Реферат
«Психологический статус детей с ранним детским аутизмом»
- 16 страниц
Глава I. Особенности развития детей с синдромом раннего дет-ского аутизма.
Стр. 2
1.1. Особенности раннего аффективного развития аутичного ре-бенка в возрасте от 0 до 1,5 лет.
Стр. 2
1.2. Особенности развития речевой сферы у аутичных детей Стр. 6
Глава II. Организация коррекционной работы и обучение детей с синдромом РДА
Стр. 7
2.1. Принципы организации коррекционной работы Стр. 7
2.2. Некоторые приемы организации коррекционной помощи Стр. 7
2.3. Холдинг-терапия Стр. 8
2.4. Проблемы обучения аутичных детей Стр. 9
2.5. Организация школьного обучения аутичных детей Стр. 10
Выводы Стр. 14
Список использованной литературы Стр. 15
В своем наиболее характерном виде синдром раннего детского аутизма (далее – РДА) проявляется в возрасте 2,5 – 3 года. Вместе с тем исследователи утвер-ждают, что развитие маленького аутичного ребенка (далее – АР) необычно уже с самых первых месяцев его жизни. Тем не менее диагноз до двух лет, как пра-вило, не ставится.
Причины диагностических ошибок:
• нечеткость жалоб родителей, обусловленная противоречивостью проявле-ний ребенка, их кажущейся нелогичностью;
• задержка, отставание развития одних функций могут сочетаться с опере-жающим развитием других;
• массивность фона неспецифической возрастной симптоматики нарушения развития и накопления у аутичных детей (далее – АД) различных негрубых неврологических знаков.
Исходная биологическая дефицитарность АР определяет прежде всего наруше-ние развития его аффективной сферы, что влечет за собой не только нарушение развития коммуникации, социального взаимодействия, но и искажение разви-тия психических функций: сенсомоторной, речевой, когнитивной.
Неблагополучие нельзя связывать с отдельными патологическими симптомами, оно проявляется, скорее, в настораживающих тенденциях развития. Лишь рас-смотрение всего комплекса поведенческой адаптации к миру и человеку позво-ляет дать достаточно объективную оценку индивидуальным проявлениям ре-бенка, тенденциям его развития.
Существует 2 варианта общего своеобразного фона, на котором происходит развитие АД. В первом случае у такого ребенка с самого начала могут прояв-ляться признаки слабости психического тонуса, вялости, малой активности в контактах со средой, невыраженность проявлений даже витальных потребно-стей. Часто родители описывают таких детей как очень спокойных, «идеаль-ных», удобных. В других случаях дети, напротив, уже в самом раннем возрасте отличаются особой возбудимостью, двигательным беспокойством, трудностями засыпания, особой избирательностью в еде. К ним трудно приспособиться. Свое недовольство они могут выражать так резко, что становятся диктаторами в разработке первых аффективных стереотипов контакта с миром, единолично определяя, что и как надо делать. Такого ребенка трудно удержать на руках или в коляске. Возбуждение обычно возрастает к году. Когда такой ребенок начи-нает самостоятельно передвигаться, он становится абсолютно неуправляемым. Активность его, однако, носит полевой характер и никак не связана с направ-ленным обследованием среды. В обоих случаях часто отмечается тревожность, пугливость, легкое возникновение у детей состояния сенсорного дискомфорта. Неприятные впечатления во многих случаях надолго фиксировались в аффек-тивной памяти ребенка.
Необычная реакция на сенсорные впечатления проявлялась и при стремлении ограничить сенсорный контакт с миром. При недостаточной направленности на обследование окружающего отмечалась захваченность, очарованность ребенка определенными стереотипными впечатлениями – зрительными, тактильными, слуховыми, вестибулярными, проприоцептивными. Характерна трудность от-влечения ребенка от подобных впечатлений.
В случае РДА близкому практически не удается включиться в действия, по-глощающие ребенка. Чем больше ребенок выглядит захваченным ими, тем сильнее отвергает попытки взрослого вмешаться в его особые занятия, помочь ему, научить чему-то другому. Особые сенсорные увлечения начинают отгора-живать его от взаимодействия с близкими, а значит от развития и усложнения взаимодействия с окружающим миром.
Обратимся подробнее к самым истокам проблем формирования связи АР с ма-терью. Многие матери АД рассказывают о том, что их ребенок не фиксировал взгляда на лице взрослого, смотрел мимо, «сквозь». Ограниченность возможно-го контакта «лицом к лицу» мешает выработке первых форм координации взглядов, мимических, голосовых реакций, организации первого возможного «разговора», – обмена эмоциональными реакциями, который в норме наблюда-ется уже к 3 мес. Наряду с нарушением развития первых стереотипов бытового взаимодействия нарушается становление стереотипов эмоционального контак-та. На руках матери многие АД чувствуют себя дискомфортно: они не прини-мают позу готовности, ощущается безразличие ребенка, или его напряжение, или даже сопротивление
Выводы
1. Знание специалистами опорных точек раннего выявления аутизма крайне необходимо, т.к. приближает к возможности начать коррекционную работу в начале формирования будущих симптомов РДА. Разработка адекватных методов коррекционного воспитания, которыми должны быть вооружены прежде всего родители АД, возможна только при понимании логики того, что происходит с ребенком в раннем возрасте.
2. Синдром РДА оформляется окончательно к 2,5 – 3 годам. В этом возрасте психическое развитие ребенка имеет уже выраженные черты искаженно-сти: нарушение способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица), суть которых – нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.
3. Совершенно очевидна необходимость раннего коррекционного вмеша-тельства при признаках аутистического развития, главным принципом которого является попытка объединить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близким в единую линию.
4. Наибольшие трудности при обучении АР связаны не с самим усвоением знаний и умений (хотя и это достаточно трудно для многих АД), а с их практическим использованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя именно во взаимодействии с людьми.
5. Все АД нуждаются в специальной педагогической и психологической помощи. Особенности психического развития АР определяют необходимость создания специальных форм организации его школьного обучения.
6. Даже в самых тяжелых случаях аутизма при создании адекватных усло-вий обучение АР возможно.
1. Баенская Е. Г. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. – №5, 1995, с. 76.
2. Баенская Е. Г. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста // Дефектология. – №1, 1999, с. 56.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы ранне-го детского аутизма. Сообщение 1 // Дефектология. 1987. № 6. - С.10.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы ранне-го детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология, 1988. №2. - С. 10.
5. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологичекой помощи се-мье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – №3, 1996, с. 56.
6. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции рече-вых нарушений при РДА // Дефектология. – №5, 1990, с. 59.
7. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – №2, 1995, с. 8.
Тема: | «Психологический статус детей с ранним детским аутизмом» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 16 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Реферат:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью
Курсовая работа:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Курсовая работа:
Психологические особенности первоклассников с задержкой психического развития