Дипломная работа
«Вводно-модальные элементы в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)»
- 52 страниц
Введение 2
Глава I. Модальность как грамматическая категория 5
1.1.О категории модальности в русском языке 5
1.2. Модальность субъективная и объективная 15
1.3. Вводно-модальные элементы как средства выражения субъективно-модальных значений предложения. 18
1.4. О разграничении понятий «вводные слова» и «модальные слова» 23
Итоги первой главы 25
Глава II. Структура, семантика и функции вводно-модальных элементов в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.) 27
2.1. Функционально-семантические группы и структура вводно-модальных элементов в текстах А. П. Чехова. 27
2.1.1.Функционально-семантическая группа «Уверенность» 27
2.1.2.Функционально-семантическая группа «Предположительность» 31
Выводы 41
2.2. Функции вводно-модальных элементов в художественных произведениях А. П. Чехова. 42
Выводы 47
Заключение 49
Список использованной литературы, источники 52
Тема данной дипломной работы «Структура, семантика и функции вводно-модальных элементов в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)».
Вводно-модальные элементы как особый класс слов в русском языке стал выделяться лингвистами сравнительно недавно и потому представляется недостаточно изученным. Само понятие модальности как грамматической категории привлекло к себе пристальное внимание многих отечественных и зарубежных лингвистов только во второй половине ХХ века. Результаты их исследований говорят о том, что модальность, в отличие от традиционных грамматических категорий, строящихся на основе четких парадигматических связей элементов, образующих в совокупности систему языка, представляет собой категорию более высокого порядка (категорию категорий), интегрируя языковые элементы разных категориальных подсистем. Однако само понятие «модальность» трактуется исследователями по-разному. Различия в понимании модальности сказываются в том, что объём этого понятия и охват им языковых явлений не совпадают в концепциях разных авторов. Соответственно, в разных научных трудах по-разному интерпретируются и понятия «вводные слова», «модальные слова», «вводно-модальные слова», зачастую одно понятие подменяется другим, т. е. между ними ставится знак равенства.
Таким образом, мы видим актуальность данной работы в углубленном рассмотрении недостаточно, на наш взгляд, изученного класса слов в русском языке – вводно-модальных элементов.
Целью настоящей дипломной работы является всестороннее изучение вышеназванной группы слов в раннем творчестве Чехова как важной составляющей языка писателя.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть модальность как грамматическую категорию, принимая во внимание различные точки зрения, представленные в трудах отечественных и зарубежных языковедов.
2. Выбрать определение модальности, представляющееся нам наиболее логичным и последовательным.
3. Рассмотреть определения объективной и субъективной модальности и выбрать наиболее, на наш взгляд, точное.
4. Рассмотреть вводно-модальные элементы как средства выражения субъективно-модальных значений предложения.
5. Очертить границы данного класса слов, разграничив понятия «вводные слова» и «модальные слова».
6. Определить рассматриваемое явление – вводно-модальные элементы.
7. Собрать необходимый для изучения фактический материал по ранним рассказам А. П. Чехова.
8. Изучить и описать функционально-семантические группы и структура вводно-модальных элементов в текстах А. П. Чехова.
9. Определить функции вводно-модальных элементов в художественных произведениях А. П. Чехова и показать их смысловую и стилевую значимость.
Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав и Заключения, к ней прилагается выборка, состоящая из 210 примеров употребления Чеховым вводно-модальных элементов. Список использованной литературы содержит 30 наименований.
1-я глава – теоретическая. В ней рассматривается модальность как особая грамматическая категория, сравниваются различные точки зрения на этот вопрос и выбирается та, которая представляется нам наиболее последовательно раскрывающей суть явления. Также, опираясь на работу В.В. Востокова «Система грамматических значений простого предложения в современном русском языке», мы очерчиваем круг рассматриваемых понятий, даем определение понятия «вводно-модальные элементы».
2-я глава – практическая. В ней изучаются функционально-семантические группы вводно-модальных элементов в рассказах Чехова, условно названные «Уверенность» и «Предположительность», оттенки значения входящих в группы элементов, их структура, происхождение, количественное соотношение. Также на примере нескольких рассказов мы рассматриваем особенности использования писателем вводно-модальных элементов как в речи персонажей, так и в авторской речи.
Фактический материал был собран методом сплошной выборки из 84 ранних рассказов А. П. Чехова (1880 – 1885 гг.) по собрание сочинений писателя в 12 томах.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать, что поставленные нами задачи решены и цель достигнута. В ходе работы мы добились следующих результатов:
1. Рассмотрев различные точки зрения, приняли определение модальности как единой синтаксической категорию, в которой выделяется три аспекта значений: а) объективно-модальные; б) внутрисинтаксические модально-предикативные модальные отношения между субъектом-носителем предикативного признака и предикативным признаком; в) субъективно-модальные.
2. Основным, инвариантным мы приняли значение модальности как противопоставления реального/ирреального отношения высказывания к действительности. В понятие «модальность» не включаем логико-грамматические отношения утверждения/отрицания, а также эмоциональные и экспрессивные коннотации.
3. Приняв точку зрения В. В. Востокова, считаем, что субъективно-модальное значение присуще каждому предложению русского языка и передает отношение говорящего лица к сообщаемому предложением в плане уверенности-неуверенности в достоверности сообщаемого.
4. Модальными мы называем слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности.
5. Четко разграничиваем понятия «вводные слова» и «модальные слова». Вводно-модальными словами называем только модальные слова, выступающие в функции вводных слов.
6. Выделяем два обобщенных значения, объединяющих вводно-модальные слова в две семантические группы: уверенности, убежденности говорящего о том, что высказывается (конечно, несомненно, без всякого сомнения и др.); предположительности, неуверенности (наверное, возможно, верно, вероятно др.). Другие значения вводных слов не являются модальными.
7. Нами установлено, что среди используемых А. П. Чеховым вводно-модальных элементов существенно преобладают слова со значением предположительности, неуверенности: 165 случаев из 210, или 78,57%. Вводно-модальные элементы со значением уверенности составляют лишь 21,43%.
8. Существенно более разнообразной по составу является функционально-семантическая группа «Предположительность», насчитывающая 24 вводно-модальных элемента, наиболее употребительным из которых является может быть: 24 случая из 165, или 14,54%.
9. В функционально-семантической группе «Уверенность» используется всего 7 вводно-модальных элементов, из которых существенно преобладает слово конечно (вариант – это конечно) – 22 случая из 45, или 48,88%.
10. Проанализировав 6 ранних рассказов Чехова, мы с уверенностью можем сказать, что вводно-модальные слова являются важным стилеобразующим и смысловым элементом в произведениях писателя.
11. В речи персонажей вводно-модальные элементы из обеих функционально семантических групп служат, во-первых, для более точной передачи характера взаимоотношений между персонажами, во-вторых, для характеристики говорящих. В авторской речи они создают атмосферу доверительного общения с читателем, но также и придают речи оттенок иронии, сарказма (вводно-модальные элементы из функционально-семантической группы «Уверенность»). Вводно-модальные элементы из функционально-семантической группы «Предположительность» также призваны уменьшить категоричность высказываний, передать неуверенность или удивление героя, особенно если рассказы написаны от первого лица.
Вместе с тем вводно-модальные элементы как класс слов представляют собой широкое поле для изучения. Представляется весьма плодотворным продолжить изучение использования данных слов как в более поздних произведениях А. П. Чехова, так и текстах других признанных мастеров слова.
1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 6 томах. Т. 1. М., 1975
2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955
3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с. По электронному изданию библиотеки Московского государственного университета печати – h**t://w*w.hi-edu.r*/e-books/xbook107/01/index.html?part-119.htm
4. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. – С. 96 – 104
5. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке// Исследования по русской грамматике. – М.: Наука, 1975
6. Виноградов В. В. Русский язык. – М., 1972. – С. 9 – 45
7. Востоков В. В. Система грамматических значений простого предложения в современном русском языке. – Арзамас, 2000.
8. Гатинская Н. В. Модальные слова кажимости в русском языке: характеристика и взаимоотношения с другими категориями // Семантика и прагматика языковых единиц. – Уфа, 1999. – С. 66.
9. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. В 2 томах. Том 1. – М.: Просвещение, 1967.
10. Грамматика русского языка. Синтаксис. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
11. Грепл М. О сущности модальности // Языкознание в Чехословакии. – М.: Прогресс, 1978. С. 277 – 301
12. Грамматика русского языка. Синтаксис. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
13. Золотова Г. А. Очерки функционального синтаксиса русского языка. - М.: Наука, 1973. – 452 с.
14. Лагута О. Н. Логика и лингвистика. – Новосибирск., 2000. – 116 с.
15. Лекант П. А. Очерки по грамматике русского языка. – М., 2002. – С. 125
16. Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.
17. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное издание М.: Русский язык, 2000. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.
18. Пантелеева Е. А. Функциональная значимость вводных конструкций в художественном тексте // Русский язык и славистика в наши дни: Материалы Международной научн. конф., посвящ. 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова. – М., 2004. – С. 632 – 634
19. Парамонов Д. А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке // Вестник Омского университета – № 2. – 1998.
20. Петров Н. Е. О содержании и объеме языковой модальности. Новосибирск: Наука, 1982.
21. Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. М.: Наука, 1980.
22. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 432 с.
23. Свиридова Т. М. Вводно-модальные компоненты в аспекте характеризации согласия/несогласия//Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 3. – 2007. – М.: Изд-во МГОУ. С. 20-26
24. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под. Ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Русский язык, 1981.
25. Современный русский язык. В 2-х ч. Ч. 2. Под ред. Д.Э. Розенталя. Изд. 2-е, испр. Учебник для ун-тов, М.: «Высшая школа», 1976. – 221 с.
26. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. М.: Наука, 1990.
27. Топтыгина Е.Н. О субъективной модальности научно-популярного текста // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 3. – 2007. – М.: Изд-во МГОУ. С. 47 – 48.
28. Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности: Тез. докл. конф. / Редкол.: Л. А. Бирюлин и др. Иркутск: Иркут. пед. ин-т иностр. яз.; Ленингр. отд-е Ин-та языкознания, 1990.
29. Хлевова Ю. А. Типы модальных значений // Вестник Амурского Государственного Университета. – вып. 7.– Благовещенск, 1998.
30. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
Источники:
Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 томах. – М.: Гослитиздат, 1954-1957 гг., I – III том.
Работа абсолютно оригинальная. Написана на основании собранного и проанализированного автором фактического материала
Тема: | «Вводно-модальные элементы в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)» | |
Раздел: | Языковедение | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 5000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика