Курсовая работа

«Страхи и пристрастия детей с РДА»

  • 55 страниц
Содержание

Введение….3

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детских страхов у детей с РДА….6

1.1.Психолого-педагогические особенности нарушения эмоционально-волевой сферы детей с синдромом РДА….6

1.2.Страхи и пристрастия у детей с синдромом раннего детского аутизма.11

2. Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма….19

2.1. Подходы и методы коррекции аутизма ….19

2.2. Психолого-педагогические приемы коррекционной работы со страхами

у детей с РДА….….26

2.3. Программа коррекционной работы со страхами у детей с РДА…33

Заключение…41

Список литературы….43

Приложение ….45

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что дети с синдромом раннего детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии.

Проблема страхов - одна из наиболее выраженных поведенческих проблем у детей с аутистическим развитием, при которой ребенок особенно чувствителен к ряду сенсорных воздействий внешнего мира и крайне невынослив, пассивен в эмоциональном контакте с близкими.

Страх у детей с аутизмом наиболее выражен, но природа этих страхов не всегда ясна. Многие обычные окружающие предметы или явления вызывают у них страх. Аутистические страхи искажают объективность восприятия мира. Страхи характеризуются своей неопределенностью и распространением и часто не имеют причин. Они возникают на фоне общего страха и страха. Однако у детей с аутизмом чрезвычайно много объектов страха.

Проблема тревожности проявляется по-разному при разных вариантах аутического дизонтогенеза. Это может быть полное отсутствие реальной опасности и чрезмерная осторожность; постоянный страх и фиксация индивидуальных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному».

Аутичные дети имеют необычные зависимости, фантазии, побуждения, и они, кажется, полностью охватывают ребенка. Их нельзя отвлечь и увести от этих действий. Некоторые дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене. У некоторых есть фантастические превращения в животных или сказочных персонажей. Эти специальные действия, зависимости, фантазии играют важную роль в патологической адаптации таких детей к окружающей среде и к себе.

Детский аутизм является очень распространенным явлением, он изучался многими учеными, которые рассматривали это расстройство с разных точек зрения. Известнейшими учеными, занимающимися данной проблемой были: Л. Каннер, Г. Аспергер, С. С. Мнухин, Л. Уинг, Э. Орниц, К. Джиллберг и другие.

Многие авторы выделяют такие особенности страхов у аутичных детей, как стойкость страхов, специфика их содержания и трудность психологической коррекции.

Недостаточное осознание проблемы страхов и пристрастий у детей с ранним детским аутизмом, вся важность коррекционной работы для таких детей, понимание причин возникновения данного заболевания, роль родителей для воспитания детей, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить актуальность данного исследования.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Страхи и пристрастия у детей с ранним детским аутизмом».

Исследования выбранной темы позволили выявить противоречия: между потребностью общества в адаптации лиц с аутизмом с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов коррекции детей с синдромом раннего детского аутизма, с другой стороны.

Исходя из отмеченных противоречий, вытекает проблема исследования: каковы же возможности психокоррекционной и психотерапевтической работы в работе со страхами и необычными пристрастиями.

Цель исследования: выявить влияние детских страхов на поведение ребёнка и определить способы их коррекции у детей с РДА.

Объект исследования – развитие ребенка с синдромом раннего детского аутизма.

Предмет исследования – особенности страхов и пристрастий у детей с РДА. психолого – педагогические условия коррекции страхов ребенка с синдромом раннего детского аутизма.

Гипотеза исследования - коррекция аутичного ребенка будет эффективной, если реализуется ряд психолого – педагогических условий:

- будет создана обстановка эмоционального комфорта и психического благополучия в семье;

- будут использованы правильно подобранные коррекционная программа и психотерапия по преодолению страхов и пристрастий аутичных детей, исходя из тяжести и глубины данной патологии.

- для каждого вида страха можно подобрать определенную систему упражнений, которые будут оптимальными для их устранения.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогические особенности нарушения эмоционально-волевой сферы детей с синдромом РДА;

2.Выявить особенности страхов и пристрастия у детей с синдромом раннего детского аутизма;

3.Проанализировать подходы и методы психологической помощи детям с РДА;

4.Разобрать психолого-педагогические приемы коррекционной работы страхов для детей с РДА;

5. Составить программу коррекционной работы со страхами у детей с РДА.

Фрагмент работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С РДА

1.1. Психолого-педагогические особенности нарушения эмоционально-волевой сферы детей с синдромом РДА

Нарушение эмоционально-волевой сферы является важным признаком аутистических расстройств и может произойти сразу после рождения. При аутизме, как отмечает К.С. Лебединская, у детей явно отстает в своем формировании комплекс оживления. Он проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбке и эмоциональных реакциях в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявление внимания со стороны взрослых [11, с. 25].

По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. «Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери не принимают соответствующей приспособительной позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными, либо он «весит как мешочек» (по выражению родителей), либо бывает чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление» [11, с. 26]. К ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается.

Характерны трудности в выражении просьбы. Взрослые с трудом догадываются чего просит ребенок, что его удовлетворяет. Как отмечет Е.Стребелева, малыш может однообразно «мычать» - кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляда к желаемому предмету. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания, ребенок обычно берет взрослого за руку и кладет ее на желаемый предмет - чашку с водой, игрушку, книгу и т.п. [23, с. 185].

Ребенок обычно отличает родителей от других взрослых, но не проявляет особой привязанности («аффективная блокада», говорит Л. Каннер). Даже может проявиться страх перед одним из родителей. Ребенок часто может ударить или укусить, но делает все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются после других и могут не соотноситься с родителями [6, с. 23].

Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. По словам И.Костина «Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности» [29, с. 223].

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

- в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

- ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы [3, с. 108]

К.С. Лебединская выделяет 4 группы состояний по степени тяжести РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

2. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке (от себя). [9, с. 76]

У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Ему быстро надоедает даже приятное общение, он подвержен неприятным впечатлениям и страху. Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.

По мнению В.М. Башиной «Страхи появляются очень рано, они могут быть диффузными, неспецифичными по уровню общей тревожности и тревоги и варьироваться, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, а список предметов страха действительно бесконечен: зонтики, шум бытовая техника, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и т. д.» [2, с. 163].

Заключение

Ранний детский аутизм - одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Основными характеристиками этого синдрома, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с другими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любые изменения в окружающей среде, болезненное согласие с рутиной, монотонное поведение с тенденцией к стереотипным движениям, а также нарушения речи, характер которых существенно различается при разных вариантах синдрома. Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим симптомом синдрома РДА.

Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании поведения аутичного ребенка. Однако они обладают рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного ребенка от страхов обычных детей. Страхи аутичного ребенка не всегда проявляются внешне, в его поведении, не исчезают впоследствии и продолжают оставаться актуальным на протяжении многих лет жизни. Страхи у детей с аутизмом отличаются неконкретностью, диффузностью и часто не имеют причины, возникая на фоне общей тревоги и беспокойства, вместе с тем объектов страха у детей с аутизмом чрезвычайно много.

Так как страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения, встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления психического неблагополучия ребенка.

Коррекционная работа с ребенком с РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия. Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

В работе со страхами аутичных детей можно использовать следующие методы: игротерапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт); психогимнастика; беседа на заданную тему; рисунок, музыку; использование наглядных пособий (фотографий, рисунков, схем, графических изображений, символов); элементы психологического тренинга.

Особое место в коррекции страхов и других аффективных нарушений в детском возрасте занимает игровая терапия.

Список литературы

1. Буянов М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. – 88с.

2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.:Медицина, 1999.- 240с.

3. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей (на основе доклада, прочитанного на II Съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.)) / Л.С. Выготский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 15 – 25.

4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: “Издательство союз”, 2000

5. Захарова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 10(45). – Новосибирск: СибАК, 2014.

6. Каннер, Л. Аутистические нарушения аффективного контакта / Лео Каннер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2010 (10). – № 1. – С. 85 – 98.

7. Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Матер. III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20-23 окт., 2003 г.). - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.

8. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, 2010

9. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.141

10. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студентов психол. фак. выс. учеб. заведений / В.В. Лебединский – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 144 с.

11. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского М.: Изд-во МГУ, 1990.196 с.

12. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солн-цева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 464 с.

13. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.- 288с.

14. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.:

15. Никольская, О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская – М.: Теревинф, 2005. – 224 с.

16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. –М.: Теревинф, 2017.- 288с.

17. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.

18. Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения. М.: Медицина, 2003.-120с.

19. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С. Рудик. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с.

20. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 464 с.

21. Стребелева Е.А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелевой Е.А. — M.: Издательский центр «Академия», 2012. — 312с.

22. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития.- 2004.- № 3

23. Щипицина Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. – СПб.: Дидактика Плюс, - 2001. – 368с. ISBN 5-89239-028-4

24. Ширли КОЭН. Жизнь с аугизмом. / Перевод сангл. Игорь Костин. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. - 240 с.

25. Янушко Е.А.Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004

Эл.ресурсы

26. Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] // Издательство: Теревинф, 2017 г.// https://www.lab**int.ru/books/

27. Костин, И.А. Основные направления и методы психологического сопровождения людей с РАС в подростковые и юношеские годы: опыт Института коррекционной педагогики / И.А. Костин // Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор Е.А. Черенёва; [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – С. 83 – 87.

28. Фрит, У. Аутизм и модель психического [Электр. ресурс] / Ута Фрит. – 1989. – Режим доступа: http://www.as**rgers.ru/system/files.pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Страхи и пристрастия детей с РДА»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 55
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика