Курсовая работа
«Проблемы эмоционального восприятия сверстников подростками в современной научной литературе»
- 39 страниц
Введение Стр. 2
Глава I. Психологические новообразования подросткового возраста Стр. 4
1.1. Возрастные границы подросткового периода Стр. 4
1.2. Психологические новообразования подросткового возраста Стр. 7
Глава II. Роль сверстников в психологическом становлении подростка Стр.12
2.1. Общение со сверстниками в жизни подростка Стр.12
2.2 Психологические функции общества подростков Стр.15
2.3. Подростковый жаргон Стр.17
2.4. Особенности общения подростка с одноклассниками Стр.19
2.5. Неформальные подростковые объединения Стр.21
Глава III. Оценка и восприятие сверстниками друг друга Стр.28
Заключение Стр.34
Список использованной литературы Стр.36
Введение
Подростковый возраст (далее – ПВ), или отрочество, относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.
В данной курсовой работе рассматриваются проблемы эмоционального восприятия подростками сверстников. Актуальность темы определяется необходимостью изучения условий, в которых формируется здоровая личность подростка. Особенностью этого возраста является то, что достаточно сформировав интеллектуальный аппарат, подросток осмысленно конструирует своё собственное мировоззрение, индивидуальную систему ценностей, Я-концепцию. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности.
В ПВ происходит резкое расширение объема и глубины восприятия другого человека. Поскольку образ «Я» формируется во взаимодействии с «другими» и через принятие того, каким субъект видится «другими», мы считаем, исследование особенностей восприятия образа «другого» в подростковом возрасте является актуальной задачей для психологических исследований.
Ключевой идеей нашего исследования является идея о том, что взаимодействие личности с окружающими людьми сопровождается эмоциональными переживаниями. И, в свою очередь, условиями становления эмоционального мира являются общение и социальное познание. Для подростка референтным, прежде всего, является сверстник. Образ сверстника формируется через его эмоциональное переживание. Характер отношений со сверстниками и другими значимыми людьми во многом определяет самоотношение подростка, является одним из важнейших путей формирования социальной успешности и психологического здоровья человека. Поэтому изучение эмоций, которые испытывает подросток в восприятии сверстника, представляется нам актуальной задачей для психологической теории и практики.
Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение проблемы эмоционального восприятия сверстников подростками в современной научной литературе.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Определить возрастные границы подросткового периода.
2. Описать психологические новообразования ПВ.
3. Рассматривая роль сверстников в психологическом становлении подростка, определить психологические функции общества подростков, а также особенности общения подростка с одноклассниками.
4. Рассмотреть особенности общения в неформальных подростковых объединениях и их роль в жизни современных подростков.
5. Рассмотреть особенности и функции жаргона в общении подростков
6. Выявить специфику оценки и восприятия сверстниками-подростками друг друга
2.2 Психологические функции общества подростков
Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер, если нет других источников такой информации.
Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой.
Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайноважное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [15].
Психология общения в ПВ строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
В ПВ меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Заключение
Проанализировав представленные в современной научной, научно-популярной и учебно-методической литературе точки зрения по проблемам психологии подросткового возраста, мы пришли к следующим выводам:
1. Наиболее приемлемым критерием для определения границ подросткового периода являются новообразования, характеризующие сущность данного возраста. Соответственно, границы эти можно установить между 10 – 11 и 15 – 16 годами.
2. Новообразования обусловлены сменой и развитием ведущих типов деятельности. Центральным новообразованием ПВ является возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, однако есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Характерно стремление подростка к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Развитие рефлексии и на ее основе самосознания.
3. Одна из главных тенденций ПВ – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. Важнейшей потребностью подростка является, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами.
4. Психология общения в ПВ строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: приватизации и аффилиации.
5. Одной из форм самоутверждения подростков является жаргон. Он отражает одно из противоречий отроческой психики: повышенная эмоциональность, чувствительность и в то же время застенчивость, боязнь выдать свою слабость и, как следствие, сдержанность в выражении чувств. Кроме того он служит средством отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности.
6. Среди отношений на одно из первых мест для подростка выходят отношения с одноклассниками, которые, отражаясь в самооценке школьника, влияют на особенности его учебной деятельности.
7. Многие из важнейших потребностей человека в ПВ – в автономизации от взрослых, изживании конфликта с ними, в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе, потребность в принятии социумом, признании, преодолении комплекса неполноценности, потребность в смысле, в получении удовольствий и новых ощущений, а также потребность в недоступной информации – реализуются в неформальных молодежных объединениях.
8. Существуют определённые возрастные и гендерные различия в восприятии человеческих отношений подростками. Эмоциональность восприятия в возрастном и характерологическом аспектах проявляется различным образом. Если возрастные и гендерные особенности более всего повлияли на восприятие личностью отношений симпатии, то различные типы акцентуаций характера, напротив, в большей степени оказали воздействие на восприятие отношений антипатии и безразличия.
1. Беличева С. А. Сложный мир подростка, Свердловск, 1984
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008.
3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979, сс. 125 – 133.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001, сс. 493 – 500.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М., «Просвещение», 1967.
7. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. — М., 1975.
8. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. – М., 1987, сс. 6 – 36.
9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений в 6-ти т. Т 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина, М.: Педагогика, 1984.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений в 6-ти т. Т 4/ Под ред. Д.Б. Эльконина, М.: Педагогика, 1984, сс. 243 – 269.
11. Зинченко А.В. Стремление к переживанию в современных молодёжных движениях//Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединений. сб. науч. тр./АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии, 1988, сс. 123 – 130
12. Кле М. Психология подростка. Психо-сексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991.
13. Крылов Н.И. О намерениях старших школьников в отношении будущей профессии. – В кн.: Вопросы психологии нравственного развития школьников. М., 1962, сс. 14 – 46.
14. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989, сс. 106 – 149, 167 – 186.
15. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979, сс. 93 – 96, 101 – 110.
16. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования / Под ред. А. А. Бодолева, Р. Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987, сс.17 – 41.
17. Педагогическая энциклопедия на сайте w*w.otrok.r*
18. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998, сс. 301 – 304.
19. Петрунек В. П. Нелегкий шаг к юности. – М.: Педагогика, 1984, сс. 52 – 59
20. Борисов И. Ю. Кое-что о рокерах // По неписаным законам улицы. Ярославль: Юридическая литература, 1989
21. Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д.А. Фарбер //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
22. Радзиховский Л. А. Изучение психологических особенностей неформальных молодежных объединений // Вопросы психологии 1988. №4, с.182
23. Резухина Е.В. Подростковые и молодежные субкультуры: психологический аспект// на сайте w*w.valeocentre.r*
24. Розин М.В. Увлечение или потребность // По неписаным законам улицы… Ярославль: Юридическая литература, 1989, сс. 138 – 156.
25. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
26. Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии, 1985, № 5, сс. 61 – 71
27. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006, сс. 26 – 27.
28. Товбаз Е. Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук: Комсомольск-на-Амуре, 1997.
29. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.– М.: Знание, 1991, сс. 28 – 33.
30. Толстых Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. – 1984. – №3, сс.79 – 86.
31. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. – 1983.– №1, сс.33 – 42.
32. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, № 6, сс. 20 – 37
33. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4, сс.6 – 20.
Тема: | «Проблемы эмоционального восприятия сверстников подростками в современной научной литературе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Утопическая проза в современной русской литературе
Магистерская работа:
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Прагматические особенности речевого этикета в различных культурах и их изучение в практическом курсе английского языка
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Молодежные экстремистские организации в современной России