Реферат
«Духовные ценности буддизма в современной культуре.»
- 22 страниц
Введение 3
1 Ведические идеи в современном прочтении 4
2 Основы буддистского вероучения и их востребованность в современном мире 8
2.1 Четыре благородные истины 8
2.2 Три драгоценности 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Буддизм - религия с древней историей, которая насчитывает уже более двадцати пяти веков. Более того, это первая по времени возникновения мировая религия. Христианство и ислам появились намного позднее: христианство возникло через пятьсот лет после буддизма, а ислам - больше чем через тысячу. Буддизм распространен не только на территории родной Индии, но также в Тибете, Китае, Японии, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Вьетнаме, Лаосе, Камбоджи, Брунее. Во многом под его влиянием сформировались духовные ценности этого региона. Это не только религия, но и особое мировоззрение, образ жизни, одна из наиболее важных систем ценностей нашего мира. Мировой религией буддизм считается на том основании, что, как и христианство и ислам, в своем распространении по миру он решительно переступил этнические и территориальные границы, став религией многих народов с совершенно разными культурными традициями. За последние десятилетия буддизм широко распространился и в западных странах.
Все внушительное здание буддизма как мировой религии стоит на учении Будды Шакьямуни. В основу этого учения, в свою очередь, легли древние ведийские религиозно-философские представления, в частности вера в перевоплощение и закон кармы. Общий план всего учения, его суть сформулированы в проповеди Будды о Четырех Благородных Истинах, которые открывают путь к нирване. В начале этого пути лежит вера и упование на Три Драгоценности.
Целью данной работы является рассмотрение духовных ценностей буддизма в современной культуре.
1 Ведические идеи в современном прочтении
Из исторического развития буддизма можно узнать, как из практики содержимого этих циклов учений появились известные нам сегодня традиции. Хотя сам Будда давал только устные учения, однако его ранние ученики записали эти учения и передавали их дальше в первоначальной форме. Великие буддийские мастера составили позже дальнейшие труды, в которых разъясняли учения Будды. Ударение делалось на подлинную и точную передачу учения. Уже в Индии через столетия возникли различные линии передач, которые могли организовать три цикла учений.
Непосредственно после времени Будды все уровни учений не могли открыто практиковаться. Некоторые стали очень тайными или передавались очень малым количеством людей. В первые 400-500 лет после Будды, который, согласно большинству источников, жил с 563 по 479 г. до н. э., открыто практиковалась только Малая Колесница. Из в общей сложности 18 под-школ Малой Колесницы лишь немногие добились признания, те что постоянно заботились о подлинности передачи. Главным образом это были Старейшие (пали: Тхера) в собрании. • Отсюда и пошло название Тхеравада (букв. Учение Старейших Ордена), что сейчас используется в качестве термина для обеих ныне существующих школ Малой Колесницы - Стхавира-вадины и Сарвастивадины.
2 Основы буддистского вероучения и их востребованность в современном мире
2.1 Четыре благородные истины
Буддизм рассматривает человека как неотделимую частицу Вселенной. По представлениям буддистов, все в мире взаимосвязано и взаимозависимо.
Основой буддизма как религии является вера в то, что жизнь обусловлена кармой. Закон кармы гласит, что все происходящее в жизни человека, его настоящее и будущее - это прямое следствие его прежних действий (мыслей, слов, поступков), совершенных им в прошлом - в предыдущих или нынешнем воплощениях. Каждый человек сам является творцом своей жизни. Карма втягивает все живые существа в повторяющееся круговращение рождений и смертей (сансару).
Основные принципы буддизма - это Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни), которые Будда сформулировал в своей первой проповеди (Бенаресской). Фактически в них изложена сущность буддизма.
Первая Благородная Истина - это истина о страдании. Будда учил: «Все есть страдание (дуккха). Рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание».
В основе страдания лежит наша постоянная неудовлетворенность тем, что мы имеем. Даже в приятные моменты мы чувствуем, что это не продлится долго, поскольку все существующее мимолетно и преходяще. Изменчивость присуща природе в целом, и человек не исключение из этого закона.
На сегодняшний день в мире существуют десятки тысяч буддийских общин. Строятся храмы, духовные центры Дхармы, буддийские ступы, переводятся на разные языки священные тексты буддизма и комментарии к ним. Многие буддийские учителя путешествуют по миру, неся свет учения людям разных стран. Одной из самых популярных в Европе и Америке школ является дзэн.
Буддизм обладает уникальной способностью гармонично вписываться в культурное окружение, принимать разные формы в зависимости от того, где он распространяется.
Буддизм терпимо относится к другим религиям, что и привлекает многих верующих. Сам Будда не запрещал своим ученикам и последователям поклоняться богам других религий. Однако он считал, что это поклонение может принести лишь временное облегчение, но не приведет к окончательному спасению.
На первый план буддизм выдвигает субъекта религии - человека. Буддизм мало интересуется сферой божественного, его внимание прежде всего направлено на положение человека, на принципы и нормы поведения, и в этом проявляется резко этический характер этой религии. Можно даже сказать, что учение Будды не было ни религиозным, ни философским. Он уклонялся от разговоров на тему об абсолютном, о Боге, о душе - и вовсе не потому, что не обладал достаточными знаниями, а потому, что у его учения была сугубо практическая цель - помочь избавиться от страданий.
Учение Будды - о сострадании, милосердии, любви ко всем живым существам. Буддизм проповедует дух ненасилия, развивает в человеке стремление совершать добрые дела, милосердие, нежелание отвечать злом на зло, указывает путь к счастью.
Эта религия отличается от большинства других тем, что не признает бессмертия души, а также провидения. Участь человека, по представлениям буддистов, зависит только от его поступков и мыслей, от усилий в постоянной работе над собой.
И конечная цель этой работы не вечная жизнь на небесах (так как любая жизнь - это лишь бесконечная череда перерождений), а освобождение от оков кармы и выход из круга перевоплощений.
В буддизме нет ни единого, неизменного Бога-творца, создателя Вселенной, как в монотеистических религиях, ни такого понятия богов, как в других политеистических религиях. Боги, как и другие сверхъестественные существа, тоже подчиняются действию кармы и должны бесконечно перерождаться. Когда же их заслуги исчерпаются, они могут в следующем воплощении родиться людьми, животными. Жизнь в облике бога такая же временная, как и во всяком другом. Только человек, старательно совершенствуя себя, может искоренить причину перерождений и достичь нирваны.
1. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.
2. Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
3. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000.
5. Культурология: Учеб. .пособие для вузов / Под ред. проф. Г.В. Драча. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ 2003.
6. Культурология: Учеб. .пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 3-е изд. ~ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Экспертиза ценности документов в современных условиях
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса к диалогу культур в дошкольном и младшем школьном возрасте
Дипломная работа:
Развитие познавательного интереса к диалогу культур в дошкольном и младшем школьном возрасте
Дипломная работа:
Образ мусульманина в современной массовой культуре
Курс лекций:
Менеджмент в сфере культуры