Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Исследования памяти в когнитивной психологии» - Курсовая работа

  • 30 страниц(ы)
фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение.3

1. Основные подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии….….5

2. Модели памяти в когнитивной психологии.11

3.Теория информации в исследованиях объема кратковременной памяти….16

4. Когнитивная психология о структуре памяти.21

Заключение.25

Список литературы .28


Введение

Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50—60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д. Основное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательности, определяемости средой, неполноты познавательных схем и др.

Тема памяти занимала важное место и в работах первых исследователей — Уильяма Джемса в Америке и Германа Эббингауза в Германии. Важную роль сыграли исследования Э. Толмена. Основные мнемические процессы рассматривались в трудах Фресса и Пиаже, Величковского и Солсо.

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, познавательного развития детей, психолингвистику. «Самая фундаментальная проблема из тех, с которыми сегодня встречается когнитивная психология, – это как теоретически представить знания, имеющиеся у человека: что представляют собой элементарные символы или понятия, и как они связаны, состыкованы между собой, как из них строятся более крупные структуры знаний, и как осуществляется доступ к столь обширной "картотеке", как ведется в ней поиск, и как она используется при решении рядовых вопросов повседневной жизни».[6]

Целью работы является: рассмотреть проблемы и аспекты исследований памяти в когнитивной психологии

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть когнитивистский подход к исследованию памяти

2. Рассмотреть исследования моделей памяти в когнитивной психологии

3. Рассмотреть основные аспекты исследований мнемических процессов и видов памяти


Заключение

Изучая подходы к исследованию памяти в когнитивной психологии, можно выделить, что современное представление о памяти, как информационном процессе, включает в себя «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении». Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер. При получении сенсорной информации (стимулов) мы сосредотачиваем, свое внимание на том (стимуле), что имеет для нас наибольшее значение, и передаем его в память. При этом происходит как бы кодирование полученной информации, поскольку увиденный стимул сохраняется у нас не в виде точной копии, а преобразуется в определенную последовательность каких-то знаков. Чем сложнее стимул, тем сложнее и разнообразнее возможности его кодирования, необходимость сосредоточиться на всех характеристиках и свойствах, связанных с ним.

Существует великое множество моделей переработки информации, пожалуй, сколько ученых занималось этой проблемой, столько моделей и было ими предложено. Но одно в них общее, по мнению психологов — это блок-схемы, каждый из которых выполняет строго определенные функции. От входа до выхода информация в этих моделях проходит через различные функциональные блоки, связи между этими блоками указывают путь прохождения этой информации. Таким образом, в настоящее время компьютерная «метафора» исследования структурной организации памяти наиболее подходящая. Различные ученые по-своему представляли память, это могла быть либо библиотека, либо мастерская или хранилище.

При получении сенсорной информации (стимулов) мы сосредотачиваем, свое внимание на том (стимуле), что имеет для нас наибольшее значение, и передаем его в память. При этом происходит как бы кодирование полученной информации, поскольку увиденный стимул сохраняется у нас не в виде точной копии, а преобразуется в определенную последовательность каких-то знаков. Чем сложнее стимул, тем сложнее и разнообразнее возможности его кодирования, необходимость сосредоточиться на всех характеристиках и свойствах, связанных с ним.

Блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства, всегда остаются главными. Например, по У. Найсеру сенсорная информация перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени.

Одна из традиционных проблем психологии памяти проблема объема кратковременной памяти с использованием информационного подхода была сформулирована следующим образом: зависит ли объем кратковременной памяти от количества информации, содержащейся в запоминаемом материале. Одним из первых эту проблему исследовал Дж. Миллер.

При рассмотрении памяти в когнитивной психологии существует дискретный и континуальный подход. Экспериментаторы рассматривают структуру процесса переработки (стадии (Д.Миллер) - множества (Массаро), какие факторы улучшают запоминание, проведены теоретические и экспериментальные исследования ассоциативной памяти.

Большинство авторов выделяют в мнемической системе четыре процесса: запоминание (кодирование), хранение, воспроизведение и забывание. Информация об устройстве человеческой памяти полезна для построения этнопсихологической теории. При этом следует учесть, что наша память избирательна и в своей избирательности культурно детерминирована. Не все события, запечатленные в нашей памяти становятся достоянием сознания, и в целом наша память представляет нам мир так, что его образ соответствует нашей культурной картине мира.

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Исследования памяти это большая победа когнитивной психологии, ведь именно благодаря ей мы смогли узнать о памяти гораздо больше за последние несколько лет, чем за всю предыдущую историю. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Память в ее понимании — есть психический процесс передачи информации по временному каналу, тогда применение и дальнейшее использование общих принципов информационной теории требует дальнейшего развития теории всех форм памяти, в том числе психологической.


Список литературы

1. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Смит Э. Е.и др. Введение в психологию: /Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. – М.: Тривола, 2000

2. Бартлетт Ф. Человек запоминает. // Хрестоматия по психологии памяти/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.292-303.

3. Берштейн И.А. Биомеханика и физиология движений. –М., МПСИ 1997

4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека культурное развитие специальных функций: память. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.390-405.

6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. –М., МПСИ, 1998

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1998.-496 с.

9. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 2004.

10. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.371-379.

11. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.

12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. –М., МПСИ, 1996

13. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.465-475.

14. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология, -М., МПСИ, 2000

15. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – Санкт Петербург, 2007.

16. Когнитивная психология. / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

17. Найсер У. Познание и реальность Хрестоматия. Психология памяти. М. ЧеРо,2000

18. Норман Д. Память и научение. –М., 1985

19. Лебедев А.Н.Память человека, ее механизмы и границы// Исследования памяти /Под ред.Н.Н.Корж. М.: Наука, 1992. С.104-118.

20. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. С. 134—148.

21. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание Психология памяти // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2000

22. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб, Питер, 2006. — 589 с: (Серия «Мастера психологии»)

23. Солсо Р. Мнемонические системы Психология памяти // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2000

24. Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или «память». // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр. 234-269.

25. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии, под ред. А.Д. Наследова СПб. Евразия 2002

26. Эббингауз Г. Смена душевных образований. // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – Москва, 2002 г. – стр.243-263.


Тема: «Исследования памяти в когнитивной психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика