Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Философско-математические учения нового времени» - Курсовая работа

  • 42 страниц(ы)
фото автора

Автор: roman

Содержание

Введение

1. Философия нового и новейшего времени

2. Предметы и задачи философии Нового времени

2.1 Предмет философии Нового времени

2.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени

2.3 Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени

3. Становление классической философии и ее особенности

3.1 Проблема человека и общества

3.2 Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпи-ризм, рационализм, иррационализм

3.3 Проблема человека и общества Заключение

Список литературы


Введение

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и посте-пенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа произ-водства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механи-цизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложи-лись два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному тракто-вавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт чело-века. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.

Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, экс-перимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюде-нии, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого че-ловека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником досто-верного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомне-нию". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возро-ждается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процес-сов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом, и оно является первейшим условием свободной дея-тельности человека.

Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоз-зрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглаше-нием людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения испове-довало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспри-нимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования.

Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собствен-ность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального ра-венства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гель-веций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить об-стоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником воз-никновения марксистской философии.


Выдержка из текста работы

Предмет философии Нового времени

Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отноше-ния) действительности - природы, общества, человека, отношения объек-тивной действительности и субъективного мира, материального и идеаль-ного, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково ме-сто, и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего сущест-вующего материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо зако-нам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют ми-ровоззренческими.

Центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т. к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.

Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив экспери-мент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы при-роды познания и его возможностей, отношения знания и реальности, ис-следуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его дос-товерности и истинности.

Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зави-сит от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание поня-тий освоено данным человеком.

Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и воспри-ятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односто-ронней.

Понятие является результатом исторического опыта человечества. Ус-воение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих поня-тий в их сознании и деятельности - все это зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов поня-тия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.

Таким образом, чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:

1. Практическая деятельность в широком смысле;

2. Деятельность, специально направленная на создание знаний, на

продуцирование понятий, т. е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления-человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между-различными типами материальных объектов и процессов, между различ-ными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами познания.

Процессы, в ходе которых постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей об-ретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет понятийное выра-жение, должны миллиарды раз осуществиться процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения объек-тов. Должны остаться в стороне все несущественные моменты данной свя-зи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что оно должно приобрести объективное значение для множества людей.

Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и вы-ступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах про-дукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явле-ний. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый че-ловек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каж-дую конкретную вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе об-разования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое при-суще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями.

Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут

существуют два важных момента: при абстрагировании человек исхо-дит из объективных, действительных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, незави-симо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность от-влечения и объединения свидетельствует об активности человеческого по-знания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа позна-ния, направленного на фиксирование отношений.

Теория познания различает структурные объяснения (отвечают на во-прос, как устроен объект), функциональные объяснения (как действует и функционирует объект), причинные (почему возникло данное явление, по-чему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию). При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других.

Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объ-ясняющими. Знания, которые ими обосновываются – объясняемыми. В ка-честве объясняющего могут выступать как закономерности, так и отдель-ные факты. Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанав-ливает более глубокие и прочные связи между различными системами зна-ний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание буду-щих ситуаций и процессов. Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то не-известным, знание, о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы мо-жем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о пони-мании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значе-ние каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авто-ры. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо по-нимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получи-ла название - “герменевтический круг”.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как:

1. Интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2. Реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. Ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4. Дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные под смыслы;

5. Конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их ра-дикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ря-да сложных преобразований принципиально новых знаний, не существо-вавших ранее.

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограничен-ных возможностях разума, мышления и признающее основным видом по-знания интуицию, чувство, инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (ирра-циональным в частности является экзистенциализм).

Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщ-ность и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположении ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).

2.2. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: Что представляет собой окружающий мир и каково место, и предназначе-ние человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: матери-альное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли че-ловек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания.

Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцен-тризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущ-ность; следующий период: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: теоцентризм - природа и чело-век как творение Бога.

Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства. На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологиче-ская философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория по-знания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, вы-является связь чувственного и рационального, исследуются проблемы ис-тины и другие гносеологические вопросы.

Два основных направления философии Нового времени:

1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувст-венный опыт как единственный источник знаний.

1. Идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпириче-ский опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.

2. Материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - ис-точник чувственного опыта, существующий внешний мир.

2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его ис-тинности.

Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправ-ленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии – выяснение при-роды человеческого познания, его основных закономерностей, определе-ние целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает ос-новные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (Что есть истина? – важней-ший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов по-знания; исследует закономерности развития человеческого знания и т. д. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т. д.

В рационалистической философии проблемы теории познания рас-сматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Одна-ко даже в рамках рационалистической традиции трактовка понятий «субъ-ект» и «объект» существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично оформленное бытие, человеческо-го индивида. Под объектом же, то на что направлена познавательная дея-тельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслитель-ных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантов-ский субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предмет-ного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Субъект пер-вичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъ-ект предстает как надындивидуальная развивающаяся система, сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта дея-тельность рассматривалась, прежде всего, как духовная активность, кото-рая порождала объекты. У К. Маркса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической.

Субъект – носитель материального целенаправленного действия, свя-зывающего его с объектом. Объект – предмет, на который направлено дей-ствие. Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопро-извольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии.

Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она характеризуется и само-сознанием.

Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществ-ляющее преобразование действительности. Объект – это сфера приложе-ния активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относи-тельны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые озна-чают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Ин-дивид, если он активно воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект. Познание как от-ражение действительности.

Отражение – это взаимодействие двух систем, в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой систе-мы. В диалектико-материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне разви-тия материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рас-смотрим особенности отражения в познавательном процессе, который про-исходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воз-действия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, ко-пиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержа-тельно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизве-дение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей системы, т. е. сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъек-тивны по форме, т. е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

2.3 Историко-Философское становление научной методологии в период Но-вого времени

Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как особого вида познания окружающего мира было неразрывно связано с развитием философских взглядов на науку и научную методологию. Данный раздел работы посвящен историко-философским аспектам становления на-учной методологии.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, при-знающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинно-сти.

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик (1596-1650). В философии: учение о субстанции, материя равна протяженности. Пустота нематериаль-на. Понимание человека - бездушный телесный механизм, в котором при-сутствует мыслящая душа и воля. Животные - живые автоматы. Бог - сущ-ность, которая является причиной всего существующего и не более того. Главная задача человека – господство над другими автоматами, когда че-ловек достигнет истинного знания. Это возможно при понимании естествен-ной очевидности, а также того, что знание подчинено единому универсаль-ному методу познания. Спиноза развил материалистическую сторону уче-ния Декарта, противопоставив дуализму материалистический монизм (фи-лософское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясня-ется с помощью единой субстанции – материи либо духа). Г. Лейбниц раз-вивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском насле-дии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состо-ит из мельчайших элементов или монад – духовных элементов бытия, об-ладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерыв-ном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. В грани-цах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании соз-нания, мышления: “Я мыслю, следовательно, Я существую”. В учении о бы-тии он не только признает существование духовной субстанции, но и ут-верждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В про-цессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положе-ния – аксиомы. В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, ка-ждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого пред-ставления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно оче-видные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравни-тельно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверно-го знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4-х требований:

1. Допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;

2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4. Не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Основная цель фило-софии - завоевание господства над внешней природой и совершенствова-ние человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он до-полнил их учением о свободе.

Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция – природа, кото-рая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа тво-рящая - она есть субстанция, или, что, то же самое, - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного суще-ства, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалисти-ческое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущно-стью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не сов-падает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущно-сти с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (природы) может быть доказано, т. е. существование бога может быть вы-ведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновре-менно и необходимо и свободно, т. к. не существует никакой причины, кото-рая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причи-ны. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что сущест-вует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исклю-чает всякое множество. Модусов же - бесконечное множество. Они отно-сятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой, относятся к самой прямой.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бес-конечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечной лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).

Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, для которого модусу протяжения (тело) соответст-вует модус мышления (душа). В любом случае человек - часть природы.

Г. В. Лейбниц (1646 - 1716). Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометр, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть вы-ведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь – субстанция, следовательно, число субстанций беско-нечно. Каждая субстанция или сила – есть единица бытия или монада. Мо-нада – духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ог-раниченности.

Однако пассивность – производный момент монады. Первичные каче-ства которой: самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монаде материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно – форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма нематериальна и представляет целесооб-разно действующую силу, а тело – это механическая сила.

Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необхо-димо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий, и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга, од-нако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Т. к. действия монады - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т. е. объ-яснения через “действующие причины”. А т. к. действия эти - есть действии развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объ-яснения при помощи целесообразности, т. е. “конечные” (целевые) причи-ны.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бес-конечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отри-цает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии. В мо-наде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа.

Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии мо-нады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т. е. как представле-ние.

Таким образом, сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции.

Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания (апперцепции) – человеку. Т. к. способность представления присуща всем монадам, Лейб-ниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма – это “сжатая вселен-ная”.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, опре-деляемые различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает пред-ставляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень – отчетливое представление.

Центральное понятие теории Лейбница – понятие о “малых перцепци-ях”, т. е. о бесконечно малых разностях между ступенями развития созна-ния.

Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда чревато будущим и обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в после-довательном развертывании ее начального состояния.


Заключение

Завершая рассмотрение философских исканий Нового времени необ-ходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия.

В эпоху Нового времени, очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания – полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в каче-стве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в

стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться вы-яснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично идея или ма-терия», пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.

Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непо-сильное

человеческому разуму в его теперешнем уровне развития, ибо невоз-можно найти начало у идеального круга.

Идея порождает материю и наоборот. Этот процесс бесконечен, был всегда и будет всегда. Правомерно только говорить о формах восприятия Homo Sapiens этого мира, ибо все остальное лишь его интерпретация не-понятного - absurdum per absurdum.

Иррациональное, сверхъестественное, мы пытаемся объяснить через рациональное, основываясь на приблизительных ощущениях и логике наук, построенных на приблизительных и иррациональных по своей сути коэф-фициентах, отсекая все остальные каналы обмена информацией со внеш-ним более сложным и всегда иррациональным миром.


Список литературы

1. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – М.,1998;

2. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропей-ская философия XVIII в. – М.,1986;

3. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство «Олма-Пресс», 2001 г.;

4. Философия. Издательство «Гардарики» 1999 г.;

5. Спиркин А. Г. Невлева Н. М. Философия. Учебное пособие. Издатель-ство «Русская Деловая Литература» 1999 г.;

6. Харенберг Б. Хроника человечества. – М.,1996;

7. Гегель Г. В. Ф., Соч., т, XI. М.-Л., 1934;

8. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классическая и со-временная буржуазная философия.- “ВФ”, 1971, № 7; 1972, № 2;

9. Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976;

10. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987;

11. Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII в. Новосибирск, 1993;

12. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.


Тема: «Философско-математические учения нового времени»
Раздел: Философия
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы