Курсовая работа

«Особенности ценностных ориентаций в период зрелости»

  • 38 страниц
Содержание

Введение Стр. 2

Глава 1. Ценностные ориентации в исследовании зарубежных и отечественных авторов Стр. 5

Понятие ценностных ориентаций Стр. 5

Структура и виды ценностных ориентаций Стр.12

Глава 2. Зрелость как психологический возраст Стр.16

2.1. Понятие зрелости Стр.16

2.2. Периодизация зрелости Стр.18

2.3. Кризисы зрелости Стр. 20

Заключение Стр. 33

Список использованной литературы Стр. 35

Введение

Введение

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Ценности и ценностные ориентации (в дальнейшем – ЦО) человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ЦО личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей.

В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. Таким образом, система ЦО личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Этапность формирования системы ЦО, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития.

ЦО личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. ЦО личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом.

В последние годы в психологии наметилась четкая тенденция – возрос интерес к изучению кризисных периодов зрелого возраста, связанных, прежде всего, с переоценкой ЦО личности. Анализ литературных данных показывает, что проблема кризисов зрелости не менее актуальна, чем кризисов ранних периодов развития. С одной стороны, сегодня увеличилась средняя продолжительности жизни и значительная часть людей в онтогенезе проходят через кризисы зрелого периода. С другой, радикальные и очень быстрые социальные изменения, происшедшие за последние десятилетия, обострили протекание кризисных периодов у людей нынешнего поколения по сравнению с предыдущим. Серьезные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ЦО.

Целью настоящей курсовой работы является определение особенностей ценностных ориентаций в зрелый период жизни. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понимание предмета исследований, т. е. ценностных ориентаций личности, в зарубежной и отечественной научной литературе.

2. Определить структуру и виды ЦО.

3. Рассмотреть понимание зрелости как психологического возраста и ее периодизацию в научной литературе.

4. Рассмотреть присущие данному периоду возрастные кризисы и выделить их особенности.

Фрагмент работы

2.1. Понятие зрелости

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости.

Зрелость (взрослость), состояние, к которому приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции.

По И. С. Кону, зрелая личность – «это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» [13. с. 177]

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; b) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации. [10].

Заключение

Заключение

В нашей работе рассматривались особености ЦО личности в период зрелости. Решая поставленные нами задачи, мы пришли к следующим выводам:

1. Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.Г.Асмолов, В.В.Столин, Л.И.Анциферова, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Петровский, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев и др.), так и зарубежных (Э.Эриксон, В.Штерн, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Д.Левинсон, Р.Хейвигхерст и др.) психологов.

2. Один из наиболее продуктивных подходов изучения развития личности разрабатывается в рамках отечественной психологии. В нем развитие личности рассматривается в связи с преобразованием ее смысловой сферы. Одним из структурных компонентов смысловой сферы личности выступает система личностных ценностей.

3. Теоретические концепции второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ЦО личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.

4. Сложная и неоднородная структура ЦО личности, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие множества классификационных моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание. В данной работе мы рассмотрели концепции структуры ЦО как отечественных (Н. А. Бердяева, Д. А. Леонтьева, В. Ф. Сержантова, К. А. Абульхановой-Славской, Н. И. Лапина), так и зарубежных (Ш. Шварца и У. Билски, М. Рокича, А. Маслоу, В. Франкла) ученых.

5. В определении понятия «зрелость» мы приняли точку зрения И. С. Кона, согласно которой зрелая личность – это личность, активно владеющая своим окружением, обладающая устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способная правильно воспринимать людей и себя.

6. Жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития человека не существует. Это зависит от закономерностей созревания организма и инволюционных процессов в нём. В своей работе мы приводим несколько различных классификаций возрастов, относящих к зрелости период жизни человека от 21 года до 65 лет.

7. Система ЦО личностей не является статичной, она подверженна постоянным изменениям. Противоречия внутри системы личностных ценностей являются основой динамики ценностно-смысловой сферы личности. В противоречии заложена предпосылка изменения системы личностных ценностей и развития личности, которое состоит в устранении этого противоречия, определенной перестройке деятельностей, а вслед за тем - и самой системы личностных ценностей. В данной работе мы расмотрели возрастные кризисы, присущие периоду зрелости.

8. Проблема развития личности в первую очередь связана с возможными более или менее кардинальными перестройками в системе личностных ценностей. Возрастные кризисы стоит считать нормативными психосоциальными явлениями потому, что они необходимы человеку для индивидуально-личностного и социального развития и определяются как индивидуальными, так и социальными причинами.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

2. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., издательство "Институт психологии РАН", 2006, 512 с. (серия: "Достижения в психологии")

3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с

4. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990., 171с.

5. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

6. Бунак B.B. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов. – М.: Советская педагогика. – 1965. – №11. С. 105–119.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

8. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1996. – № 1. – С.86-99

9. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с. Глава VI. Особенности психического развития человека в периоды взросления зрелости и старения. С.220–226

10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Электронная версия w*w. vocabulary.r*/dictionary

11. Дильтей В. Описательная психология // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 2-е изд. – С.319-346.

12. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. – М.: Канон, 1995. – 352 с.

13. Кон И.С. Социальная психология. – М.: Воронеж. 1999.

14. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

15. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С.47–78

16. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975, – 304 с.

17. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992. – 17 с.

18. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии – 1996. – № 5. – С.25–26.

19. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 6–23.

20. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – 432 с.

21. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 304 с.

22. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

23. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.

24. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 320 с.

25. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990, – 360 с.

26. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. – М.: Политиздат, 1975. – 392 с.

27. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

28. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.

29. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. –368 с.

30. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств. Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90

31. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. М.: Генезис, 2009.

32. Шутс В. Глубокая простота. - СПб.: "Роза мира", 1993 – 218 с.

33. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН; Когито-центр, 1996 – 16 с.

34. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1994. – С.269–275

35. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Текст. / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. –204 с.

36. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб., 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности ценностных ориентаций в период зрелости»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика