Курсовая работа

«Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности»

  • 40 страниц(ы)
  • 3057 просмотров
фото автора

Автор: rezultat

Введение

1. Теоретические основы компетентностного подхода в подготовке специалистов в современных условиях

1.1. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

1.2. Профессионально-педагогическая компетентность как важнейший фактор становления конкурентоспособных специалистов

1.3 Деятельностно-компетентностный подход в организации педагогической практики

2. Современные педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности

2.1. Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности

2.2. Современные педагогические технологии

2.3. Мониторинг как важнейший элемент технологии рефлексии

Заключение

Список использованной литературы

Динамика изменений экономических и социальных условий в 21 веке привела к тому, что образование играет все более важную роль в жизни отдельных людей и целых народов. Спрос на качественное образование неуклонно растет, и перед правительствами встает задача обеспечения того, чтобы предоставленные возможности обучения соответствовали реальным и потенциальным потребностям заинтересованных сторон с получением при этом наибольшей отдачи от вложенных в образование средств.

Характерные для современного высшего образования академизм, монологичность, фундаментализм в большинстве случаев приводят к тому, что выпускники вузов не имеют навыков самостоятельной поисковой деятельности, не умеют работать в группе и эффективно использовать полученные теоретические представления для решения задач, выходящих за пределы учебных ситуаций. Что сказывается на профессиональной компетентности молодых специалистов, которые испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания вуза и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от компаний в которых они работают на переквалификацию.

Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя [3, 8, 15].

Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников вузов и их не конкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности. И если какие-то отрасли переживают данную проблему менее болезненно, то отрасль информационных технологий остро нуждается в специалистах, практико-ориентированных на эффективную профессиональную деятельность сразу после окончания вуза [2, 14].

Процесс профессионально-педагогического образования студентов СПО сельскохозяйственной направленности должен проектироваться с учетом функциональных знаний, умений, навыков, и эффективность формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, будет проявляться в системном проектировании и реализации учебного процесса в виде диагностично поставленных и поэтапно проверяемых целей, в системе средств конструирования дидактического процесса в условиях реализации профессионального, педагогического образования.

Анализ литературы и практика работы СПО, позволили выявить следующие противоречия

1. Между новыми требованиями современного рынка труда к профессиональной компетентности выпускника СПО и уровнем его профессиональной готовки к реализации себя в профессиональной сфере.

2. Между необходимостью перестройки образовательного процесса за счет технологизации его основных компонентов и отсутствием достаточного опыта построения и внедрения современных технологий обучения студентов.

Выявленные противоречия позволяющее определить проблему исследования: в чем заключается компетентностный подход в подготовке специалистов системы СПО, что бы они обеспечивали потребности современного рынка труда.

Эта проблема определила тему исследования «Компетентностный подход - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности».

Цель исследования: теоретически обосновать значимость компетентностного подхода - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Объект исследования: процесс обучения студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Предмет исследования: педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

2. Изучить роль деятельностно-компетентностного подхода в организации педагогической практики.

3. Определить понятие профессионально-педагогической компетентности будущих конкурентоспособных специалистов.

4. Оценить современные педагогические технологии для реализации компетентностного подхода в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, и согласовать стандарты по подготовке специалистов сельскохозяйственной направленности с профессиональными стандартами в этой области.

На наш взгляд, при организации обучения специалиста, в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентироанности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты. Что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста [4].

В основу реализации данных принципов положены:

- реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;

- специфика профессиональной деятельности специалистов сельскохозяйственной направленности, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;

- интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.

Компетентностный подход обучения начинает применяться с первых дней обучения в вузе. Рабочие программы построены таким образом, что специальные предметы (введение в специальность и пр.) изучаются на 1 курсе.

Кроме того, пятикурсники на преддипломной практике изучают реальную область на сельскохозяйственных предприятиях и организациях города и края, определяют проблему и ставят задачу, которую решают в рамках дипломного проекта или работы.

Поэтому, выпускники к окончанию вуза в своих резюме имеют возможность заполнить графу практической работы по специальности и указать конкретные решенные задачи, что в настоящее время считается ценным показателем на рынке труда.

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность.

Изучение мирового опыта показывает, что проблема соответствия качества профессионального образования запросам личности, рынка труда и социума - одна из актуальных проблем современности.

Поставив в этой работе цель, теоретически обосновать значимость компетентностного подхода - как основа в подготовке студентов СПО сельскохозяйственной направленности, приходим к следующим выводам:

• В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, что позволяет существенно облегчить процесс социально-профессиональной адаптации молодежи, повысить ее конкурентоспособность.

• Реализация деятельностно-компетентностного подхода в практико-ориентированном обучении в образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования представляет собой процесс развития, реализации и становления личности в профессиональной сфере, основанный на вышеуказанных подходах, которые необходимо учитывать при организации педагогической практики.

• При применении современных педагогических технологий как: Модульное обучение; Технология развития критического мышления через чтение и письмо; Проектное обучение; Case-study; Технология рефлексии позволят студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность.

• Мониторинг является одним из основных механизмов повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений. Создание базы для мониторинга и оценки педагогического образования, принятие на ее основе решений и выполнение реальных действий будут способствовать повышению влияния педагогического образования на развитие других элементов образовательной системы, социально-экономическое развитие регионов и страны.

Наша работа уникальна для Сосновского филиала Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сибирский профессионально-педагогический колледж», тем что, применив соответствующие технологии в педагогическом процессе, это позволит решить следующие проблемы данного филиала:

- организация планомерной и систематической работы по обеспечению учебного процесса учебно-методическими комплексами дисциплин;

- внедрением в учебный процесс информационных технологий и электронных учебников;

- более тщательная работа по повышению квалификации мастеров профессионального обучения;

- повышение уровня обеспеченности студентов учебной литературой и электронными учебными пособиями.

Что в свою очередь, позволит улучшить профессионально-педагогическую компетентность будущих специалистов сельскохозяйственной направленности, а выпускники Сосновского филиала будут востребованы не только в районах Омской области, но и по всему Сибирскому региону.

1. Ангеловский, А.А. Допрофессиональное образование как фактор конкурентоспособности специалиста // Профессиональное образование / Ангеловский А.А. - 2004, № 4.

2. Андреев, В.И. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. / Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

3. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т., Т. 1 / Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО, 1998. – 374 с.

4. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования // Педагогика. / Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. - 2006. - № 1. - С.22-31.

5. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса. / Бордовский Г.А., Нестеров А.А, Трапицын С.Ю. – РГПУ, 2001. – 287 с.

6. Великанова, А.В. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара, 2001.

7. Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: Пособие-справочник для самообразования. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2006 – 211 с.

8. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. / Зеер, Э.Ф. - Изв. Урал, отд-ния РАО, 2004. - №3 С. 27-30.

9. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. / Зеер, Э.Ф. - Изв. Урал, отд-ния РАО, 2004. - №3 С. 33-35.

10. Круглов, Ю.Г. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция). / Под науч. ред. Ю.Г. Круглова. - МГОПУ, 1996. – 214 с.

11. Литтл, А. Новое в оценке образовательных результатов. Международный аспект. / Под ред. А. Литтл и Э. Вулф. – М.: Просвещение, 2007. – 137 с.

12. Марухина, О. Системный подход к оценке качества образования // Стандарты и качество. / Марухина О. - 2002. – 68 с.

13. Оскарссон, Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана // В кн. «Оценка качества профессионального образования» / Под ред. В.И. Байденко, Дж.ван Затворта. М., 2001.

14. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

15. Рубин, Ю.Б. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под ред. проф. Ю.Б. Рубина. - М., 2005. – 164 с.

16. Рындак, В.Т. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.Т. Рындак. М.: Высшая школа, 2006 – 367 с.

17. Скамищков, А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании: Монография. / Под общ. ред. проф. А.А. Скамищкого. - М., 2006. -153 с.

18. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.

19. Цейкович, К.И. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович К.И., Тарасюк Л.Н., Давыдов Н.И., Ворожейкина О.Л., Пугач В.Ф.— М., 1994. – 251 с.

20. Simon Shaw. Development of Core Skills training in the Partner Countries. Final Report for the ETF Advisory Forum Sub-Group D, European Training Foundation, June 1998.

21. Von Emster, C.R., Harrison A.A. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and workrelated attitudes of teleservice professionals // J. of Social Behavior and Personality. / Von Emster C.R., Harrison A.A. 1998. V. 13 (2). P.375 - 385.

Покупка готовой работы
Тема: «Компетентностный подход к обучению специалистов сельскохозяйственной направленности»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика