления и функционирования механизма социальной адаптации, в том числе и даже прежде всего социального управления.
Невозможность для значительной части молодежи реализовать свои социально-экономические притязания, повысить или хотя бы поддержать социальный статус блокирует продвижение по другим направлениям преобразований, создает социальное напряжение, разрушающее общественное согласие. Сохраняются или усиливаются глубокие различия в качестве жизни, размерах текущих денежных доходов, объемах сбережений, что в итоге сказывается и на уровне адаптированности граждан. Отмечается тесная зависимость адаптации людей от условий развития регионов, дифференциация возможностей социальной мобильности .
Особая значимость социолого-управленческого подхода во многом определяется необходимостью прогнозирования социально-экономической трансформации в России. По данным экспертов Центра стратегических исследований страна к 2008 г. должна достичь максимальных темпов преобразований относительно других стран с переходной экономикой. Однако анализ инерционных траекторий показывает, что уже в ближайшие десять лет нам предстоит пройти через целый ряд локальных кризисов. Один из них связан с прогнозами по развертыванию негативных демографических тенденций старения населения, сокращения численности его трудоспособной части на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. Следует учитывать и качественное изменение условий конкуренции, вызванной не только открытием товарных рынков, но и новыми процессами - глобализацией сфер обращения, торговли, финансов и потребления. Подобная ситуация задает нижнюю планку требуемого для компенсации сокращения трудовых ресурсов, повышения производительности труда не менее 3-4 % в год.
Актуальность проблемы связана также с тем, что, как справедливо подчеркивается в современных социологических исследованиях, высока устойчивость российского патернализма, традиционно формировавшегося в течение многих веков, объективность того, что в ходе реформы не удается создать условия, позволяющие самостоятельно реализовать свой потенциал основной массе работников, поскольку процесс адаптации к рыночным преобразованиям еще продолжается .
Необходимы направленные меры социальной политики, поддерживающие адаптационные усилия людей и учитывающие реальную социально-экономическую дифференциацию условий, в которых осуществляется процесс адаптации. Справиться с подобной ситуацией возможно только при одном условии: если будет последовательно учитываться потенциал социального управления по формированию потребностей и интересов человека, отражающих гармонизацию человеческого бытия, реализацию его интеллектуального потенциала как баланса между потребностями и требованиями объективной реальности.
Существует и другая актуальная проблема - необходимость радикального улучшения социального управления в регионах, непосредственно связанного с жизнедеятельностью личности и социальных общностей, определяющего степень доверия граждан к субъектам всех уровней власти.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Оценка степени разработанности проблем управления адаптацией молодежи требует в силу его многоаспектности внимания к теоретическим источникам из различных областей – социальной философии, общей, прикладной и эмпирической социологии, политологии, социальной и педагогической психологии социального управления. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, степень разработанности теоретико-методологических оснований, позволяющих понять механизмы становления и социальную природу этого социального института, с другой, - меру разработанности теоретико-методологических принципов прикладного анализа вопросов функционирования и развития самого феномена социальной адаптации и механизмов его влияния на социализацию молодежи и её деятельность в различных сферах общественной жизни .
Следует отметить должное внимание исследователей к проработке социокультурных аспектов социальной адаптации в аспекте общетеоретического анализа вопросов трансляции культуры и в плане исследования особенностей практики функционирования и управления социальными институтами в традиционном и постиндустриальном обществе (Н.А.Бердяев, А.Вебер, И.И.Ильин, В.О.Лосский, А.В.Толстых, Й.Хейзенга, В.Г.Федотова и др.) .
Особо следует выделить общетеоретические работы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций в плане разработки теории ценностей как собственно социологической проблемы (М.Вебер, Э.Дюкгейм, Ф.Знаненский, Т.Парсонс, У.Томас, А.Маслоу и др.), а также отечественных социологов и философов (Е.М.Бабосов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др).
В социально-психологическом контексте социальная адаптация рассматривалась в работах Б.Г.Ананьева, А.Г.Здравомыслова, С.А.Иконниковой, И.С.Кона, В.П.Тугаринова, В.А. Ядова и ряда других исследователей.Начиная с последней четверти прошлого века активно развивается такое направление как социология молодежи (П.И. Бабочкин, С.А. Иконникова, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.Ф.Левичева, В.Т.Лисовский, В.С.Собкин, М.Х.Титма, Ф.Р. Филиппов, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги и др.), однако в гораздо меньшей степени уделяется внимание вопросам приложимости общетеоретических положений этого направления социологического познания к прикладному исследованию такого специфического аспекта управления как социализацией молодежи.
Существует и другая актуальная проблема – необходимость радикального улучшения социального управления в регионах, непосредственно связанного с жизнедеятельностью личности и социальных общностей, определяющего степень доверия граждан к субъектам власти всех уровней.
Вместе с тем, ученые, разрабатывающие проблемы молодежи, справедливо указывают на необходимость расширения исследований по социальному управлению процессами адаптации молодежи. Исследования, специально посвященного управлению процессами адаптации молодежи в нашем регионе не проводилось, что и послужило непосредственным стимулом при избрании темы настоящей работы, в определении ее целей и задач.
Объектом исследования – является управление процессом социальной адаптации молодежи.
Предметом исследования – региональные особенности социального управления процессами адаптации молодежи в условиях Дальнего Востока.
Цель исследования заключается в анализе механизмов регионального управления процессом адаптации молодежи в современных условиях, предполагающий уточнение его детерминант и методов, выявление отношения молодежи к этому виду социального управления, определение основных путей и средств ее совершенствования.
Задачи исследования:
-проанализировать основные подходы в зарубежной и отечественной теории к исследованию механизма управления процессами адаптации молодежи;
- провести анализ ряда функций прямого и косвенного управленческого воздействия на социальную адаптацию молодежи;
- раскрыть особенности регионального управления адаптацией молодежи в образовательной и профессионально-трудовой и культурной сферах ;
Основные методы исследования. В работе использовались как общенаучные методы, системный подход, теоретическое моделирование, историко-генетический метод, системно-функциональный метод, так и специальные социологические методы: анализ документов, анкетный опрос, углубленное интервью, экспертный опрос, метод шкальных оценок.
Социология управления рассматривает управление как социальное явление, как социальное взаимодействие объекта и субъекта, в качестве которых выступают люди, наделенные сознанием, имеющие собственные представления о целях и задачах управления, об особенностях социальной жизни и т.д. Независимо от своей позиции в иерархической организации в процессе управления и объект, и субъект в нем участвуют как субъекты социальной жизни. Поэтому в социальной системе «субъект управления» управляет «объектом управления» только в той степени, в которой «объект управления» позволяет собой управлять. Больше того, объект управления в определенных условиях способен не только корректировать управленческое воздействие «субъекта управления», но и начинает диктовать «субъекту» свою волю, управлять им. С другой стороны, любой субъект управления, какую бы позицию он не занимал в организационной иерархии, всегда одновременно сам является объектом управления. Диалектика реальной жизни такова, что человек управляющий всегда есть человек управляемый; управляющая подсистема одновременно является и управляемой подсистемой.
Заключение
«Молодёжная политика», которая начинается от 14 лет, если даже и будет направлена в русло исправление ошибок воспитания, которые были допущены до 14 лет — дело заведомо трудное, а для подавляющего большинства «воспитателей» и вожаков молодёжи в наше время — неподъёмное. Да и зачем исправлять свои же ошибки, когда давно известно, что начинать воспитательную политику детей, подростков и молодёжи нужно даже раньше, чем ребёнок родился .
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны. Велики интерес и внимание к молодежной проблематике и в России. Вместе с тем, в нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных на проведение своей молодежной политики. Вследствие такого положения, а также традиций, роль государства в реализации молодежной политики объективно доминирует, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.
На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - здесь и вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое. Молодежная политика в развитых странах включает в себя, как известно, еще и специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, подчас массированную пропаганду здорового образа жизни.
В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. Вот некоторые данные о тех условиях, в которых сегодня развивается российская молодежь.
Следует признать, что за последние годы наша молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться .
Многое в последнее время говорилось о реализации молодежью права на образование. Несмотря на принимаемые всеми ветвями власти меры, в России продолжает сохраняться тенденция снижения возможностей реализации гражданами их конституционного права на образование. Это определяется и неудовлетворительным бюджетным финансированием системы образования, бесконтрольной коммерциализацией высшего и профессионального образования, а подчас и просто отсутствием у молодежи элементарных социально-бытовых условий для учебы.
Государство пока далеко не недостаточно учитывает определяющее влияние образования на развитие интеллектуального и духовного потенциала российской молодежи, на формирование и судьбу нынешнего и будущего поколений россиян.
Риск безработицы особенно опасен среди выпускников учреждений профессионального образования, что происходит, в том числе, из-за недостаточной ориентации системы образования на рынок труда, низкого уровня работы по профессиональной ориентации.
Отсутствие в Российской Федерации комплексного государственного механизма по обеспечению занятости молодежи провоцирует крайне негативные явления в самой молодежной среде - преступность, наркоманию, пьянство.
Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год). Без предупредительной работы с ними рост молодежной преступности обуздать не удастся.
В контексте общих задач государственной молодежной политики, в основе профилактики негативных явлений в молодежной среде должна быть прежде всего деятельность органов государственной власти всех уровней по обеспечению права молодежи на образование и труд, на доступ к культурным ценностям, массовому спорту .
Сверхзадача современной молодежной политики - это привлечение нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, освоение опыта представителей старшего поколения нашей страны, а также использование лучших достижений зарубежных стран в решении современных проблем молодежи. Создание современного механизма выработки и реализации целей государства и общества в решении проблем молодежи.
Всего в России существует более 100 Федеральных целевых программ (ФЦП), финансируемых из федерального бюджета. При этом на долю ВСЕХ ФЦП из федерального бюджета запланировано всего лишь около 5,5% всей расходной части. Более того, в настоящее время от 40 до 50 % всех программ финансируются, что называется, без инвестиций: т.е. средства поступают в основном лишь на “прочие текущие расходы”, содержание аппарата, научные изыскания. Совершенно ясно, что почти все эти мероприятия могли бы финансироваться из функциональных расходов бюджета, через простой ведомственный механизм.
Опыт последних лет показывает, что государственная молодежная политика должна иметь свои определенные органы управления и координации на всех уровнях государственного устройства России, начиная с федерального. Необходим пересмотр принципов взаимоотношений органов государственной власти, которые отвечают за выработку и реализацию государственной молодежной политики на различных уровнях государственного устройства .
В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.
Основная задача современной молодежной политики – привлечение нового поколения к активной политической и социально-экономической жизни, создание современного механизма выработки и принятия решений по проблемам молодежи с широким привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных организаций, всего гражданского общества.
На уровне регионов, в целом, складывается система социальных служб по работе с молодежью. Однако следует отметить, что это лишь контуры, зачатки того огромного механизма, который должен оказывать социальную помощь молодежи. Это особенно отчетливо видно на примере организации молодежных социальных служб в Европе, которые хорошо структурированы и обеспечены средствами.
Опыт функционирования социальных служб показывает, что активно развиваются молодежные социальные службы при поддержке государства. Однако отрицательным моментом следует считать небольшой охват такими службами существующего молодежного контингента. По разным оценкам он колеблется в районе 5%, тогда как в социальной помощи нуждаются не менее 50% молодых людей.
Всё, сказанное в этой главе, свидетельствует о том, что провозглашение Годом семьи 2008 года — оказалось имитацией. В лучшем случае это было пустословие чиновников, желающих казаться гуманнее и умнее, чем они есть на самом деле. Год семьи прошёл, но ничего не было сделано в русле того, что высказано в настоящей главе. Выпустили «семейный» пар, а крайне порочная культурная среда, в которую попадает ребёнок, с каждым годом всё сильнее замыкает на себя его психику в силу педагогической слабости подавляющего большинства родителей, деградации дошкольной и школьной систем воспитания.
Список литературы
1. Анурин В.Ф. \" Социология \" Учебное пособие для вузов, 2003г.- 248с.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 2003, 214.
3. Бабосов Е.М. \" Общая социология\". Учебное пособие для студентов Вузов. Издательство \" ТетраСистемс\", 2002г. -640с
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., 2005, 142
5. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова, М., 2003, 174
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Ї М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 480 с.
7. Гидденс Э. Социология 90-х. - Челябинск, 2000, 19
8. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб., 2006, 254
9. Давидов П.А. Социология как мегапарадигмальная наука // Социол. исслед. - 2002. - 9.
10. Дюркгейм Э. Социология и теория познания: Хрестоматия по истории психологии. - М., 2005, 325
11. Дюркгейм Э. Социология. - М., 2001, 145
12. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995, 74
13. История социологии в Западной Европе и США. - М., 1993, 140
14. История теоретической социологии. - М., 1997, 17
15. Ковалевский М. Социология: Соч.: В 2 т. - СПб., 1997, 321
16. Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994, 215
17. Кравченко А. И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 2004, 138
18. Кравченко С. А., Мнацакян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перер. М., 1998, 176
19. Кравченко С.А. \" Социология\", Издательство \" экзамен\", 2002г. 512с.
20. Левада Ю.А. Лекции по социологии. - М., 2005, 203
21. Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Эфендиева А.Г.-М.: ИНФРА-М. 2002-654с.
22. . Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т./ Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М., 1995, 20
23. Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994, 54
24. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994, 321
25. Руденко Р. И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999, 210
26. Современная зарубежная социология: 70-80-е годы. - М., 1993, 284
27. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995, 215
28. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. - М., 1992, 320
29. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2004, 178
30. Социальная теория: к новой парадигме // Полит. исслед. - 1993. - 4.
31. Социология: Курс лекций /Под. ред. А. В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 2006, 354
32. Социология современности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Под ред. К. О. Магомедова. М., 1996, 254
33. Социология: Учебник для вузов / Под. ред. Г. В. Осипова и др. М., 1995, 116
34. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998, 412
35. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1995, 301
36. Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология. Вводный курс/ Пер. с англ. М., 2003, 102
37. Филатова О.Г. \" Социология. Конспект лекций\", Издательство \"Михайлова В.А.\". Серия \" Высшее образование\", 2002г. 164с
38. Яновский Р.Г. Проблемы макросоциологии //Социол.исслед- 2006. - 4.
39. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 2004, 247
40. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учеб, заведений. М., 2004, 304
Тема: | «Проблема управления социальной адаптацией молодёжи» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 45 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Муниципальное управление социальной сферой в МО Северский район (преддипломная практика)
Курсовая работа:
Технология социальной работы с молодежью
Курсовая работа:
Управления финансами и пути его совершенствования в РФ
Дипломная работа:
Управление социально-экономическим развитием городского поселения в условиях ограниченности ресурсов на примере Кормиловского городского поселения Омской области
Дипломная работа:
Социальная политика Российской Федерации