Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Вводно-модальные элементы в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)» - Дипломная работа

  • 52 страниц(ы)
фото автора

Автор: lenablumina

Содержание

Введение 2

Глава I. Модальность как грамматическая категория 5

1.1.О категории модальности в русском языке 5

1.2. Модальность субъективная и объективная 15

1.3. Вводно-модальные элементы как средства выражения субъективно-модальных значений предложения. 18

1.4. О разграничении понятий «вводные слова» и «модальные слова» 23

Итоги первой главы 25

Глава II. Структура, семантика и функции вводно-модальных элементов в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.) 27

2.1. Функционально-семантические группы и структура вводно-модальных элементов в текстах А. П. Чехова. 27

2.1.1.Функционально-семантическая группа «Уверенность» 27

2.1.2.Функционально-семантическая группа «Предположительность» 31

Выводы 41

2.2. Функции вводно-модальных элементов в художественных произведениях А. П. Чехова. 42

Выводы 47

Заключение 49

Список использованной литературы, источники 52


Введение

Тема данной дипломной работы «Структура, семантика и функции вводно-модальных элементов в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)».

Вводно-модальные элементы как особый класс слов в русском языке стал выделяться лингвистами сравнительно недавно и потому представляется недостаточно изученным. Само понятие модальности как грамматической категории привлекло к себе пристальное внимание многих отечественных и зарубежных лингвистов только во второй половине ХХ века. Результаты их исследований говорят о том, что модальность, в отличие от традиционных грамматических категорий, строящихся на основе четких парадигматических связей элементов, образующих в совокупности систему языка, представляет собой категорию более высокого порядка (категорию категорий), интегрируя языковые элементы разных категориальных подсистем. Однако само понятие «модальность» трактуется исследователями по-разному. Различия в понимании модальности сказываются в том, что объём этого понятия и охват им языковых явлений не совпадают в концепциях разных авторов. Соответственно, в разных научных трудах по-разному интерпретируются и понятия «вводные слова», «модальные слова», «вводно-модальные слова», зачастую одно понятие подменяется другим, т. е. между ними ставится знак равенства.

Таким образом, мы видим актуальность данной работы в углубленном рассмотрении недостаточно, на наш взгляд, изученного класса слов в русском языке – вводно-модальных элементов.

Целью настоящей дипломной работы является всестороннее изучение вышеназванной группы слов в раннем творчестве Чехова как важной составляющей языка писателя.

Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть модальность как грамматическую категорию, принимая во внимание различные точки зрения, представленные в трудах отечественных и зарубежных языковедов.

2. Выбрать определение модальности, представляющееся нам наиболее логичным и последовательным.

3. Рассмотреть определения объективной и субъективной модальности и выбрать наиболее, на наш взгляд, точное.

4. Рассмотреть вводно-модальные элементы как средства выражения субъективно-модальных значений предложения.

5. Очертить границы данного класса слов, разграничив понятия «вводные слова» и «модальные слова».

6. Определить рассматриваемое явление – вводно-модальные элементы.

7. Собрать необходимый для изучения фактический материал по ранним рассказам А. П. Чехова.

8. Изучить и описать функционально-семантические группы и структура вводно-модальных элементов в текстах А. П. Чехова.

9. Определить функции вводно-модальных элементов в художественных произведениях А. П. Чехова и показать их смысловую и стилевую значимость.

Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав и Заключения, к ней прилагается выборка, состоящая из 210 примеров употребления Чеховым вводно-модальных элементов. Список использованной литературы содержит 30 наименований.

1-я глава – теоретическая. В ней рассматривается модальность как особая грамматическая категория, сравниваются различные точки зрения на этот вопрос и выбирается та, которая представляется нам наиболее последовательно раскрывающей суть явления. Также, опираясь на работу В.В. Востокова «Система грамматических значений простого предложения в современном русском языке», мы очерчиваем круг рассматриваемых понятий, даем определение понятия «вводно-модальные элементы».

2-я глава – практическая. В ней изучаются функционально-семантические группы вводно-модальных элементов в рассказах Чехова, условно названные «Уверенность» и «Предположительность», оттенки значения входящих в группы элементов, их структура, происхождение, количественное соотношение. Также на примере нескольких рассказов мы рассматриваем особенности использования писателем вводно-модальных элементов как в речи персонажей, так и в авторской речи.

Фактический материал был собран методом сплошной выборки из 84 ранних рассказов А. П. Чехова (1880 – 1885 гг.) по собрание сочинений писателя в 12 томах.


Заключение

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать, что поставленные нами задачи решены и цель достигнута. В ходе работы мы добились следующих результатов:

1. Рассмотрев различные точки зрения, приняли определение модальности как единой синтаксической категорию, в которой выделяется три аспекта значений: а) объективно-модальные; б) внутрисинтаксические модально-предикативные модальные отношения между субъектом-носителем предикативного признака и предикативным признаком; в) субъективно-модальные.

2. Основным, инвариантным мы приняли значение модальности как противопоставления реального/ирреального отношения высказывания к действительности. В понятие «модальность» не включаем логико-грамматические отношения утверждения/отрицания, а также эмоциональные и экспрессивные коннотации.

3. Приняв точку зрения В. В. Востокова, считаем, что субъективно-модальное значение присуще каждому предложению русского языка и передает отношение говорящего лица к сообщаемому предложением в плане уверенности-неуверенности в достоверности сообщаемого.

4. Модальными мы называем слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности.

5. Четко разграничиваем понятия «вводные слова» и «модальные слова». Вводно-модальными словами называем только модальные слова, выступающие в функции вводных слов.

6. Выделяем два обобщенных значения, объединяющих вводно-модальные слова в две семантические группы: уверенности, убежденности говорящего о том, что высказывается (конечно, несомненно, без всякого сомнения и др.); предположительности, неуверенности (наверное, возможно, верно, вероятно др.). Другие значения вводных слов не являются модальными.

7. Нами установлено, что среди используемых А. П. Чеховым вводно-модальных элементов существенно преобладают слова со значением предположительности, неуверенности: 165 случаев из 210, или 78,57%. Вводно-модальные элементы со значением уверенности составляют лишь 21,43%.

8. Существенно более разнообразной по составу является функционально-семантическая группа «Предположительность», насчитывающая 24 вводно-модальных элемента, наиболее употребительным из которых является может быть: 24 случая из 165, или 14,54%.

9. В функционально-семантической группе «Уверенность» используется всего 7 вводно-модальных элементов, из которых существенно преобладает слово конечно (вариант – это конечно) – 22 случая из 45, или 48,88%.

10. Проанализировав 6 ранних рассказов Чехова, мы с уверенностью можем сказать, что вводно-модальные слова являются важным стилеобразующим и смысловым элементом в произведениях писателя.

11. В речи персонажей вводно-модальные элементы из обеих функционально семантических групп служат, во-первых, для более точной передачи характера взаимоотношений между персонажами, во-вторых, для характеристики говорящих. В авторской речи они создают атмосферу доверительного общения с читателем, но также и придают речи оттенок иронии, сарказма (вводно-модальные элементы из функционально-семантической группы «Уверенность»). Вводно-модальные элементы из функционально-семантической группы «Предположительность» также призваны уменьшить категоричность высказываний, передать неуверенность или удивление героя, особенно если рассказы написаны от первого лица.

Вместе с тем вводно-модальные элементы как класс слов представляют собой широкое поле для изучения. Представляется весьма плодотворным продолжить изучение использования данных слов как в более поздних произведениях А. П. Чехова, так и текстах других признанных мастеров слова.


Список литературы

1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 6 томах. Т. 1. М., 1975

2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955

3. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с. По электронному изданию библиотеки Московского государственного университета печати – h**t://w*w.hi-edu.r*/e-books/xbook107/01/index.html?part-119.htm

4. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. – С. 96 – 104

5. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке// Исследования по русской грамматике. – М.: Наука, 1975

6. Виноградов В. В. Русский язык. – М., 1972. – С. 9 – 45

7. Востоков В. В. Система грамматических значений простого предложения в современном русском языке. – Арзамас, 2000.

8. Гатинская Н. В. Модальные слова кажимости в русском языке: характеристика и взаимоотношения с другими категориями // Семантика и прагматика языковых единиц. – Уфа, 1999. – С. 66.

9. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. В 2 томах. Том 1. – М.: Просвещение, 1967.

10. Грамматика русского языка. Синтаксис. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

11. Грепл М. О сущности модальности // Языкознание в Чехословакии. – М.: Прогресс, 1978. С. 277 – 301

12. Грамматика русского языка. Синтаксис. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

13. Золотова Г. А. Очерки функционального синтаксиса русского языка. - М.: Наука, 1973. – 452 с.

14. Лагута О. Н. Логика и лингвистика. – Новосибирск., 2000. – 116 с.

15. Лекант П. А. Очерки по грамматике русского языка. – М., 2002. – С. 125

16. Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

17. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное издание М.: Русский язык, 2000. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.

18. Пантелеева Е. А. Функциональная значимость вводных конструкций в художественном тексте // Русский язык и славистика в наши дни: Материалы Международной научн. конф., посвящ. 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова. – М., 2004. – С. 632 – 634

19. Парамонов Д. А. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке // Вестник Омского университета – № 2. – 1998.

20. Петров Н. Е. О содержании и объеме языковой модальности. Новосибирск: Наука, 1982.

21. Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. М.: Наука, 1980.

22. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 432 с.

23. Свиридова Т. М. Вводно-модальные компоненты в аспекте характеризации согласия/несогласия//Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 3. – 2007. – М.: Изд-во МГОУ. С. 20-26

24. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под. Ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Русский язык, 1981.

25. Современный русский язык. В 2-х ч. Ч. 2. Под ред. Д.Э. Розенталя. Изд. 2-е, испр. Учебник для ун-тов, М.: «Высшая школа», 1976. – 221 с.

26. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. М.: Наука, 1990.

27. Топтыгина Е.Н. О субъективной модальности научно-популярного текста // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 3. – 2007. – М.: Изд-во МГОУ. С. 47 – 48.

28. Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности: Тез. докл. конф. / Редкол.: Л. А. Бирюлин и др. Иркутск: Иркут. пед. ин-т иностр. яз.; Ленингр. отд-е Ин-та языкознания, 1990.

29. Хлевова Ю. А. Типы модальных значений // Вестник Амурского Государственного Университета. – вып. 7.– Благовещенск, 1998.

30. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

Источники:

Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 томах. – М.: Гослитиздат, 1954-1957 гг., I – III том.


Примечания

Работа абсолютно оригинальная. Написана на основании собранного и проанализированного автором фактического материала

Тема: «Вводно-модальные элементы в раннем творчестве Антона Павловича Чехова (1880 – 1885 гг.)»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика